Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (50) (2020)
УДК 376.2
DOI 10.24888/2073-8439-2020-50-2-86-93
ИССЛЕДОВАНИЕ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ
Статья посвящена изучению особенностей профессиональной мобильности у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в сравнении с условно здоровыми студентами. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска ресурсов активизации личностного потенциала и профессиональных компетенций у студентов с ОВЗ в условиях глобализации и интернационализации инклюзивного высшего образования. Нами использовался следующий диагностический комплекс: 1) опросник мотивационной структуры личности (В. Гербачевский); 2) опросник деловой направленности личности (В. Тараненко); 3) опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин); 4) тест структуры интеллекта (Р. Амтхауэр); 5) опросник самоотношения (В.В. Столин, С. Р. Пантилеев); 6) методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э. Винокурова); 7)16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. Для анализа данных применялись методы математической статистики. Рассчитывались первичные описательные статистики, для сравнения выраженности показателей профессиональной мобильности использовался непараметрический критерий сравнения для независимых выборок U-Манна-Уитни. Обработка результатов проводилась с применением программного пакета «SPSS Statistics 17.0». Обнаружено, что профессиональная мобильность у студентов с ОВЗ как свойство личности, формируемое на этапе подготовки в вузе, обеспечивающее готовность к осмысленному построению профессиональной карьеры, характеризуется низкими показателями. Доминируют внешние социальные мотивы профессионального образования, фиксируется неадекватный уровень притязаний, низкая самооценка, что затрудняет адаптацию к профессиональным трансформациям и будущей профессиональной деятельности. Выявленные особенности могут быть использованы для организации инклюзивного образования с целью повышения конкурентноспособности и профессиональной адаптации выпускников вузов.
Ключевые слова
профессиональное образование; инклюзивное образование; студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; профессиональная мобильность; vocational education; inclusive education; disabled students and students with health limitations; occupa
THE STUDY OF DISABLED STUDENTS MOBILITY IN THE INCLUSIVE EDUCATION ENVIRONMENT
The article studies features of professional mobility that are typical for students with disabilities as compared to conditionally healthy students. The urgency of the research is conditioned by the need in searching for resources to activate individual potential and professional skills of disabled students in the environment of globalization and internationalization of inclusive vocational education. The following diagnostic suite was used: 1) the questionnaire of personality’s motivation structure (V. Gerbachevskiy); 2) the questionnaire of personality business orientation (V. Taranenko); 3) the questionnaire “Communicative and organizing skills” (V.V. Sinyavskiy, V.A. Fedoroshin); 4) structure of intelligence test (R. Amthauer); 5) self-attitude questionnaire (V.V. Stolin, S.R. Pantileyev); 6) method of diagnosing personal career values (A. Shane, translation and adaptation by V.A. Chiker, V.E. Vinokurova); 7) Kettel’s 16-factor personality questionnaire. For the analysis of obtained data methods of mathematical statistics were applied. Preliminary descriptive statistics was rated; to compare the degrees of professional mobility indices the Mann-Whitney U-test was used. The analysis of observations was carried out with the use of the software package “SPSS Statistics 17.0”. It was found that disabled students professional mobility as a personal attribute, being shaped while acquiring professional education and providing readiness for considered career building, is characterized by low indices. Extrinsic social motives for acquiring professional education prevail; inadequate level of aspiration and low self-esteem are observed, that imply difficulties in the process of adaptation for professional transformation and future professional activity. Revealed peculiar features should be taken into account in the process of organizing inclusive education aimed at competitive recovery and professional adaptation of university graduates.
Список литературы
-
Братцева О.А., Миронов А.В., Миняйло К.О., Булатова О.В. Развитие профессиональной мобильности у студентов с инвалидностью на этапе подготовки в вузе // Science for Education Today. 2019. № 1. С. 109-122
-
Кукуев Е.А., Огороднова О.В., Федина Л.В. Личностные характеристики студентов с инвалидностью в контексте академической мобильности // Kant. 2019. № 4(33). С. 285-289
-
Кукуев Е.А., Волосникова Л.М., Огороднова О.В. Академическая мобильность и инвалидность в высшем образовании: тематический и библиометрический анализ публикаций на портале elibrary.ru // Kant. 2019. № 3(32). С. 57-66
-
Мищенко В.А. Региональная модель формирования профессиональной мобильности студентов: автореф. ... дис. д. пед. наук. Москва, 2012
-
Прозорова Н.Г. Уровни профессиональной мобильности // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26). С. 270-273
-
Фоминых Е.С. Психологический анализ рисков виктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессионально-образовательной среде // Электронный научно-образовательный журнал «Грани познания». 2012. № 2(16). С. 69-73. URL: http://www.grani.vspu.ru/jurnal/21 (дата обращения: 24.04.2020)
-
Шинина Т.В. Проблемы личности инвалидов: социально-психологические аспекты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 1. С. 145-150
-
Dolga L., Filipescu H., Popescu-Mitroi M.M., Mazilescu C.A. Erasmus Mobility Impact On Professional Training And Personal Development Of Students Beneficiaries // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. P. 1006-1013. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.235
-
Simoes D., Pinheiro, M, Santos C. A, Filipe S., Barbosa B., Dias G.P. Insights into the expectations of mobility students: the impact of Erasmus in their future professional careers // 3rd International Conference on Higher Education Advances. Valencia, 2017. P. 696-704. DOI: 10.4995/HEAd17.2017.5360