Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (50) (2020)
УДК 37.01
DOI 10.24888/2073-8439-2020-50-2-109-118
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНЫЙ (К ЮБИЛЕЮ Е.И. ПАССОВА)
Статья посвящена девяностолетнему юбилею научно-педагогической деятельности выдающегося ученого, педагога, основателя Липецкой методической школы, известной не только в России, но и за ее пределами. Автор кратко описывает и анализирует жизненный путь, педагогическую и научную деятельность ученого, внесшего огромный вклад в теорию и практику обучения иностранным языкам в их ключевых аспектах. Талант Е.И. Пассова как ученого и организатора науки наиболее мощно раскрылся в годы его деятельности в Липецком государственном педагогическом институте, ныне университете. Под его руководством была разработана Концепция иноязычного коммуникативного образования, в основу которой положена идея коммуникативности, культуросообразности, индивидуальности, духовности в образовании. Методологические положения его научной школы были реализованы в массовой практике иноязычного образования в России. Большим вкладом в теорию профессионального образования учителя иностранного языка явилась разработанная ученым схема генезиса методического мастерства учителя, уровней профессионализма, а также перечень профессиональных умений учителя. В статье отмечаются уникальные организаторские способности Е.И. Пассова. В 1990 г. в ЛГПИ под его руководством были созданы Межвузовский центр коммуникативного обучения иноязычной культуре, Лаборатория учебников, где разрабатывались учебно-методические комплекты для школьного обучения по четырем языкам (русскому, английскому, немецкому и французскому). Автор дает краткую характеристику деятельности ученого в качестве научного руководителя и рецензента, оппонента диссертационных исследований в области иноязычного образования. В статье подчеркивается преданность Е.И. Пассова науке и образованию, его гражданская позиция, с которой он отстаивал интересы отечественной науки и ее приоритет в сфере иноязычного образования.
Ключевые слова
иноязычное образование; коммуникативность; Липецкая методическая школа; Лаборатория учебников; методика как наука будущего; методическое мастерство учителя; развитие индивидуальности в диалоге культур; foreign language education; communicative skills; Lipet
THE TEACHER AND THE SCIENTIST (TO Е.I. PASSOV'S ANNIVERSARY)
The article is dedicated to the ninetieth anniversary of the scientific and pedagogical activity of an outstanding scientist, teacher, founder of the Lipetsk Methodological School, known not only in Russia but also abroad. The author briefly describes and analyzes the life path, the pedagogical and scientific activities of a scientist who made a huge contribution to the theory and practice of teaching foreign languages in its key aspects. E.I. Passov’s talent as a scientist and organizer of science was most powerfully revealed during his years at Lipetsk State Pedagogical Institute, now a university. Under his leadership, the Concept of Foreign Language Communicative Education was developed, which was based on the idea of communicativeness, cultural identity, individuality, spirituality in education. The methodological provisions of his scientific school were implemented in the mass practice of foreign language education in Russia. A great contribution to the theory of professional education of a foreign language teacher was the scheme of the genesis of teacher’s methodological skills, levels of professionalism, as well as a list of teacher’s professional skills developed by the scientist. The article notes the unique organizational abilities of the scientist. In 1990 E.I. Passov organized and headed the Interuniversity Center for Communicative Learning in Foreign Language Culture (later - the Russian Center for Foreign Language Education). During this period, the Laboratory of Textbooks, established at the Lipetsk State Pedagogical Institute under the supervision of E.I. Passov, where educational and methodological kits were developed for school instruction in four languages (Russian, English, German and French). The author gives a brief description of his activities as a supervisor and reviewer, opponent of dissertation research in the field of foreign language education. The article emphasizes the loyalty of E.I. Passov to science and education, as well as his civic position, with which he defended the interests of domestic science and its priority in the field of foreign language education.
Список литературы
-
Голованов Я. Этюды об ученых. М.: Молодая гвардия, 1983
-
Коростелев В.С. Методика функционального формирования лексических навыков говорения: на материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 1982
-
Кузовлев В.П. Индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности как средство создания коммуникативной мотивации: на материале обучения говорению на английском языке в средней школе: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 1981
-
Пассов Е.И. Аналитика как условие развития методической науки. Кн. 4. Елец: МУП «Типография» г. Ельца, 2011
-
Пассов Е.И. Духовный потенциал русской словесности (размышления по поводу) // Духовность и ментальность: экология языка и культуры на рубеже XX-XXI веков. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной педагогической и научной деятельности проф. Галины Васильевны Звёздовой и приуроченной к ее юбилею. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 12-15
-
Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения. М.: Просвещение, 1967
-
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. М.: Просвещение, 1985
-
Пассов Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. СПб.: Златоуст, 2019
-
Пассов Е.И. Образование и методика: от сущего к должному // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2017. Т. 15. № 4. С. 389-413
-
Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989
-
Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур» М.: Просвещение, 2000
-
Пассов Е.И. Старшóй советской методики. Памяти Григория Евгеньевича Веделя // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1 C. 239-240
-
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988
-
Пассов Е.И., Двуреченская Т.А. Концепция высшего профессионального педагогического образования (на примере иноязычного образования). Липецк: ЛГПИ, 1998
-
Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993
-
Пассов Е.И. Oбразование и учитель в современном мире // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2006. № 2. С. 37-41. URL: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=2 (дата обращения: 25.04.2020)
-
Пассов Е.И. Коммуникативность: прошлое, настоящее, будущее // Русский язык за рубежом. 2010. № 5(222). С. 26-34
-
Царькова В.Б. Речевые упражнения как средство развития речевого умения: в процессе обучения говорению на немецком языке в средней школе: дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 1981