Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Добрин А.В.. ОСОБЕННОСТИ ТОРМОЗНОГО КОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЛАТЕРАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Статья посвящена изучению особенностей тормозных процессов у студентов с различным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии (ФСМА). В литературе есть данные о том, что тормозный контроль является одним из центральных механизмов управления изменением поведения в различных ситуациях. В то же время известно, что тип профиля ФСМА связан с процессами адаптации как к природным, так и к социальным условиям. В связи с этим высказывается предположение о том, что параметры тормозного контроля могут иметь различные особенности у испытуемых с различным типом латерального профиля. Было обследовано 130 студентов (средний возраст 20±3,03 года), которым были предложены методики на выявление типа профиля ФСМА и особенностей тормозного контроля. Определение типа латерального профиля проводилось при помощи набора проб, позволяющего выявить преимущество левой или правой стороны в сенсорной и моторной сферах (В.П. Леутиным и Е.И. Николаевой). Изучение особенностей тормозного контроля включало исследование особенностей интерференционного контроля при помощи методики «Интерференция» О.М. Разумниковой (Разумникова, Савиных, 2016) и особенностей самоконтроля при помощи методики ReBOS (Николаева, Вергунов, 2013). Было выявлено, что различий в степени интерференции рабочей памяти у студентов с различным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии нет, однако у студентов с левым типом латерального профиля выявлены самые низкие средние показатели интерференции рабочей памяти. Анализ особенностей параметров сенсомоторной интеграции показал, что студенты как с левым типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, так и с левым типом асимметрии отдельных компонентов профиля допускали меньше пропусков при выполнении простой и сложной сенсомоторной реакции, чем испытуемые с правым типом латерального профиля.
The article is devoted to the study of the features of inhibitory processes in students with different types of functional sensorimotor asymmetry (FSMA) profiles. There is evidence in literature that inhibitory control is one of the central mechanisms for controlling behavior change in various situations. At the same time, it is known that the type of the profile of the FSMA is associated with adaptation processes, both to natural and social conditions. In this regard, it is suggested that the parameters of inhibitory control may have different features in subjects with different types of lateral profile. 130 students (average age 20 ± 3.03 years) were examined, who were offered methods for identifying the type of FSMA profile and the features of inhibitory control.The determination of the type of lateral profile was carried out using a set of tests that allowed us to reveal the advantage of the left or the right side in the sensory and motor spheres (V.P. Leutin and E.I. Nikolaeva). The study of the features of the inhibitory control included the study of the features of the interference control using the “Interference” technique by O.M. Razumnikova. (Razumnikova, Savinykh, 2016), and features of self-control using the ReBOS technique (Nikolaeva, Vergunov, 2013). It was found that there were no differences in the degree of interference of working memory in students with different types of functional sensorimotor asymmetry, however, students with the left type of lateral profile had the lowest average indicators of interference in working memory. The analysis of the features of the parameters of sensorimotor integration showed that students with both the left type of the functional sensorimotor asymmetry profile and the left type of asymmetry of the individual components of the profile made fewer gaps when performing a simple and complex sensorimotor response than the students with the right type of lateral profile.

Николаева Е.И., Сутормина Н.В.. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЙ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ ДЕТЬМИ В ИНТЕРНЕТЕ. ОБЗОР ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В работе проведен анализ исследований, посвященных изучению когнитивных стилей и стратегий, которые применяют учащиеся при поиске в интернете. В процессе этих исследований были предложены весьма продуктивные методы, которые могут быть полезны исследователям, интересующимся тем, как люди ищут информацию, необходимую для достижения поставленных целей и принимают решения в отношении выбора той или иной информации для дальнейшей работы. Возможно изучение непосредственной работы в интернете или решение имитационных задач. В первом случае наблюдается реальный поиск решения, второй вариант интересен тем, что все испытуемые поставлены в абсолютно одинаковые условия. Методы исследования можно условно разделить на программные, инструментальные и методы наблюдения. В первом случае используется программный пакет Windows для оценки поведения человека в процессе поиска. Во втором случае применяются разнообразные инструменты: запись ЭЭГ, ЭКГ, КГР, параметры, оцениваемые ай-трекером, фЯМР томографией, МЭГ, и другие методы. Три параметра: фиксация взгляда, расширение зрачков и частота моргания - являются неинвазивными и взаимодополняющими параметрами, имеющими понятные нейронные основания. Методы наблюдения, с одной стороны, являются времяёмкими, с другой - позволяют получить достаточно много информации об индивидуальных особенностях поведения в процессе поиска в интернете. Одновременное применение разных методов резко повышает возможность выявления релевантности информации для испытуемого.
The paper analyzes studies on cognitive styles and strategies that students use for web search. In the course of these studies, very productive methods have been proposed that can be useful to researchers who are interested in how people search for information necessary to fulfill their goals and make decisions about the choice of this or that information for further work. It is possible to study direct work on the Internet or solve simulation problems. In the first case, you can observe a real search for a solution, the second option is interesting because all the subjects are put in exactly the same conditions. Research methods can be divided into software, instrumental, and observation methods. In the first case, the Windows software package is used to evaluate human behavior during the search process. In the second case, a variety of tools are used: EEG recording, ECG, KGR, parameters evaluated by an eye-tracker, fMRI, MEG, and other methods. Three parameters: gaze fixation, pupillary dilatation, and blinking frequency are non-invasive and complementary parameters with clear neural bases. Observation methods, on the one hand, are time - consuming, on the other hand, allow you to get a lot of information about individual behavior in the process of web search. Simultaneous use of different methods dramatically increases the ability to identify the relevance of information to the subject.

Павлов К.И., Петренко М.И., Сырцев А.В., Архимук А.Н., Астахова С.А., Андиева Н.М.. КАРДИОВАСКУЛЯРНЫЕ И ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У КУРСАНТОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ИНСТИТУТА

Цель работы: изучить кардиоваскулярные и электроэнцефалографические проявления познавательных процессов у курсантов военно-морского института с опытом довузовской военной подготовки, связанные с эффективностью их адаптации к условиям обучения в военном вузе. Обследовано 44 курсанта первого курса Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ ВМА «Военно-морская академия», являющихся выпускниками суворовских училищ, средний возраст 18.0±0.7 лет. Применялись психологические и психофизиологические методики, электрофизиологические методы анализа вариабельности сердечного ритма, пальцевой фотоплетизмографии и электроэнцефалографии. Использовались статистические методы: расчет среднего значения и среднеквадратического отклонения, автоматизированные нейронные сети Кохонена, однофакторный дисперсионный анализ и эксплораторный факторный анализ. Установлено, что курсанты, продемонстрировавшие относительно высокий уровень когнитивных функций: высокий уровень развития кратковременной памяти, выраженные способности к решению пространственных и арифметических задач,- показали результаты, указывающие на сбалансированность нервных процессов возбуждения и торможения. Эти курсанты также характеризовались средним уровнем выраженности частоты сердечных сокращений, более низкими значениями относительной мощности модуляций сердечного ритма в диапазоне низких частот, средне выраженными показателями вариабельности сердечного ритма и сосудистого тонуса. Данный психофизиологический профиль правомерно рассматривать как оптимальный для эффективной когнитивной деятельности и адаптации к условиям обучения в военном вузе. Показано, что с низкой эффективностью когнитивных функций связаны как высокие, так и низкие значения уровней выраженности вариабельности сердечного ритма и сосудистого тонуса. Во всей выборке обследуемых экспериментально установлена статистически значимая отрицательная связь между активностью сенсомоторной коры головного мозга и величиной относительной мощности модуляций сердечного ритма в диапазоне низких частот.
The aim of our research is to study cardiovascular and electroencephalographic characteristics of cognitive process in cadets of the naval institute with previous military-training experience which are connected with the efficiency of their adaptation to studying at a military institute. We studied 44 first-year cadets of the Military Institute (Naval), N.G. Kuznetsov Naval Academy who finished Suvorov Military High Schools. The mean age is 18.0±0.7 years. We used physiological and psychophysiological tests, methods of analysis of heart rate variability, finger photoplethysmography and electroencephalography. We used statistical methods: the calculation of mean value and mean square deviation, Kohonen’s automated neural networks, single-factor analysis of variance and factor analysis. Cadets with high level of development of short-term memory and high level of abilities for solving spatial and arithmetic tasks showed the balance of nervous excitative and inhibition processes. These cadets had an average level of heart rate, low level of relative spectral power of heart rate modulations in the low frequency range, average levels of heart rate variability and vascular tone. This psychophysiological profile is optimum for effective cognitive activity and adaptation to training at a naval institute. High and low values of heart rate variability and vascular tone had negatively effects for cognitive functions. We have established the negative correlation between the activity of sensor-motor cortex of the brain and relative spectral power of heart rate modulations in the low frequency range in all samplings.

Буланкина Н.Е.. КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ГУМАНИТАРНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Постановка задачи, определившая объект, предмет и проблемное поле исследования гуманитарной составляющей современного отечественного образования, связана с необходимостью обновления культурных практик. Цель статьи автору видится в теоретическом и практическом обосновании одной из возможных гуманитарных моделей (2013) с учетом целевых установок на повышение качества образования и использование инноваций, системно предлагаемых в эпоху постмодернизма. Научная экспозиция. Методология и материалы исследования опираются на анализ и обобщение существующих практик и подходов к актуализации проблемы культуротворческой миссии как важнейшего фактора самоорганизации образовательных систем в условиях новых вызовов современности в аспекте усиления ценностных доминант и установок личности в системе общего и профессионального образования. В результате уточнения и корректировки понятийного и технологического аппарата пролонгированного исследования представлена ценностная модель из четырех конструктов: полиязыковая концептосфера образования, полиязыковая концептосфера личности обучающихся, экспозиция корпуса гуманитарных ситуаций событийного образовательного процесса, стимулирующего интеллектуальный, эмоциональный и языковой потенциал личности, экспозиция тьюторских практик сопровождения гуманитарной самоорганизации. Каждый конструкт имеет свой гуманитарный контекст и практическое обоснование. В заключение формулируется основной вывод, суть которого в том, что каждый из конструктов не существует сепаратно, требует интегрального использования в образовательном процессе для понимания и оценки информационных потоков, происходящих в образовании и образовательной среде в целом, полиязыковой, непредсказуемой по сути, в содержательном и технологичном аспектах.
The problem statement related to innovation and leadership for effective development of the Russian domestic education that is in search of novel concepts, is focused on reflecting brand new approaches to qualitative education in the framework of student-centered, communicative-directed comprehension process in terms of post-modernism philosophy to design a framework of a logical model of self-development that supports knowledge construction in the area of the polylingual educational space. Scientific exposition and introduction to the problem. This study based on the research of axiological approach to the development of the multicultural environment, that is also reflected in a number of government agencies documents (The law on "Education", 2012; National Projects “Education”, 2019). The reason for innovations is in need of making learning meaningful and relevant to prepare students for an unknown future life that is subject to continual change. Results of the research and their discussion. This paper presents the design of a framework using Technology, Pedagogy, and Content Knowledge in terms of humanitarian self-organization of personality based on parameters of the educational professional space; methodological constructs of the axiological model of the humanitarian self-development; criteria of philosophical comprehension of the micro concepts of great national value; ways to make the most of the languages, both verbal and non-verbal as expressive means of culture; the corpus of varied events and communicative situations of multilingual conceptual sphere of education, which are always a source of inspiration for the individual. In conclusion it is emphasized that none of those constructs combined into four groups of characteristics is a universal predictor of the success of the educational activities, this effect being achieved as a source of inspiration for teachers only via their integration and constant research of the events and situations.

Топальска Р.. ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ

Педагогика - это наука, которая претерпевает постоянные реформы, обусловленные изменениями, происходящими в повседневной жизни людей. Она должна быть актуальной и адекватной потребностям общества, обеспечивая высокое качество образования, чтобы успешно реализовывать будущее на рынке труда и в жизни в целом. Неизбежное использование информационных технологий во все областях, включая образование, ведет к внедрению новых образовательных парадигм. Именно эти ежедневные изменения являются одной из самых больших проблем, стоящих перед современным учителем. Он должен своевременно обновлять свои знания, навыки и компетенции, чтобы соответствовать потребностям образования и своих учеников. Новейший предмет, введенный в начальном образовании в Болгарии, очень специфичен и требует определенных компетенций и навыков, которыми должны обладать не только учителя, но и ученики. Его введение поднимает ряд вопросов, связанных с готовностью учиться. Важны не только компьютерные навыки учителей начальных классов, но и наличие соответствующих возможностей в каждой болгарской школе. Эти вопросы побудили нас провести исследование, описанное в этом отчете. Целью исследования является проверка готовности к обучению компьютерному моделированию: как подготовка учителей, так и материальная поддержка, предоставляемая современными болгарскими школами, обусловленная спецификой этого предмета. Включенные задания были направлены на проверку упомянутой готовности и на исследование теоретических основ преподавания нового предмета. Объектом представленного исследования был тренинг по компьютерному моделированию на начальном этапе, а предметом - готовность к проведению этого тренинга.
Pedagogy is a science that is undergoing constant reforms, imposed by the changes taking place in people's daily lives. It must be relevant and adequate to the needs of society, ensuring high quality education, with a view to successful future realization on the labor market and in life in general. The inevitable inclusion of information technologies in all areas, including education, leads to the introduction of new educational paradigms. It is these daily changes that are one of the greatest challenges the modern teacher faces. They must update their knowledge, skills and competencies in a timely manner in order to be adequate to the needs of education and students. The newest subject introduced in Bulgarian primary education is very specific and requires certain competences and skills, both for teaching by the teachers and for the students' education. Its introduction has provoked a number of questions concerning the readiness for it. It is not just the computer skills of primary school teachers, but also the availability of adequate facilities in every Bulgarian school. These questions have provoked us to carry out the study described in this report. The purpose of this study is to check the readiness to teach Computer Modeling - both teacher training and material support provided by modern Bulgarian schools, imposed by the specifics of this subject. The included tasks were aimed both at checking the mentioned readiness and at researching the theoretical foundations of teaching the new subject. The object of the presented research was the training in computer modeling in the initial stage, and the subject - the readiness for conducting this training.

Андреева О.С., Булатова О.В.. О СОВРЕМЕННЫХ ФОРМАТАХ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ В КОНТЕКСТЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья посвящена обзору современных российских программ профессиональной подготовки уровня магистратуры в контексте задач инклюзивного образования. В рамках данной статьи мы проводим анализ форматов магистерских программ, в первую очередь российских, выявляем перспективы этих программ с точки зрения потенциальных возможностей академической мобильности, в том числе для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Современная российская магистратура находится в процессе трансформации, а поле магистерских программ отличается разнообразием как по содержанию, так и по формам реализации. Вопросы проектирования, трансформации и реализации именно магистерских программ в последние годы достаточно активно рассматриваются в российских научных публикациях, посвященных вопросам образования, однако вопросы инклюзии вообще и академической мобильности студентов с ограниченными возможностями здоровья, как правило, остаются за пределами внимания авторов. Программы академической мобильности для студентов, в том числе на уровне магистратуры, вносят значительный вклад в социальное и личностное развитие, в будущий карьерный рост выпускников, способствуют трудовой миграции и, следовательно, экономической глобализации и развитию экономики в целом. В то же время в настоящее время студенты с ограниченными возможностями здоровья практически не участвуют в этом процессе. Поэтому возникает необходимость анализа современных форматов программ в контексте академической мобильности для студентов с ограниченными возможностями здоровья и условий их реализации. Доступность инклюзивной образовательной среды рассматривается с двух позиций: образовательной и социальной.
The article is devoted to an overview of modern Russian master's degree programmes in the context of inclusive education. Within the framework of this article we analyze the formats of master's degree programs, first of all Russian, identify the prospects of these programs in terms of potential opportunities of academic mobility, including for students with disabilities. Modern Russian MA cources are in the process of transformation, and master's degree programs differ both in content and in forms of realization. Issues of design, transformation and implementation of master's programs in recent years have been quite actively considered in Russian scientific publications devoted to education, but issues of inclusion in general and academic mobility of students with disabilities often remain outside the consideration. Academic mobility programs contribute significantly to social and personal development, to future graduate careers, promote labor migration, and therefore contribute to economic globalization. At the same time, at present, students with disabilities do not participate in mobility programmes. Therefore, there is a need to analyze modern program formats in the context of academic mobility for students with HIA and the conditions for their implementation. The availability of the inclusive educational environment is viewed from two perspectives: educational and social.

Ежова А.В., Крюкова О.Н., Короткова С.Б., Зеленина Т.М., Петрова Т.Н.. АТЛЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ПЛОСКОСТНОГО МЕТОДА ПОСТРОЕНИЯ НАГРУЗОК

В рамках настоящей статьи рассматриваются вопросы, связанные с детальным изучением ключевых направлений силовой подготовки спортсмена с учетом особенностей, присущих игре в волейбол. Четкое понимание принципов построения атлетических тренировок представляет собой фундаментальную основу, на которой в дальнейшем будет получена возможность достижения максимально высоких показателей в соревновательный перид. Кроме того, в случае использования плоскостной атлетической тренировки создаются условия для снижения травматизма, возникающего в случае перетренированности и неправильного формирования мышечного корсета. В результате применения экспериментальной методики в рамках организации и производства комплексной подготовки волейболистов удалось выявить ряд значительных изменений отдельных характеристик общей и специальной подготовленности, ни в чем не уступающей общепринятой. Разработанная авторами методика атлетической подготовки, учитывающей плоскостной тренинг построения нагрузки, создает условия для значительного снижения уровня травматизма из-за перетренированности и неправильного формирования мышечного корсета. Профилактика травматизма спортсменов считается краеугольным камнем всей системы атлетической подготовки. Так как «любая спортивная деятельность ведет к формированию специфичных для данного вида спорта мышечных дисбалансов», то доминирующей задачей тренера является нивелирование уровня возникновения травм, характерных для конкретного вида спорта и в то же время способствование повышению спортивных показателей спортсменов вне атлетического зала. Применение обозначенного выше метода в структуре комплексной подготовки волейболистов может выступить в качестве ключевого фактора, который позволит в конечном счете обеспечить оптимальную физическую форму спортсмена, а значит, и рост спортивных достижений, укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения и физических способностей - силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.
This article discusses issues related to a detailed study of the key areas of strength training of an athlete, taking into account volleyball peculiarities. A clear understanding of the principles of building athletic training is a fundamental basis on which in the future it will be possible to achieve the highest possible performance during the competition period, in addition, this creates conditions for reducing injury rates. In the case of using planar athletic training, conditions are created to reduce injuries that occur in the case of overtraining and incorrect formation of the muscle corset. As a result of using experimental methods in the organization and production of complex training of volleyball players, it was possible to identify a number of significant changes in individual characteristics of General and special training, which is not inferior to the generally accepted one. The method of athletic training developed by the authors, taking into account the planar training of load building, creates conditions for a significant reduction in the level of injuries due to overtraining and incorrect formation of the muscle corset. Prevention of injuries of athletes is considered the cornerstone of the entire system of athletic training. Since "any sports activity leads to the formation of specific muscle imbalances for this sport", therefore, the dominant task of the coach is to lower the level of injuries that are typical for a particular sport, and, at the same time, contribute to improving the athletic performance of athletes outside the athletic hall. The use of the above method in the structure of comprehensive training of volleyball players can act as a key factor that will ultimately ensure the optimal physical form of the athlete, and therefore the growth of sports achievements, strengthening and maintaining health, the formation of the athlete's physique and physical abilities - strength, speed, coordination, endurance and flexibility.

Емельянова И.Д., Подольская О.А., Черепанова И.В.. ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ориентация социокультурной политики на демократизацию и гуманизацию общества и развитие отечественных систем образования инициируют к многостороннему анализу современного состояния и поиску основных направлений эффективного развития инклюзивного образования. Нами предпринята попытка проанализировать процесс внедрения инклюзии и сопровождения детей с нарушениями в развитии в Российской Федерации и Республике Беларусь. Авторы статьи в целостном виде представили на основе фактологического и аналитического материала разработанность проблемы инклюзивного образования в научно-педагогическом и практическом аспектах в Российской Федерации и Республике Беларусь. Считая идею сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (особенностями психофизического развития) воплощением гуманистического и личностно-ориентированного подходов в условиях инклюзивного образования, авторы дают развернутую характеристику этому процессу на примере их стран. В условиях инклюзии сопровождение призвано осуществлять поддержку прав детей в аспекте развития и образования, защищая их здоровье от перенасыщенности образовательных программ, часто не соответствующих их потенциальным возможностям. Уделяя внимание роли субъектов образовательного процесса в дозированности нагрузки для этих детей, в статье обосновывается контроль за состоянием обучающихся со стороны иных субъектов образования, входящих в структуру психолого-медико-педагогической службы, цель которых состоит в уравновешивании оптимизирующих образовательных воздействий и возможностей ребенка. Статья раскрывает и современные проблемы, стоящие перед инклюзивным образованием обеих стран. Они заключаются в невозможности предоставления доступной интеграции детям с ограниченными возможностями здоровья (особенностями психофизического развития) уже с раннего возраста, недостаточной материально-технической, программно-методической и кадровой обеспеченности инклюзивных организаций, отсутствии механизма полного обеспечения разных видов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (особенностями психофизического развития) (медико-социальной и коррекционно-развивающей) и консультативной поддержки их родителей. Анализ современного состояния инклюзивного образования в Российской Федерации и Республике Беларусь, предоставленный в статье, позволяет обнаружить тенденции развития инклюзивного образования в обществе, которые не ограничиваются лишь отраслевой образовательной задачей, решаемой системой образования.
The orientation of sociocultural policies towards democratization and humanization of society and the development of domestic education systems initiates a multilateral analysis of the current state and the search for the main directions for the effective development of inclusive education. We made an attempt to analyze the process of introducing inclusion and supporting children with developmental disabilities in the Russian Federation and the Republic of Belarus. The authors of the article in an integral form presented on the basis of factual and analytical material the elaboration of the problem of inclusive education in scientific, pedagogical and practical aspects in the Russian Federation and the Republic of Belarus. Considering the idea of supporting a child with disabilities (characteristics of psychophysical development) as the embodiment of a humanistic and personality-oriented approach in inclusive education, the authors give a detailed description of this process using the example of their countries. In the context of inclusion, support is intended to support children's rights in terms of development and education, protecting their health from a glut of educational programs that often do not meet their potential. Paying attention to the role of the subjects of the educational process in the dosage of the load for these children, the article substantiates the monitoring of the state of students by other subjects of education included in the structure of the psychological, medical and pedagogical service, the purpose of which is to balance optimizing educational influences and the child's capabilities. The article also reveals the current problems the inclusive education of both countries faces. They consist of the impossibility of providing accessible integration to children with disabilities (features of psychophysical development) from the early age, insufficient material, technical, software, methodological and staffing of inclusive organizations, the lack of a mechanism for the full provision of various types of assistance to children with disabilities (features psychophysical development) (medical-social and correctional-developing) and advisory support of their parents. The analysis of the current state of inclusive education in the Russian Federation and the Republic of Belarus, presented in the article, reveals trends in the development of inclusive education in society, which are not limited only to the sectoral educational task that the educational system solves.

Зинятов А.Н.. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОЦЕНКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В работе представлен анализ факторов, влияющих на результаты различного рода мониторинговых мероприятий в системе управления профессиональным образованием. Актуальность изучения причин, приводящих к повышению или снижению оценки образовательных организаций в системе профессионального образования, возникает как следствие существования требований нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций, в том числе и в части прохождения как обязательных, так и факультативных проверок, определяющих необходимые параметры учебных заведений в системе профессионального образования для принятия соответствующих решений участниками отношений в сфере образования в рамках их официальных полномочий. Цель исследования - определить факторы, влияющие на оценку образовательных организаций в системе профессионального образования, имеющих отношение, в частности, к независимой оценке качества обучения, и обозначить возможные пути повышения успешности прохождения мониторинга. Для получения предполагаемого результата определены аспекты профессионального образования, подлежащие независимой оценке, выявлены противоречия, возникающие в данных областях, и обозначены возможные пути их разрешения. В статье представлен подробный анализ таких актуальных проблем в системе профессионального образования, как несоответствие реальных и планируемых результатов освоения образовательных программ и недостаточный уровень квалификации педагогических работников, оказывающих существенное негативное влияние на оценку функционирования образовательных организаций в рамках управления системой образования. По итогам изучения указанных аспектов предложено теоретическое и практическое обоснование вариантов увеличения результативности функционирования образовательных организаций и, как следствие, повышения степени эффективности прохождения независимых экспертных проверок.
The paper presents an analysis of factors influencing the results of various kinds of monitoring activities in the vocational education management system. The relevance of studying the reasons leading to an increase or decrease in the assessment of educational organizations in the vocational education system arises as a result of the existence of the requirements of regulatory legal acts regulating the activities of educational organizations, including in terms of passing both mandatory and optional checks that determine the necessary parameters of educational institutions in the vocational education system, for making appropriate decisions by the participants in the field of education within the framework of their official powers. The purpose of the study is to determine the factors influencing the assessment of educational organizations in the vocational education system, which are related, in particular, to an independent assessment of the quality of education and to outline possible ways to increase the success of monitoring. To obtain the expected result, the aspects of vocational education are identified that are subject to independent assessment, the contradictions that arise in these areas are identified and possible ways to resolve them are indicated. The article presents a detailed analysis of such urgent problems in the vocational education system as the discrepancy between the actual and planned results of mastering educational programs and the insufficient level of qualifications of teaching staff, which have a significant negative impact on the assessment of the functioning of educational organizations within the framework of the management of the education system. Based on the results of the study of these aspects, a theoretical and practical substantiation of options for increasing the effectiveness of the functioning of educational organizations and, as a consequence, increasing the degree of efficiency of passing independent expert reviews was proposed.

Карпачева И.А., Меренкова В.С., Дворяткина С.Н.. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ: ОТ ТРАДИЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

Статья посвящена рассмотрению понятия «управление процессом обучения» через анализ различных моделей: от традиционных к интеллектуальному управлению. Показано, что применительно к обучению управление характеризуется целенаправленностью, непрерывностью, последовательностью, систематичностью, гибкостью и результативностью в течение всего периода протекания процесса. При этом обучение является сложно управляемым процессом, поскольку педагог не всегда контролирует каждый этап получения образовательных результатов у каждого обучающегося. Проанализированы теории, нацеленные на преодоление вышеуказанных факторов: теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теория научения Б.Ф. Скиннера, работа Л.Н. Ланды, который применил в отношении процесса обучения такое понятие, как «алгоритм». Рассмотрены технологии CALL (Computer Assisted Language Learning) в образовательной практике, актуальные благодаря возможности использования компьютерных программ различного вида (обучающих, контролирующих, прикладных и пр.). Обобщены исследования по оценке возможностей применения автоматизированных обучающих систем (АОС) для управления учебной деятельностью обучающихся. Представлены системы управления обучением - Leaning management system (LMS). Анализ источников открытого доступа свидетельствует, что образовательные организации внедряют и используют программные продукты, предлагаемые рынком, например, такие, как MOODLE, Blackboard learning, WebCT, Lotus Workplace Collaborative Learning, MS Learning Gateway, системы дистанционного обучения «Прометей» и «СТ Курс», система дифференцированного обучение «Гекадем» и другие. Проанализированы онтологические модели А.В. Аникина, А.Ю. Ужвы, Я.В. Ланг, которые успешно решают определенный круг задач, но не дают возможности учитывать в ходе управления процессом обучения индивидуальные параметры обучаемых. Особое внимание уделено разработке интеллектуальных систем и систем интеллектуального управления. Показаны примеры зарубежных обучающих систем (learning systems), включающих веб-технологии. Сделан акцент на том, что различные стили обучения влияют на подход учащихся к решению проблем и задач, в частности, Граф и Каппель ввели стили обучения в системы управления обучением в стремлении повысить адаптивность системы.
The article discusses the concept of “management of the learning process” through the analysis of various models, from traditional to intelligent management. It is shown that with respect to training process management is characterized by purposefulness, continuity, the sequence regularity, flexibility, and efficiency for the entire period. In this case, learning is a difficult process to manage because the teacher does not always control every stage of obtaining educational results of each student. Theories aimed at overcoming the above factors are analyzed: the theory of the phased formation of mental actions by P.Y. Halperin, the theory of learning by B.F. Skinner, the work of L.N. Landa, who applied the concept of “algorithm” to the learning process. CALL (Computer Assisted Language Learning) technologies are considered in educational practice due to the possibility of using computer programs of various kinds (training, supervising, applied, etc.). Studies on the assessment of the possibilities of using automated training systems (ATS) for managing learning activities of students are summarized. Learning Management System are presented (LMS). Analysis of open access sources indicates that educational organizations implement and use software products offered by the market, such as the MOODLE, Blackboard learning, WebCT, Lotus Workplace Collaborative Learning, MS Learning Gateway, a distance learning system “Prometheus” and “ST Course”, the system of differential education “Gekadem” and others. The ontological models of A.V. Anikina, A.Y. Alas, Y.V. Lang, which successfully solve a certain range of problems but do not allow one to take into account individual parameters of the trainees during the learning management. Particular attention is paid to the development of intelligent systems and intelligent management systems. Examples of foreign learning systems, including web technologies, are shown. The emphasis is placed on the fact that different learning styles affect the students' approach to solving problems and tasks, in particular, Graf and Kappel introduced learning styles into learning management systems in an effort to increase the adaptability of the system.

Мальцева В.А.. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема развития творческих умений будущих дизайнеров в процессе художественного формообразования. Актуальность данной проблемы определяется современными требованиями к подготовке компетентных, конкурентоспособных специалистов с позиций практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию. Качественная профессиональная подготовка зависит от продуктивного формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций в процессе реализации программ прикладного бакалавриата по направлению 54.03.01 Дизайн и гарантирует обеспечение регионального рынка труда специалистами, владеющими навыками художественного формообразования. А для успешного формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего дизайнера должно осуществляться систематическое поэтапное развитие его творческих умений. Процесс развития творческих умений студентов-дизайнеров предусматривает прохождение нескольких стадий: усвоение определенных действий по овладению алгоритмом решения творческих задач, осмысление конкретных способов творческой деятельности, развитие личности как субъекта творческой деятельности. Художественное формообразование как особый вид творческой деятельности, направленный на поиск художественной формы, является в нашем исследовании своего рода синтезом знания, смысла и чувства, системообразующим принципом дизайн-проектирования и основой развития творческих умений обучающихся. Определение уровней развития творческих умений будущих дизайнеров (абитуриенты, студенты 1-2 курсов, студенты 4 курса) происходило поэтапно в процессе выполнения творческих заданий по художественному формообразованию в рамках преподаваемых дисциплин «Пропедевтика», «Проектирование», «Проектная графика» и др., а также по результатам творческих вступительных испытаний. В ходе исследования было установлено, что творческие умения, связанные с самостоятельным конструированием дизайн-объектов из известных элементов на основе общих ориентирующих указаний и применением средств художественной выразительности, демонстрировали на высоком уровне 20-23 % поступающих в вуз и 100 % выпускников, в то время как корректно ставить цели и задачи, делать обобщающие выводы и находить нестандартные способы решения задач на высоком продуктивном уровне были способны 87 % выпускников.
The article deals with the problem of developing creative skills of future designers in the process of artistic shaping. The relevance of this problem is determined by modern requirements for the training of competent, competitive specialists, from the perspective of the practice-oriented approach to professional education. Quality training depends on the productive formation of General and professional competencies in the implementation of programs of applied bachelor degree cources in 54.03.01 Design and guarantees the regional labor market specialists with skills of the art form. For the successful formation of General professional and professional competencies of the future designer, a systematic step-by-step development of their creative skills must be carried out. The process of developing creative skills of design students involves several stages: mastering certain actions to master the algorithm for solving creative tasks, understanding specific ways of creative activity, and developing a person as a subject of creative activity. Artistic shaping as a special type of creative activity aimed at finding an artistic form is in our research a synthesis of knowledge, meaning and feeling, a system-forming principle of design and the basis for the development of students’ creative skills. Determining the levels of development of creative skills of future designers (entrants, students of 1-2 years, students of 4th year) was carried out gradually in the process of performing creative tasks on artistic shaping in the framework of the taught disciplines “Propaedeutics”, “Design”, “Project graphics”, etc., as well as the results of creative entrance tests. The study found that 20-23 % of incoming students and 100 % of graduates demonstrated high-level creative skills related to the independent construction of design objects from known elements based on General guidance and the use of means of artistic expression, while 87 % of graduates were able to correctly set goals and tasks, make generalizing conclusions and find non-standard ways to solve problems at a high productive level.

Симоновская Г.А.. ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ В КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

В статье раскрывается актуальность проблемы подготовки учителя математики, несбалансированности ее предметной и методической составляющих. Низкий уровень сформированности навыков работы со школьным учебником у выпускника педагогических направлений требует целенаправленного и эффективного пересмотра основных профессиональных образовательных программ, в том числе и учебных планов. Автором проведен анализ действующих учебных планов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), реализуемых в ведущих вузах страны, выпускники которых востребованы на рынке труда. Предложен один из возможных подходов к решению проблемы преодоления некомпетентности выпускника в вопросах работы с учебно-методическими комплексами по школьному курсу математики. Корректировка основных образовательных профессиональных программ по педагогическим направлениям в плане увеличения дисциплин предметно-методического характера, пересмотр распределения количества зачетных единиц курсов по выбору позволят практически подготовить выпускника к профессиональной деятельности. Введение в учебный план по педагогическим направлениям подготовки учителя математики дисциплины «Изучение школьных учебников математики» призвано обеспечить подготовку студента грамотно и осознанно работать с учебниками по школьному курсу математики, показать ее взаимосвязь с дисциплинами предметной подготовки. Выделены предложения, направленные на разрешение рассматриваемой проблемы.
This article touches upon the issue of training a teacher of mathematics, the imbalance of its subject and methodological components. The low level of the formation of skills in working with a school textbook by a graduate of pedagogical speciality requires a focused and effective revision of basic professional educational programs, including curricula. The article gives an analysis of the existing curricula in the field of training 44.03.05 Pedagogical education (with two specializations), implemented at leading universities of the country, which graduates are in demand on the labor market. One of the possible approaches is offered to solve the problem of overcoming non-competence of the graduate while working with educational and methodological complexes in the school course of mathematics. The correction of main educational programs of pedagogical directions in terms of the increase in the number of subjects of a subject-methodological nature, revising the distribution of the number of credit units of elective courses will allow one to practically prepare the graduate for professional activities. An introduction to the curriculum in pedagogical directions of training of a teacher of mathematics of “Studying school textbooks of mathematics” provides an opportunity to teach a student to competently and consciously work with textbooks in the school course of mathematics, to show its relationship with the subject-related disciplines. Proposals aimed at solving the problem under consideration are determined.

Цыбанёва В.А., Серединцева А.С.. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ (НА ПРИМЕРЕ PET)

В данной статье рассматривается вопрос подготовки обучающихся подросткового возраста к сдаче экзамена на определение соответствия уровню сформированности навыков и умений практического владения английским языком. В ходе исследования актуализирована необходимость подтверждения уровня владения иностранным языком посредством тестирования по международным стандартам, а также указаны преимущества международных экзаменов. Языковой экзамен выступает в качестве инструмента для определения не только достижений в овладении языком, но и всестороннего развития личности. Таким образом, большое внимание в статье уделяется вопросу повышения мотивации обучающихся и стимулированию их активности в процессе обучения. Авторами проанализированы подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме мотивации обучающихся подросткового возраста и определены особенности, которые учитываются при обучении иностранному языку обучающихся данной возрастной категории. Обозначены и аргументированы условия для подготовки подростков к сдаче международного экзамена PET в рамках дополнительного образования. Проведенный анализ индивидуальных запросов и возрастных особенностей обучающихся повлиял на разработку курса и выбор наиболее оптимальных методов и форм обучения. Успешная сдача экзамена непосредственно связана с результатами учебной деятельности обучающихся. Для мониторинга достижения поставленных образовательных целей были выделены и охарактеризованы инструменты оценки успеваемости обучающихся. Рассмотрены приоритеты, которые необходимо учитывать при разработке курса, направленного на подготовку к формату экзамена и соотносящегося с потребностями и возможностями обучающихся. Результаты проведенного исследования показали эффективность предложенного курса подготовки, главной задачей которого является совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и их метапредметных умений и знаний.
This article covers the issue of preparing adolescence students for the exam to test a specific level of skills and practical knowledge of the English language. The study proves the necessity to confirm the level of foreign language proficiency by means of testing according to the international standards and indicates the advantages of international exams. The language exam acts as a tool not only for determining achievements in the language study, but also for the comprehensive development of the individual. Thus, a lot of attention is devoted to increasing the motivation of students and stimulating their learning activity. The authors analyze the approaches of national and foreign scientists to motivation of adolescence students and identify the features that are taken into account while teaching a foreign language to the students of this age category. The conditions for preparing adolescents to pass the international exam PET in the framework of further education are identified and argued in the article. The analysis of individual requests and age characteristics of students guide the course development and the choice of the most effective teaching methods and training forms. Passing the exam is directly related to the learning outcomes of students. In order to monitor the achievement of educational goals, the authors characterize the tools for assessing the students’ performance. Further, they point out the priorities that must be considered in the development of a course which is aimed at preparing for the exam format and related to the needs and capabilities of students. The results of the study show the effectiveness of the proposed training course, the main task of which is to improve the foreign language communicative competence of students and their meta-subject skills and knowledge.