Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (51) (2020)
УДК 159.91
DOI 10.24888/2073-8439-2020-51-3-6-14
ОСОБЕННОСТИ ТОРМОЗНОГО КОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЛАТЕРАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Статья посвящена изучению особенностей тормозных процессов у студентов с различным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии (ФСМА). В литературе есть данные о том, что тормозный контроль является одним из центральных механизмов управления изменением поведения в различных ситуациях. В то же время известно, что тип профиля ФСМА связан с процессами адаптации как к природным, так и к социальным условиям. В связи с этим высказывается предположение о том, что параметры тормозного контроля могут иметь различные особенности у испытуемых с различным типом латерального профиля. Было обследовано 130 студентов (средний возраст 20±3,03 года), которым были предложены методики на выявление типа профиля ФСМА и особенностей тормозного контроля. Определение типа латерального профиля проводилось при помощи набора проб, позволяющего выявить преимущество левой или правой стороны в сенсорной и моторной сферах (В.П. Леутиным и Е.И. Николаевой). Изучение особенностей тормозного контроля включало исследование особенностей интерференционного контроля при помощи методики «Интерференция» О.М. Разумниковой (Разумникова, Савиных, 2016) и особенностей самоконтроля при помощи методики ReBOS (Николаева, Вергунов, 2013). Было выявлено, что различий в степени интерференции рабочей памяти у студентов с различным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии нет, однако у студентов с левым типом латерального профиля выявлены самые низкие средние показатели интерференции рабочей памяти. Анализ особенностей параметров сенсомоторной интеграции показал, что студенты как с левым типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, так и с левым типом асимметрии отдельных компонентов профиля допускали меньше пропусков при выполнении простой и сложной сенсомоторной реакции, чем испытуемые с правым типом латерального профиля.
Ключевые слова
функциональная асимметрия; профиль функциональной сенсомоторной асимметрии; ФСМА; тормозный контроль; интерференционный контроль; сенсомоторные реакции; functional asymmetry; profile of functional sensorimotor asymmetry; FSMA; inhibitory control; interferenc
FEATURES OF INHIBITORY CONTROL IN STUDENTS WITH DIFFERENT TYPE OF LATERAL PROFILE
The article is devoted to the study of the features of inhibitory processes in students with different types of functional sensorimotor asymmetry (FSMA) profiles. There is evidence in literature that inhibitory control is one of the central mechanisms for controlling behavior change in various situations. At the same time, it is known that the type of the profile of the FSMA is associated with adaptation processes, both to natural and social conditions. In this regard, it is suggested that the parameters of inhibitory control may have different features in subjects with different types of lateral profile. 130 students (average age 20 ± 3.03 years) were examined, who were offered methods for identifying the type of FSMA profile and the features of inhibitory control.The determination of the type of lateral profile was carried out using a set of tests that allowed us to reveal the advantage of the left or the right side in the sensory and motor spheres (V.P. Leutin and E.I. Nikolaeva). The study of the features of the inhibitory control included the study of the features of the interference control using the “Interference” technique by O.M. Razumnikova. (Razumnikova, Savinykh, 2016), and features of self-control using the ReBOS technique (Nikolaeva, Vergunov, 2013). It was found that there were no differences in the degree of interference of working memory in students with different types of functional sensorimotor asymmetry, however, students with the left type of lateral profile had the lowest average indicators of interference in working memory. The analysis of the features of the parameters of sensorimotor integration showed that students with both the left type of the functional sensorimotor asymmetry profile and the left type of asymmetry of the individual components of the profile made fewer gaps when performing a simple and complex sensorimotor response than the students with the right type of lateral profile.
Список литературы
-
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988.
-
Вергунов Е.Г., Николаева Е.И., Балиоз Н.В., Кривощеков С.Г. Латеральные предпочтения как возможные фенотипические предикторы резервов сердечно-сосудистой системы и особенности сенсомоторной интеграции у альпинистов // Физиология человека. 2018. № 3. Т. 44. С. 97-108. DOI: 10.7868/S0131164618030116
-
Грибанов А.В., Канжин А.В., Подоплекин Д.Н. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ. Архангельск: Поморский университет, 2006.
-
Даренская Н.Г., Ушаков И.Б., Иванов И.В., Насонова Т.А., Есауленко И.Э., Попов В.И. Экстраполяция экспериментальных данных на человека: принципы, подходы, обоснование методов и их использование в физиологии и радиобиологии (Руководство). Воронеж: Истоки, 2004.
-
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2003.
-
Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2008.
-
Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Депутат И.С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор) // Журнал медико-биологических исследований. 2015. № 1. С. 38-48.
-
Николаева Е.И., Вергунов Е.Г Прогноз психофизиологической «стоимости» эффективности процесса обучения у старших школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. № 1(21). С. 47-52.
-
Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Что такое «Executive functions» и их развитие в онтогенезе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 2. С. 62-81.
-
Разумникова О.М., Николаева Е.И. Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности // Успехи физиологических наук. 2019. T. 50. № 1. С. 75-89. DOI: 10.1134/S0301179819010090
-
Разумникова О.М., Николаева Е.И. Значение тормозного контроля в онтогенезе когнитивных функций // Всероссийская конференция по когнитивной науке КИСЭ-2017: материалы Всероссийской конференции (Казань, 30 октября - 3 ноября 2017 г.). Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. С. 157-163.
-
Разумникова О.М, Савиных М.А. Программный комплекс для определения характеристик систем зрительно-пространственной памяти. Cвидетельство № 2016617675 от 12.07.2016.
-
Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные науки. 2013. № 5-3. С. 2831-2840.
-
Anderson M.C., Levy B.J. Suppressing Unwanted Memories // Current Directions in Psychological Science. 2009. Vol. 18(4). Р. 189-194. DOI: 10.1111/j.1467-8721.2009.01634.x
-
Bakhchina A.V., Polevaya S.A., Parin S.B. Vegetative correlates of cognitive processes in stress situation // European Scientific Journal. 2013. Vol. 3. Р. 277-280.
-
Deary I.J. Intelligence // Annual Review of Psychology. 2012. Vol. 63. Р. 453-482.
-
Diamond A. Executive Functions // Annual Review of Psychology. 2013. Vol. 64. P. 35-68.
-
Kray J., Ferdinand N.K. Task switching and aging // Task switching and cognitive control. Ed. by J.A. Grange, G. Houghton. Oxford: Oxford University Press, 2014. P. 350-371. DOI: 10.1093/acprof:osobl/9780199921959.003.0014
-
Lehto J., Juujärvi P., Kooistra L., Pulkkinen L. Dimensions ofexecutive functioning: Evidence from children // British Journal of Developmental Psychology. 2003. Vol. 21. P. 59-80. DOI: 10.1348/026151003321164627
-
Lunt L., Bramham J., Morris R.G., Bullock P.R., Selway R.P. Prefrontal cortex dysfunction and «jumping to conclusions»: bias or deficit? // Journal of Neuropsychology. 2012. Vol. 6. P. 65-78.
-
Paul T. How children succeed: Grit, curiosity, and the hidden power of character. Boston: Houghton Mifflin, 2012.
-
Peters M. Subclassification of non-pathological left-handers poses problems for theories of handedness // Neuropschologia. 1990. Vol. 28. P. 282-286.
-
Savion-Lemieux T., Bailey J.A., Penhune V.B. Developmental Contributions to Motor Sequence Learning // Experimental Brain Research. 2009. Vol. 195(2). P. 293-306
-
Theeuwes J. Top-down and bottom-up control of visual selection // Acta Psychologica. 2010. Vol. 123. P. 77-99. DOI: 10.1016/j.actpsy.2010.02.006
-
Treffner P.J., Turvey M.T. Symmetry, broken symmetry, and handedness in bimanual coordination dynamics // Experimental Brain Research. 1996. Vol. 107. P. 463-478.