Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (51) (2020)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2020-51-3-42-49
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ГУМАНИТАРНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Постановка задачи, определившая объект, предмет и проблемное поле исследования гуманитарной составляющей современного отечественного образования, связана с необходимостью обновления культурных практик. Цель статьи автору видится в теоретическом и практическом обосновании одной из возможных гуманитарных моделей (2013) с учетом целевых установок на повышение качества образования и использование инноваций, системно предлагаемых в эпоху постмодернизма. Научная экспозиция. Методология и материалы исследования опираются на анализ и обобщение существующих практик и подходов к актуализации проблемы культуротворческой миссии как важнейшего фактора самоорганизации образовательных систем в условиях новых вызовов современности в аспекте усиления ценностных доминант и установок личности в системе общего и профессионального образования. В результате уточнения и корректировки понятийного и технологического аппарата пролонгированного исследования представлена ценностная модель из четырех конструктов: полиязыковая концептосфера образования, полиязыковая концептосфера личности обучающихся, экспозиция корпуса гуманитарных ситуаций событийного образовательного процесса, стимулирующего интеллектуальный, эмоциональный и языковой потенциал личности, экспозиция тьюторских практик сопровождения гуманитарной самоорганизации. Каждый конструкт имеет свой гуманитарный контекст и практическое обоснование. В заключение формулируется основной вывод, суть которого в том, что каждый из конструктов не существует сепаратно, требует интегрального использования в образовательном процессе для понимания и оценки информационных потоков, происходящих в образовании и образовательной среде в целом, полиязыковой, непредсказуемой по сути, в содержательном и технологичном аспектах.
Ключевые слова
непрерывное образование; понятийный аппарат постмодернизма; комплексная модель; полиязыковая концептосфера; культурное самоопределение; гуманитарная самоорганизация; ризома; recurrent education; categories of post-modernism; comprehensive model; polylanguage
COMPREHENSIVE MODEL OF HUMANITARIAN SELF-ORGANISATION OF PERSONALITY IN THE ERA OF POST-MODERNISM
The problem statement related to innovation and leadership for effective development of the Russian domestic education that is in search of novel concepts, is focused on reflecting brand new approaches to qualitative education in the framework of student-centered, communicative-directed comprehension process in terms of post-modernism philosophy to design a framework of a logical model of self-development that supports knowledge construction in the area of the polylingual educational space. Scientific exposition and introduction to the problem. This study based on the research of axiological approach to the development of the multicultural environment, that is also reflected in a number of government agencies documents (The law on "Education", 2012; National Projects “Education”, 2019). The reason for innovations is in need of making learning meaningful and relevant to prepare students for an unknown future life that is subject to continual change. Results of the research and their discussion. This paper presents the design of a framework using Technology, Pedagogy, and Content Knowledge in terms of humanitarian self-organization of personality based on parameters of the educational professional space; methodological constructs of the axiological model of the humanitarian self-development; criteria of philosophical comprehension of the micro concepts of great national value; ways to make the most of the languages, both verbal and non-verbal as expressive means of culture; the corpus of varied events and communicative situations of multilingual conceptual sphere of education, which are always a source of inspiration for the individual. In conclusion it is emphasized that none of those constructs combined into four groups of characteristics is a universal predictor of the success of the educational activities, this effect being achieved as a source of inspiration for teachers only via their integration and constant research of the events and situations.
Список литературы
-
Maксимова Н.В. О критериях сформированности функциональной грамотности // Сибирский учитель. 2012. № 1(80). С. 40-43.
-
Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления: монография. Новосибирск: НГТУ, 2013.
-
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1991.
-
Делёз Ж., Гваттари Ф. Введение: Ризома // Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2010. С. 6-45.
-
Кaрташова В.Н. Организационно-методические особенности обучения в немецкой Вальдорфской школе // Сибирский учитель. 2020. № 2(129). С. 88-93.
-
Мамирова Д.Т. Формирование культурных ценностей современной студенческой молодежи // Научный обозреватель. Социологические науки. 2019. № 2(98). С. 33-34.
-
Можейко М.А. Ризома // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. С. 656-660.
-
Мухлаева Т.В. Планирование программ в образовании взрослых - транснациональный контекст // Академический вестник. Человек и образование. 2015. № 3(44). С. 57-60.
-
Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: СО РАН, 1997.
-
Bulankina N.Ye., Umbrashko K.B., Li Nan, Sun Yumen. Axiological component of professional readiness of a modern teacher to work in the aspect of the cross-border region // SHS Web of Conferences. Vol. 70 (2019). Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). Rostov-on-Don, Russia, November 22-23, 2019. DOI: 10.1051/shsconf/20197002002
-
Cerny M. The way to open education through the modern technology // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 174. P. 3194-3198.
-
Khukhlaev O.E., Gritsenko V.V., Pavlova O.S., Tkachenko N.V., Usubian S.A., Shorokhova V.A. Comprehensive Model of Intercultural Competence: Theoretical Substantiation // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 1. С. 13-28.
-
Lopatukhina T., Bulankina N., Mishutina O., Asten T. Foreign language professionally oriented training students of technical universities in the system of recurrent and life-long education // 14th International Technology, Education and Development Conference. Valencia, Spain. 2-4 March, 2020. P. 7413-7419. URL: https://iated.org/concrete3/paper_detail.php?paper_id=80519