Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (51) (2020)
УДК 376.2
DOI 10.24888/2073-8439-2020-51-3-57-68
О СОВРЕМЕННЫХ ФОРМАТАХ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ В КОНТЕКСТЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья посвящена обзору современных российских программ профессиональной подготовки уровня магистратуры в контексте задач инклюзивного образования. В рамках данной статьи мы проводим анализ форматов магистерских программ, в первую очередь российских, выявляем перспективы этих программ с точки зрения потенциальных возможностей академической мобильности, в том числе для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Современная российская магистратура находится в процессе трансформации, а поле магистерских программ отличается разнообразием как по содержанию, так и по формам реализации. Вопросы проектирования, трансформации и реализации именно магистерских программ в последние годы достаточно активно рассматриваются в российских научных публикациях, посвященных вопросам образования, однако вопросы инклюзии вообще и академической мобильности студентов с ограниченными возможностями здоровья, как правило, остаются за пределами внимания авторов. Программы академической мобильности для студентов, в том числе на уровне магистратуры, вносят значительный вклад в социальное и личностное развитие, в будущий карьерный рост выпускников, способствуют трудовой миграции и, следовательно, экономической глобализации и развитию экономики в целом. В то же время в настоящее время студенты с ограниченными возможностями здоровья практически не участвуют в этом процессе. Поэтому возникает необходимость анализа современных форматов программ в контексте академической мобильности для студентов с ограниченными возможностями здоровья и условий их реализации. Доступность инклюзивной образовательной среды рассматривается с двух позиций: образовательной и социальной.
Ключевые слова
высшее образование; академическая мобильность; студенты с ограниченными возможностями здоровья; магистратура; инклюзивное образование; higher education; academic mobility; students with disabilities; magistracy; inclusion
MODERN FORMATS OF MASTER’S DEGREE PROGRAMS IN THE CONTEXT OF ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS WITH DISABILITIES
The article is devoted to an overview of modern Russian master's degree programmes in the context of inclusive education. Within the framework of this article we analyze the formats of master's degree programs, first of all Russian, identify the prospects of these programs in terms of potential opportunities of academic mobility, including for students with disabilities. Modern Russian MA cources are in the process of transformation, and master's degree programs differ both in content and in forms of realization. Issues of design, transformation and implementation of master's programs in recent years have been quite actively considered in Russian scientific publications devoted to education, but issues of inclusion in general and academic mobility of students with disabilities often remain outside the consideration. Academic mobility programs contribute significantly to social and personal development, to future graduate careers, promote labor migration, and therefore contribute to economic globalization. At the same time, at present, students with disabilities do not participate in mobility programmes. Therefore, there is a need to analyze modern program formats in the context of academic mobility for students with HIA and the conditions for their implementation. The availability of the inclusive educational environment is viewed from two perspectives: educational and social.
Список литературы
-
Аристова Е. В., Тарасова Н. Н. Магистерские программы за рубежом // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2019. № 2(86). С. 4-6.
-
Богинская Ю.В. Доступность высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья: современное состояние // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2015. № 2(30). С. 52-59
-
Бром А.Е., Белова О. В. Разработка мультидисциплинарных магистерских программ в техническом вузе // Образовательные технологии. 2015. № 1. С. 76-88.
-
Булатова О.В., Андреева О.С. Организация программ академической мобильности для студентов с ограниченными возможностями здоровья: зарубежный опыт (на примере Италии) // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2019. С. 161-166.
-
Булатова О.В., Братцева О.А. Роль академической мобильности в повышении конкурентоспособности студентов с ОВЗ и инвалидностью // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4(29). С. 37-40.
-
Васягина Н.Н., Казаева Е.А. Опыт сетевого взаимодействия при реализации магистерской программы «Школьная психология» // Психолого-педагогические исследования. 2016. Т. 8. № 3. С. 63-75.
-
Воронин Д.М., Егорова Г.В., Хотулёва О.В. Опыт реализации смешанного обучения с элементами проектной деятельности в педагогической магистратуре на примере подготовки учителей биологии // Перспективы науки и образования. 2019. № 2(38). С. 155-166.
-
Геворкян Е.Н., Савенков А.И., Львова А.С. Проектирование модульного построения процесса обучения будущих учителей в магистратуре // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка: коллективная монография. Авторы-составители: С.Н. Чистякова, Н.Д. Подуфалов, Е.Н. Геворкян. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2019. С. 147-155.
-
Ефремова Н.Ф. Модульно-кластерная структура магистерской программы // Высшее образование сегодня. 2018. № 10. С. 12-17.
-
Игнатьев В.П., Варламова Л.Ф. Мониторинг эффективности реализации магистерских программ // Высшее образование в России. 2019. № 7. С. 110-118.
-
Калачикова О.Н., Акимова К.К. Управление магистратурой в условиях трансформации университета // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 1. С. 6-15.
-
Капилевич Л.В., Гузырь В.В. Экспериментальный «зонтичный» формат магистерской программы «Инжиниринг реабилитационных и вспомогательных технологий» // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 426. С. 229-233.
-
Каспржак А.Г., Калашников С.П. Конструирование образовательных программ прикладной магистратуры // Университетское образование: практика и анализ. 2016. № 102(2). С. 14-25.
-
Кузнецова В.Н. Магистратура: проблемы становления // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 45-48.
-
Магистратура в России: рост спроса и предложения, дифференциация по регионам и вузам. М.: Высшая школа экономики, 2016.
-
Налетова И.В. Проектирование магистерских программ в современных условиях // Человек. Культура. Общество. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под ред. Н.В. Розенберг. Пенза: Пензенский государственный университет, 2019. С. 92-95.
-
Николаева Ю.С., Пак Н.И. Модель оценивания качества магистерской программы // Решетневские чтения. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М.Ф. Решетнева. Под общей редакцией Ю.Ю. Логинова. Часть 2. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2019. С. 704-705.
-
Покорная И.Ю., Титоренко С.А., Овсянникова А.Н. Некоторые вопросы совершенствования подготовки магистров направления 44.04.01 Педагогическое образование по программе «Математическое образование» // Перспективы науки и образования. 2019. №. 3(39). С. 184-195.
-
Рощин С.Ю. Магистратура: новые форматы, вызовы и перспективы (презентация) // Научно-практическая конференция «Магистратура: модель для сборки», 25 апреля 2016.
-
Смолянинова О.Г., Иванов Н.А. К вопросу об электронной поддержке образовательной программы вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27). С. 97-101.
-
Строева О.А., Мироненко Н.В., Иващенко Т.Н. Формирование модели оценки качества подготовки магистров в контексте институциональных трансформаций высшего образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 5. С. 214-226.
-
Сысоев А.В., Шестакова Н.В., Пирова А.Ю. Магистерская программа «Вычислительная математика и суперкомпьютерные технологии»: опыт перехода на стандарт 3++ // Образовательные технологии и общество. 2019. Т. 22. № 4. С. 172-185.
-
Федина Л.В. Программы академической мобильности для студентов с инвалидностью: парадоксы реальности // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2019. С. 197-202.
-
Хайрутдинов Р.Р., Елагина В.С. Проектно-ориентированный подход в подготовке современных магистров в университете // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28716 (дата обращения: 23.05.2020).
-
Хорошилова С.П., Костина Е.А., Бородина Т.Л. Сетевая форма реализации магистерской программы: опыт и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2019. №. 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28894 (дата обращения: 23.05.2020).
-
Яшина Н.И., Прончатова-Рубцова Н.Н. Оценка эффективности инновационных магистерских программ в условиях экономики знаний // Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции: Материалы Всероссийской научно-практической конф., Н. Новгород, 26 марта 2019 г. Нижний Новгород: ННГУ, 2019. С. 295-298.
-
Biggeri M., Di Masi D., Bellacicco R. Disability and higher education: assessing students’ capabilities in two Italian universities using structured focus group discussions // Studies in higher education. 2019. Vol. 45(4). P. 909-924.
-
Dolga L., Filipescu H., Popescu-Mitroi M.M., Mazilescu C.A. Erasmus Mobility Impact On Professional Training And Personal Development Of Students Beneficiaries // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 191. P. 1006-1013.
-
Heirweg S., Carette L., Ascari A., Van Hove G. Study Abroad Programmes for All? Barriers to Participation in International Mobility Programmes Perceived by Students with Disabilities // International journal of disability development and education. 2019. Vol. 67(1). P. 73-91. DOI: 10.1080/1034912X.2019.1640865
-
Núñez M.E., Rojas J., Rodriguez-Paz M.X. Real-time Distance Courses to Improve Satisfaction and Competence: A Case Study on the Performance of Students Observing their Grades // Global Engineering Education Conference (EDUCON). 2019. P. 519-525.
-
Simoes D., Pinheiro M., Santos C.A, Filipe S., Barbosa B., Dias G.P. Insights into the expectations of mobility students: the impact of Erasmus in their future professional careers // 3rd International Conference on Higher Education Advances.Valencia: Editorial Universitat Politècnica de València, 2017. P. 696-704. DOI: 10.4995/HEAd17.2017.5360
-
Zahniser E., Rupert P.A., Dorociak K.E. Self-care in clinical psychology graduate training // Training and Education in Professional Psychology. 2017. Vol. 11(4). P. 283-289.