Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (51) (2020)
УДК 37.02
DOI 10.24888/2073-8439-2020-51-3-76-86
ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Ориентация социокультурной политики на демократизацию и гуманизацию общества и развитие отечественных систем образования инициируют к многостороннему анализу современного состояния и поиску основных направлений эффективного развития инклюзивного образования. Нами предпринята попытка проанализировать процесс внедрения инклюзии и сопровождения детей с нарушениями в развитии в Российской Федерации и Республике Беларусь. Авторы статьи в целостном виде представили на основе фактологического и аналитического материала разработанность проблемы инклюзивного образования в научно-педагогическом и практическом аспектах в Российской Федерации и Республике Беларусь. Считая идею сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (особенностями психофизического развития) воплощением гуманистического и личностно-ориентированного подходов в условиях инклюзивного образования, авторы дают развернутую характеристику этому процессу на примере их стран. В условиях инклюзии сопровождение призвано осуществлять поддержку прав детей в аспекте развития и образования, защищая их здоровье от перенасыщенности образовательных программ, часто не соответствующих их потенциальным возможностям. Уделяя внимание роли субъектов образовательного процесса в дозированности нагрузки для этих детей, в статье обосновывается контроль за состоянием обучающихся со стороны иных субъектов образования, входящих в структуру психолого-медико-педагогической службы, цель которых состоит в уравновешивании оптимизирующих образовательных воздействий и возможностей ребенка. Статья раскрывает и современные проблемы, стоящие перед инклюзивным образованием обеих стран. Они заключаются в невозможности предоставления доступной интеграции детям с ограниченными возможностями здоровья (особенностями психофизического развития) уже с раннего возраста, недостаточной материально-технической, программно-методической и кадровой обеспеченности инклюзивных организаций, отсутствии механизма полного обеспечения разных видов помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (особенностями психофизического развития) (медико-социальной и коррекционно-развивающей) и консультативной поддержки их родителей. Анализ современного состояния инклюзивного образования в Российской Федерации и Республике Беларусь, предоставленный в статье, позволяет обнаружить тенденции развития инклюзивного образования в обществе, которые не ограничиваются лишь отраслевой образовательной задачей, решаемой системой образования.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья; дети с особенностями психофизического развития; инклюзивное образование; социокультурное развитие; инклюзивные образовательные организации; children with disabilities; children with special needs in psychophys
THE PROBLEM OF THE FORMATION AND TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS
The orientation of sociocultural policies towards democratization and humanization of society and the development of domestic education systems initiates a multilateral analysis of the current state and the search for the main directions for the effective development of inclusive education. We made an attempt to analyze the process of introducing inclusion and supporting children with developmental disabilities in the Russian Federation and the Republic of Belarus. The authors of the article in an integral form presented on the basis of factual and analytical material the elaboration of the problem of inclusive education in scientific, pedagogical and practical aspects in the Russian Federation and the Republic of Belarus. Considering the idea of supporting a child with disabilities (characteristics of psychophysical development) as the embodiment of a humanistic and personality-oriented approach in inclusive education, the authors give a detailed description of this process using the example of their countries. In the context of inclusion, support is intended to support children's rights in terms of development and education, protecting their health from a glut of educational programs that often do not meet their potential. Paying attention to the role of the subjects of the educational process in the dosage of the load for these children, the article substantiates the monitoring of the state of students by other subjects of education included in the structure of the psychological, medical and pedagogical service, the purpose of which is to balance optimizing educational influences and the child's capabilities. The article also reveals the current problems the inclusive education of both countries faces. They consist of the impossibility of providing accessible integration to children with disabilities (features of psychophysical development) from the early age, insufficient material, technical, software, methodological and staffing of inclusive organizations, the lack of a mechanism for the full provision of various types of assistance to children with disabilities (features psychophysical development) (medical-social and correctional-developing) and advisory support of their parents. The analysis of the current state of inclusive education in the Russian Federation and the Republic of Belarus, presented in the article, reveals trends in the development of inclusive education in society, which are not limited only to the sectoral educational task that the educational system solves.
Список литературы
-
Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 5-16.
-
Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
-
Афанасьев Д.В., Денисова О.А., Леханова О.Л., Поникарова В.Н. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 128-142.
-
Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А., Юсупова Г.В. и др. Педагогика и психология инклюзивного образования. Казань: «Познание», 2013.
-
Битянова М.Р. Инклюзивное образование. М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015.
-
Боброва Е.П. Функциональный подход к преодолению нарушений речевого развития у дошкольников // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 62-64.
-
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. Минск: Асар, 2003.
-
Веренич С.В. Вегетативная дисфункция у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 37-38.
-
Виневская А.В., Кубышкина М.Д., Хачатрян С.К., Мисливец Н.И., Свищева Е.А. Основы инклюзивного образования. Его значение в современном обществе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 294-297.
-
Денисова М.Ю. Особенности профессиональной подготовки студентов к работе с детьми, имеющими ограничения в развитии // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. № 1(5). С. 14-18.
-
Жук О.Л. Беларусь: Инклюзивное образование и требования к компетенциям учителей // Эффективная педагогика. 2012. № 2-3(28-29). С. 19-22.
-
Загуменнов Ю.Л. Инклюзивный подход к обеспечению качества образования // ЦИТИСЭ. 2019. № 1(18). URL: http://ma123.ru/wp-content/uploads/2019/03/2019.pdf (дата обращения: 04.09.2020).
-
Змушко А.М. Образовательная политика Республики Беларусь в области инклюзивного образования // Человек и образование. 2016. № 1. С. 45-50.
-
Кожекина Т.В. Тьюторские компетенции педагога // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство. Материалы VI международной научно-практической конференции 29-30 октября 2013 года. М.: МГПУ; МИОО, 2013. С. 106-110.
-
Кравцова М.В., Лисовская Т.В. Педагогическое сопровождение детей с множественными психофизическими нарушениями: опыт Республики Беларусь // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1(17). С. 133-138.
-
Кутепова Е.Н., Черенкова Ж.Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сборник материалов II Междунарордной научно-практической конференции. Москва: Буки-Веди, 2013. С. 588-592.
-
Лавринец К.Ю., Айбазова М.Ю. Теория и практика инклюзивного образования. Карачаевск: Изд-во Карачаево-Черкесского гос. ун-та им. У.Д. Алиева, 2013.
-
Лисовская Т.В. Педагогическая система непрерывного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития в Республике Беларусь: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2017.
-
Малофеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 8-15.
-
Малофеев Н.Н. Развитие инклюзивного образования в России // Инклюзия в образовании. 2016. № 1(1). С. 6-13.
-
Микляева Н.В. Инклюзивные и интегрированные группы: приоритеты современных родителей и оценка педагогов // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2012. № 10. С. 11-14.
-
Назарова Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 5-11.
-
Поникарова В.Н. Система психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 1. С. 16-26.
-
Пургина Е.И. Философские основы инклюзивного образования в контексте Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 152-156.
-
Романович Н.А. Формирование готовности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2015.
-
Романовская И.А., Хафизуллина И.Н. Развитие инклюзивной компетентности учителей в процессе повышения квалификации // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14333 (дата обращения: 04.09.2020).
-
Самарцева Е.Г. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. пед. наук. Орел, 2012.
-
Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л. Инклюзивное образование как первый этап пути // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51-58.
-
Сигал Н.Г. Современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования за рубежом: автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2016.
-
Сманцер А.П. Иерархия компетенций учителя, необходимых для работы в условиях инклюзивного образования // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции. Москва: РУДН, 2011. Ч. 1. С. 270-273.
-
Турченко И.Ф. Формирование инклюзивной компетентности педагога в учреждении дополнительного образования взрослых: автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 2018.
-
Хитрюк В.В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: дис.. д. пед. наук. Калининград, 2015.
-
Хитрюк В.В., Пономарева Е.И. Основы инклюзивного образования. Барановичи: РИО БарГУ, 2014.
-
Цыренов В.Ц. Социализация и инкультурация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов: дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2015.
-
Цырулик Н.С. Нарушение счетных навыков у младших школьников с трудностями в обучении // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 74-77.
-
Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2012.