Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (51) (2020)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2020-51-3-87-94
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОЦЕНКУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В работе представлен анализ факторов, влияющих на результаты различного рода мониторинговых мероприятий в системе управления профессиональным образованием. Актуальность изучения причин, приводящих к повышению или снижению оценки образовательных организаций в системе профессионального образования, возникает как следствие существования требований нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций, в том числе и в части прохождения как обязательных, так и факультативных проверок, определяющих необходимые параметры учебных заведений в системе профессионального образования для принятия соответствующих решений участниками отношений в сфере образования в рамках их официальных полномочий. Цель исследования - определить факторы, влияющие на оценку образовательных организаций в системе профессионального образования, имеющих отношение, в частности, к независимой оценке качества обучения, и обозначить возможные пути повышения успешности прохождения мониторинга. Для получения предполагаемого результата определены аспекты профессионального образования, подлежащие независимой оценке, выявлены противоречия, возникающие в данных областях, и обозначены возможные пути их разрешения. В статье представлен подробный анализ таких актуальных проблем в системе профессионального образования, как несоответствие реальных и планируемых результатов освоения образовательных программ и недостаточный уровень квалификации педагогических работников, оказывающих существенное негативное влияние на оценку функционирования образовательных организаций в рамках управления системой образования. По итогам изучения указанных аспектов предложено теоретическое и практическое обоснование вариантов увеличения результативности функционирования образовательных организаций и, как следствие, повышения степени эффективности прохождения независимых экспертных проверок.
Ключевые слова
профессиональное образование; управление системой образования; независимая оценка качества обучения; образовательная организация; образовательные цели; компетенция; квалификация педагогических работников; vocational education; management of the education s
ANALYSIS OF FACTORS INFLUENCING THE ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION ON THE RESULTS OF MONITORING MEASURES
The paper presents an analysis of factors influencing the results of various kinds of monitoring activities in the vocational education management system. The relevance of studying the reasons leading to an increase or decrease in the assessment of educational organizations in the vocational education system arises as a result of the existence of the requirements of regulatory legal acts regulating the activities of educational organizations, including in terms of passing both mandatory and optional checks that determine the necessary parameters of educational institutions in the vocational education system, for making appropriate decisions by the participants in the field of education within the framework of their official powers. The purpose of the study is to determine the factors influencing the assessment of educational organizations in the vocational education system, which are related, in particular, to an independent assessment of the quality of education and to outline possible ways to increase the success of monitoring. To obtain the expected result, the aspects of vocational education are identified that are subject to independent assessment, the contradictions that arise in these areas are identified and possible ways to resolve them are indicated. The article presents a detailed analysis of such urgent problems in the vocational education system as the discrepancy between the actual and planned results of mastering educational programs and the insufficient level of qualifications of teaching staff, which have a significant negative impact on the assessment of the functioning of educational organizations within the framework of the management of the education system. Based on the results of the study of these aspects, a theoretical and practical substantiation of options for increasing the effectiveness of the functioning of educational organizations and, as a consequence, increasing the degree of efficiency of passing independent expert reviews was proposed.
Список литературы
-
Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования, 2020 г.
-
Письмо Минобрнауки России от 03.04.2015 N АП-512/02 «О направлении Методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утв. Минобрнауки России 01.04.2015).
-
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 31 декабря 2012 г. № 5976 (303).