Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (51) (2020)
УДК 37.013.43
DOI 10.24888/2073-8439-2020-51-3-110-120
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема развития творческих умений будущих дизайнеров в процессе художественного формообразования. Актуальность данной проблемы определяется современными требованиями к подготовке компетентных, конкурентоспособных специалистов с позиций практико-ориентированного подхода к профессиональному образованию. Качественная профессиональная подготовка зависит от продуктивного формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций в процессе реализации программ прикладного бакалавриата по направлению 54.03.01 Дизайн и гарантирует обеспечение регионального рынка труда специалистами, владеющими навыками художественного формообразования. А для успешного формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего дизайнера должно осуществляться систематическое поэтапное развитие его творческих умений. Процесс развития творческих умений студентов-дизайнеров предусматривает прохождение нескольких стадий: усвоение определенных действий по овладению алгоритмом решения творческих задач, осмысление конкретных способов творческой деятельности, развитие личности как субъекта творческой деятельности. Художественное формообразование как особый вид творческой деятельности, направленный на поиск художественной формы, является в нашем исследовании своего рода синтезом знания, смысла и чувства, системообразующим принципом дизайн-проектирования и основой развития творческих умений обучающихся. Определение уровней развития творческих умений будущих дизайнеров (абитуриенты, студенты 1-2 курсов, студенты 4 курса) происходило поэтапно в процессе выполнения творческих заданий по художественному формообразованию в рамках преподаваемых дисциплин «Пропедевтика», «Проектирование», «Проектная графика» и др., а также по результатам творческих вступительных испытаний. В ходе исследования было установлено, что творческие умения, связанные с самостоятельным конструированием дизайн-объектов из известных элементов на основе общих ориентирующих указаний и применением средств художественной выразительности, демонстрировали на высоком уровне 20-23 % поступающих в вуз и 100 % выпускников, в то время как корректно ставить цели и задачи, делать обобщающие выводы и находить нестандартные способы решения задач на высоком продуктивном уровне были способны 87 % выпускников.
Ключевые слова
профессиональные компетенции; творческие умения; дизайн-образование; художественное формообразование; средства выразительности; professional competence; creative skills; design education; artistic shaping; means of expression
DEVELOPMENT OF CREATIVE SKILLS OF DESIGN STUDENTS IN THE PROCESS OF ARTISTIC FORMATION
The article deals with the problem of developing creative skills of future designers in the process of artistic shaping. The relevance of this problem is determined by modern requirements for the training of competent, competitive specialists, from the perspective of the practice-oriented approach to professional education. Quality training depends on the productive formation of General and professional competencies in the implementation of programs of applied bachelor degree cources in 54.03.01 Design and guarantees the regional labor market specialists with skills of the art form. For the successful formation of General professional and professional competencies of the future designer, a systematic step-by-step development of their creative skills must be carried out. The process of developing creative skills of design students involves several stages: mastering certain actions to master the algorithm for solving creative tasks, understanding specific ways of creative activity, and developing a person as a subject of creative activity. Artistic shaping as a special type of creative activity aimed at finding an artistic form is in our research a synthesis of knowledge, meaning and feeling, a system-forming principle of design and the basis for the development of students’ creative skills. Determining the levels of development of creative skills of future designers (entrants, students of 1-2 years, students of 4th year) was carried out gradually in the process of performing creative tasks on artistic shaping in the framework of the taught disciplines “Propaedeutics”, “Design”, “Project graphics”, etc., as well as the results of creative entrance tests. The study found that 20-23 % of incoming students and 100 % of graduates demonstrated high-level creative skills related to the independent construction of design objects from known elements based on General guidance and the use of means of artistic expression, while 87 % of graduates were able to correctly set goals and tasks, make generalizing conclusions and find non-standard ways to solve problems at a high productive level.
Список литературы
-
Бесчастнов П.Н., Бесчастнов Н.П. Основы композиции: история, теория и современная практика. М.: МГУДТ, 2015.
-
Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 36-42.
-
Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования. (При участии Заболотской Е.А. (часть VI), Рыбкиной Е.А. (часть VIII). М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005.
-
Практический интеллект. Под ред. Р. Стернберга. СПб.: Питер, 2002.
-
Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2006.
-
Рибо Т.А. Творческое воображение. СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1901.
-
Сабило Н.И. Художественная форма как система изобразительно-выразительных средств в проектировании костюма. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2007.
-
Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. Авторы-составители М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. М.: Компания Спутник+, 2006.
-
Ширшов Е.В. Информация, образование, дидактика: история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017.
-
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1997.
-
Torrance E.P. The Millennium: A Time for Looking Forward and Looking Back // Journal of Secondary Gifted Education. 2003. Vol. 15(1). P. 6-12.