Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

    Аннотации статей.

    Имомбердиева Н.М., Эрназарова Д.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

    Статья посвящена изучению психологических условий адаптации студентов, обучающихся в инокультурной среде. Адаптация понимается не только как процесс, но и как результат взаимодействия со средой. Выявляются основные внутренние, психологические, и внешние, социальные, факторы, влияющие на адаптацию личности к новой социокультурной среде. Разработана теоретическая модель влияния внешних и внутренних факторов на процесс адаптации. Успешность адаптации также зависит от личностных особенностей, в совокупности образующих личностный адаптационный потенциал. Рассматривается адаптированность как состояние и как свойство личности, возникающее в процессе адаптации и в значительной мере определяющее характер приспособления к инокультурной среде. На основе теоретического анализа и обобщения исследований процесса адаптации студентов, обучающихся в инокультурной среде, были выявлены психологические условия успешного приспособления к обучению в иностранном высшем учебном заведении. В работе показано, что хорошим средством помощи студентам в процессе их социально-психологической адаптации к инокультурной среде может служить создание системы психолого-педагогического сопровождения, охватывающей все этапы обучения: подготовительный этап; непосредственно обучение в вузе; послевузовский этап, основная задача которого заключается в успешном трудоустройстве выпускника. Cоздание подобной системы психолого-педагогического сопровождения позволит успешно решить проблему адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среде и, следовательно, повысить успешность их учебной деятельности.
    The article is devoted to the study of psychological conditions of adaptation of students who study in the inocultural environment. Adaptation is understood not only as a process, but also as a result of interaction with the environment.The main internal, psychological and external social factors influencing the adaptation of a personality to the new sociocultural environment are revealed. A theoretical model of the influence of external and internal factors on the adaptation process has been developed. The success of adaptation also depends on personal characteristics, which together form a personal adaptive potential. Adaptation is considered as a state and as a property of the person that arises in the process of adaptation, and to a large extent determines the nature of adaptation to the inocultural environment. On the basis of theoretical analysis and synthesis of studies of the process of adaptation of students studying in the inocultural environment, psychological conditions for successful adaptation to study at a foreign higher educational institution were revealed. The work shows that a good means of helping students in the process of their socio-psychological adaptation to inocultural environment can be the creation of a system of psychological and pedagogical support, covering all stages of study: the preparatory stage; studying at the university; the postgraduate stage the main task of which is to successfully employ a graduate. The creation of such a system of psychological and pedagogical support will successfully solve the problem of adaptation of foreign students to a new socio-cultural environment, and, consequently, increase the success of their educational activities.

    Макадей Л.И., Осипова Н.В., Терещенко Э.В.. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

    В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения механизмов совладающего поведения у военнослужащих. Целью исследования являлось определение взаимосвязи между некоторыми индивидуальными характеристиками личности и сформированными копинг-стратегиями в процессе жизнедеятельности. В ходе анализа результатов экспериментального исследования использовались как первичные методы обработки данных (частотный анализ), так и вторичные. Статистическая обработка данных осуществлялась с применением корреляционного анализа (r-критерий Пирсона). Анализ результатов исследования показал, что некоторые индивидуальные характеристики личности связаны с копинг-стратегиями, которые личность применяет в стрессовых ситуациях. Индивидуальные особенности, проявляясь в деятельности, в последующем могут оказывать влияние на то, какие человек использует типичные для себя копинг-стратегии в разнообразных сложных ситуациях, воспринимаемых им как экстремальные. По итогам проведенного нами исследования можно сделать вывод о наличии влияния достоверных корреляционных связей между копинг-стратегиями и особенностями личности военнослужащих. Полученные в ходе исследования результаты указывают на необходимость укреплять некоторые индивидуальные способности личности, работающей в экстремальных условиях, посредством психологической работы с ней, а так же, как следствие, обеспечить проактивную стратегию совладания, которая может быть применена во время потенциально стрессовой ситуации.
    The article deals with the theoretical aspects of studying coping behavior mechanisms in military personnel. The purpose of the study was to determine the relationship between certain individual characteristics of the individual and formed coping strategies in the process of life. In the course of analyzing the results of the experimental study, both primary data processing methods (frequency analysis) and secondary ones were used. Statistical data processing was performed using correlation analysis (Pearson's r-criterion). The analysis of the results of the study showed that some individual characteristics of a person are associated with coping strategies that the person applies in stressful situations. Individual characteristics, manifested in the activity, can later influence the way a person uses typical coping strategies in a variety of complex situations that they perceive as extreme. Based on the results of our research, we can conclude that there is an influence of reliable correlations between coping strategies and the characteristics of the military personnel's personality. The results obtained in the course of the study indicate the need to strengthen some individual abilities of a person working in extreme conditions through psychological work with them, as well as to provide a proactive coping strategy that can be applied during a potentially stressful situation.

    Аракелян К.А.. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    Статья посвящена методическим принципам формирования поликультурных умений школьников в процессе обучения иностранному языку. Актуальность темы обусловлена необходимостью не только научить школьников понимать иностранный текст, но и развить у них способность адекватно воспринимать общее и различное между родной культурой и культурой изучаемого языка, что является предпосылкой к овладению языком и, как следствие, формированию поликультурно-ориентированной личности. Задачи статьи заключаются в определении особенностей формирования поликультурных умений школьников в условиях основного общего образования и определении роли иноязычного образования в вопросе формирования поликультурных умений школьников основного этапа. Для решения поставленных задач была изучена и проанализирована психологическая, лингвистическая и методическая литература по теме. В статье показано, что преподаватель иностранного языка сталкивается с практической необходимостью подготовки учеников к лингвокультурному общению, в частности, путем развития социальных и коммуникативных навыков. Цель учителя - актуализировать и сформировать поликультурные умения школьников в условиях российской системы образования с учетом возможностей, которые открывает изучение иностранного языка в рамках культурного контекста. Эта цель реализуется при помощи актуализации аксиологического компонента содержания культуры страны изучаемого языка, а также организации ценностно-смыслового общения между преподавателем и учащимися на уроках иностранного языка с учетом принципов формирования поликультурных умений.
    This article is devoted to the methodological principles of the formation of multicultural skills of students in the process of teaching a foreign language, which is a prerequisite for co-learning the language and, as a consequence, the formation of a multiculturally oriented personality. The relevance of this article is due to the teacher’s tasks: a foreign language teacher faces not only the practical task of teaching a language, but also deals with the development of a methodological base for preparing students for linguiocultural communication, in particular through the development of social and communication skills. The tasks include not only teaching the student to understand a foreign text, but also the development of their ability to understand the common and different between the native culture and the culture of the language being studied, which is a prerequisite for co-learning a language and, as a result, the formation of a multicultural-oriented personality. The teacher’s goal is to build a model of speech development of students from the position of linguocultural studies, basing its foundations on an interdisciplinary approach. The objectives of the article are to reveal the specifics and features of the formation of multilingual skills of students of the Russian school and to determine the structure, functions and methodological tasks of foreign language education in the formation of multicultural skills of students at the main stage. In order to solve the task, the following research methods were used: studying and analyzing sociocultural, psychological, linguistic and methodological literature on a relevant topic and modeling the process of the formation of multilingual skills of students in the framework of additional foreign language education of the main stage of a comprehensive school. The article analyzed and proved that this model can be implemented using the following pedagogical conditions: updating the axiological component of the culture of the country of the studied language and organizing value-semantic communication between the teacher and students during foreign language lessons.

    Артемова Ю.В., Дякина А.А., Осипова Н.В.. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

    Статья посвящена проблеме подготовки специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях интенсивно развивающейся инновационной экономики. Ситуация приобретает особую актуальность в контексте подготовки кадров для будущей цифровой экономики Российской Федерации. Кроме того, на данном этапе социальной эволюции, называемом информационной эпохой, важной составляющей профессиональной компетентности в любой сфере становится владение информацией, умение работать с ней в процессе коммуникации, создавать цифровой контент. Новые требования общества и государства к высшему образованию привели к необходимости изменения подходов и технологий обучения. Сегодня вполне обоснованно говорить о введении медиаобразовательных технологий в процесс обучения, о формировании медиакомпетентности студентов, так как современную жизнь трудно представить без информационного пространства, под влиянием которого формируются социальные и личностные ценности. Очевидно, что в условиях инновационной цифровой экономики специалист, не обладающий медиакомпетентностью, не сможет стать конкурентоспособным на рынке труда. Сложившаяся ситуация подтверждает целесообразность и своевременность разработки модели медиаобразовательного развития студентов. Включение медиаподготовки в процесс обучения в высшем учебном заведении будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускников за счет их умений использовать в профессиональной сфере достижения современных информационно-коммуникационных технологий, конвергентных процессов и мультимедийные возможности медиаплатформ, существующих на базе Интернет. В статье проводится анализ современного состояния исследований в данной области, дается объяснение таких явлений, как «медиаобразование», «медиакомпетентность», «медиаобразовательные модели» и др. Особое внимание уделено научным подходам и методам, которые позволят разработать и апробировать модель медиаобразовательного развития студентов высшего учебного заведения, соответствующую информационно-коммуникационному пространству региона. Авторы полагают, что Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина обладает достаточными научными основаниями для внедрения теоретически и методологически обоснованной модели медиаобразовательного развития студентов.
    The article considers the problem of training specialists who are ready to carry out professional activities in the conditions of an intensively developing innovative economy. The situation acquires particular relevance in the context of the involvement of regions in training specialists for the future digital economy of the Russian Federation. In addition, at this stage of social evolution, called the information age, an important component of professional competence in any area is the possession of information, the ability to work with it in the process of communication, and create digital content. New requirements of the society and the state to higher education have led to the need to change the approaches and technologies of education. Today it is quite reasonable to speak about the introduction of media education technologies into the learning process, about the formation of students’ media competence, since it is difficult to imagine modern life without the information space, under the influence of which social and personal values are formed. Obviously, in the conditions of the innovative digital economy, a specialist who does not have media competence will not be able to become competitive in the labor market. The current situation confirms the feasibility and timeliness of developing a model of media educational development of students. The inclusion of media training in the learning process at a higher educational institution will help to increase the competitiveness of graduates due to their ability to use in the professional sphere the achievements of modern information and communication technologies, convergent processes and multimedia capabilities of media platforms existing on the basis of the Internet. The article analyzes the current state of research in this area, provides an explanation of such phenomena as “media education”, “media competence”, “media educational models”, etc. Special attention is paid to scientific approaches and methods which allow us to develop and test a model of media educational development of a university student, corresponding to the information and communication space of the region. The authors believe that Bunin Yelets State University has sufficient scientific basis for the implementation of a theoretically and methodologically grounded model of media educational development of students.

    Архангельская Н.Н., Крикунов А.Е.. ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НА РЫНКЕ ТРУДА

    Статья посвящена проблеме иноязычного образования взрослых, которое рассматривается как средство их социальной поддержки на рынке труда. Авторы указывают, что владение иностранным языком значительно расширяет информационно-коммуникационные возможности взрослого человека и становится предпосылкой для повышения личной и профессиональной мобильности, обеспечивая перспективы получения работы и карьерного роста. В рамках исследования выделяются несколько групп взрослых, для которых иноязычное образование может рассматриваться как средство социальной поддержки, обозначаются их целевые установки. Изучение иностранного языка в период взрослости обеспечивает выполнение основных функций образования взрослых: компенсаторной, адаптирующей и развивающей. В статье подчеркивается необходимость специальной организации иноязычного образования взрослых в соответствии с особенностями психики, характерными для данного возраста, целью изучения языка, а также с учетом мотивации обучающихся. В качестве форм организации образовательного процесса предлагаются дистанционное, традиционное, корпоративное и индивидуальное обучение. Основываясь на современных исследованиях психофизиологических особенностей взрослых, перспективных разработках теории и методики преподавания иностранных языков и учитывая практический опыт работы с рассматриваемой категорией слушателей, авторы определяют принципы иноязычного образования взрослых: принцип коммуникативной направленности, принцип сознательности, принцип активности, принцип профессионально-ориентированного общения, принцип аппроксимации в обучении произношению, принцип необходимости и достаточности учебного материала, принцип полифункциональности упражнений. В соответствии с указанными принципами рассматривается проблема отбора содержания образования, методов и приемов, среди которых особое место отводится играм. Отмечается, что в работе со взрослыми большое значение имеет организация самостоятельной работы. Авторы обращают внимание на проблему контроля и оценки взрослых обучающихся, подчеркивая целесообразность скрытого текущего контроля и содержательных оценок.
    The article is devoted to the problem of foreign language education of adults, which is considered as a means of their social support in the labor market. The authors point out that proficiency in a foreign language significantly expands the information and communication capabilities of an adult and becomes a prerequisite for increasing personal and professional mobility, providing job prospects and career growth. Within the framework of the study, several groups of adults are distinguished for whom foreign language education can be considered as a means of social support, their goals are indicated. Learning a foreign language in the period of adulthood ensures the fulfillment of the basic functions of education for adults: compensatory, adaptive and develofpmental. The article emphasizes the need for a special organization of foreign language education for adults in accordance with the characteristics of the psyche typical for the given age, the purpose of learning the language, as well as the motivation of students. Distance, traditional, corporate and individual training are offered as forms of organizing the educational process. Based on modern studies of the psychophysiological characteristics of adults, promising developments in the theory and methodology of teaching foreign languages and taking into account the practical experience of working with the category of listeners under consideration, the authors define the principles of foreign language education for adults: the principle of communicative orientation, the principle of consciousness, the principle of activity, the principle of professionally oriented communication, the principle approximations in teaching pronunciation, the principle of the necessity and sufficiency of the educational material, the principle of polyfunctionality of exercises. In accordance with these principles, the problem of the selection of content of education, methods and techniques, among which a special place is given to games, is considered. It is noted that the organization of independent work is of great importance while working with adults. The authors draw attention to the problem of control and assessment of adult learners, emphasizing the reasonability of hidden current control and meaningful marks.

    Ельчанинова Г.Г., Рыманова Т.Е., Трубицина Н.А.. ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

    В статье поднимается проблема поиска путей развития креативного мышления школьников через призму интеграции гуманитарного и естественно-математического знания. Сегодня для реализации планов модернизации всех сфер жизни российского общества нужны высокообразованные, нестандартно мыслящие, патриотически настроенные молодые люди. В связи с этим проблема развития креативного потенциала личности становится особенно актуальной, причем данным вопросам необходимо уделять более пристальное внимание в школьные годы. Целью статьи является определение ориентиров проектирования образовательного процесса в учебном заведении, направленных на формирование креативного мышления. Задачами исследования стали научно-обоснованное построение педагогической технологии, нацеленной на формирование креативности мышления личности в школьные годы и определение перспективных направлений применения разработанного технологического подхода в педагогической практике. Для решения поставленных задач были использованы системный, интегративный, личностно-ориентированный подходы, а также метод моделирования. Одним из возможных путей решения заявленной проблемы авторы видят разработку педагогической технологии на основе синергии естественно-математического и гуманитарного знания. Анализ литературы по вопросу исследования с позиции синтеза различных точек зрения дал возможность построить несколько моделей, которые стали одним из концептуальных положений предлагаемой технологии, что позволяет спроектировать вектор развития креативности мышления обучающихся в учебном процессе. Приоритетным аспектом данной технологии является разработка информационно-технологической карты как проекта будущего образовательного процесса, нацеленного на развитие креативности мышления школьников. В качестве примера возможного методического инструментария предлагается проведение системы учебных занятий по разным научным областям, объединенным общим названием «Один день с Иваном Буниным». Первые результаты экспериментальной деятельности свидетельствуют об эффективности предлагаемого подхода. Данное исследование стало результатом совместной деятельности преподавателей разных кафедр Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.
    The article deals with the problem of finding ways to develop creative thinking of schoolchildren through the prism of integrating humanitarian and natural-mathematical knowledge. Today to implement plans to modernize all spheres of life in Russian society, highly educated, non-standard thinking, young patriotic people are needed. In this connection, the problem of developing the creative potential of an individual becomes especially urgent, and these issues need to be given more attention during school years. The purpose of the article is to determine the guidelines for the design of the educational process in an educational institution, aimed at the formation of creative thinking. The objectives of the study were the scientifically grounded construction of pedagogical technology aimed at the formation of the creativity of person's thinking in school years and the identification of promising directions for the application of the developed technological approach in pedagogical practice. The authors see one of the possible ways to solve the stated problem in the development of pedagogical technology based on the synergy of natural-mathematical and humanitarian knowledge. The analysis of literature on the issue of research from the standpoint of the synthesis of various points of view made it possible to build several models, which became one of the conceptual provisions of the proposed technology, which allows us to design a vector for the development of students' creativity in the educational process. The priority aspect of this technology is the development of an information technology map as a project for the future educational process aimed at developing the creativity of schoolchildren's thinking. As an example of a possible methodological toolkit, it is proposed to conduct a system of training sessions in various scientific areas, united by the common name “One day with Ivan Bunin”. The first results of experimental activity indicate the effectiveness of the proposed approach. This study was the result of joint activities of university lecturers from different departments of Bunin Yelets State University.

    Желтухина А.С., Петровская М.В., Семоненко Ю.Ф., Турищев К.П.. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

    В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни курсантов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей, в том числе и военной, школой. Заложенный от природы ресурс здоровья, к сожалению, не сберегается к возрасту 20-25 лет по ряду социально-педагогических причин. Модели поведения молодежи являются одной из причин нарушений здоровья, связанных с их образом жизни. Вредные привычки, гиподинамия, стрессы и непропорциональные нагрузки требуют самого пристального и ответственного внимания к здоровью. Кроме того, условия образовательного процесса военного вуза накладывают дополнительный отпечаток на динамику изменения состояния здоровья будущих офицеров. Проведенный опрос курсантов одного из военных вузов показал недостаточность представлений о здоровом образе жизни, а также неудовлетворенность условиями обучения и военной службы относительно их влияния на уровень здоровья. В рамках статьи дается обобщенное представление о здоровьесберегающем поведении и организационных аспектах его формирования как одном из педагогических условий развития психологического здоровья курсантов военных вузов. Здоровьесберегающее поведение рассматривается как активная мотивированная деятельность личности, направленная на сохранение и укрепление здоровья. В структуре здоровьесберегающего поведения курсантов можно выделить гносеологический, мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивный компоненты . Авторами систематизированы и содержательно охарактеризованы основные направления деятельности должностных лиц военных вузов, связанные с формированием у курсантов навыков здоровьесберегающего поведения . Также дана модель формирования навыков здоровьесберегающего поведения, представленная целевым, методологическим, содержательным, диагностическим и технологическим блоками. Предложены рекомендации по формированию здоровьесберегающей культуры в системе военного образования и в практике военно-политической работы с курсантами . При этом главной целью внедрения технологии формирования навыков здоровьесберегающего поведения курсантов является создание у будущих офицеров устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, разработки личной модели здорового образа жизни применительно к условиям будущей профессиональной деятельности.
    Due to the concern of society about the health of specialists graduated from institutes of higher education, including military schools, attention to the healthy lifestyle of cadets has increased recently. Unfortunately, to the age of 20-25, a natural health resource is not ideally preserved for a number of socio-pedagogical reasons. Behavior models of youth are one of the causes of lifestyle-related health disorders. Bad habits, hypodynamy, stresses, and disproportionate pressures require the most careful and responsible attention to the person’s health. In addition, the conditions of the educational process of a military University have an additional impact on the dynamics of changes in the health of future officers. Conducted survey of cadets of one of the military universities showed cadets’ insufficient understanding of a healthy lifestyle, as well as their dissatisfaction with the conditions of training and military service regarding their impact on health. Within the framework of the article, a generalized idea of healthy-saving behavior and organizational aspects of its formation are given as one of the pedagogical conditions for the development of psychological health of cadets of military universities. Health-saving behavior is seen as an active motivated activity of the personality for maintaining and promoting their health. The structure of health-saving behavior of cadets can be distinguished to gnoseological, motivational-value, activity and reflexive components. The authors systematized and meaningfully described the main areas of activity of officials of military universities related to the formation of cadets' health-saving behavior skills. In addition, the authors presented the model of the formation of health-saving behavior skills, presented by targeted, methodological, informative, diagnostic technological blocks. Recommendations on the formation of healthy-saving culture in the military education system and in the practice of military-political work with cadets are given. At the same time, the main goal of implementing the technology for forming the skills of health-saving behavior of cadets is to form a stable motivation for future officers to preserve and strengthen their health, develop a personal model of a healthy lifestyle in relation to the conditions of future professional activity.

    Красова Т.Д., Чуйкова Ж.В.. ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Статья посвящена изучению особенностей развития справедливости у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются теоретические и экспериментальные психолого-педагогические работы (А.М. Виноградова, Ф.С. Левин-Щирина, Т.А. Репина, Е.Э. Шишлова, С.Г. Якобсон и др.), направленные на исследование различных аспектов проявления справедливости у детей. Для выявления сформированности практических умений и навыков реализовать принцип справедливости в различных видах деятельности использовался эксперимент (Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Исследование проводилось с детьми 6-7 лет в виде трех серий заданий, в которых ребенку необходимо было справедливо распределить игрушки между собой и двумя сверстниками. На первом этапе мы проводили беседу с детьми по выявлению мотивации к проблеме справедливости и соблюдению принципа справедливости в жизни. На втором этапе использовали методику «Продолжи предложение». На следующем этапе выявляли сформированность умений и навыков реализации принципа справедливости. Ребенку предлагалось распределить между собой и еще двумя детьми, отгороженными от него ширмами, 4 партии игрушек. Представлены результаты II серии эксперимента, в которой детям надо было выбрать для рассылки один из трех наборов игрушек. Как показали результаты экспериментальной работы, только небольшое количество детей имеет достаточный диапазон представлений о справедливости, может правильно дифференцировать противоположные по смыслу понятия «справедливость-несправедливость», раскрыть их значение, сферу практического применения, дать положительную оценку справедливости как нравственной нормы. У большинства испытуемых детей есть потребность и желание соблюдать справедливость в реальной жизни, интерес к освоению содержания понятия «справедливость» и его составляющих.
    The article is devoted to the study of the characteristics of the development of justice in senior preschool children. Theoretical and experimental psychological and pedagogical works (A.M. Vinogradova, F.S. Levin-Shchirina, T.A. Repina, E.E. Shishlova, S.G. Yakobson, etc.) aimed at studying various aspects of manifestations of justice in children are analyzed. To identify the formation of practical skills and abilities to implement the principle of justice in various activities, an experiment was used (G.A. Uruntaeva, Yu.A. Afonkina). The study was conducted with 6-7 year old children in the form of three series of tasks, in which the child needed to fairly distribute toys between themselves and two peers. At the first stage we spoke with children to identify motivation to the problem of justice and adherence to the principle of justice in life. At the second stage we carried out the “Continue the offer” method. At the next stage we identified the formation of skills and abilities to implement the principle of justice. The children were asked to distribute 4 lots of toys among themselves and two more children, separated from them by screens. Let us present the results of the second series of experiments in which children had to choose one of three sets of toys for distribution.As shown by the results of experimental work, only a small number of children have a sufficient range of ideas about justice, can correctly differentiate the opposite concepts of “justice-injustice”, reveal their meaning, scope of their practical application, and give a positive assessment of justice as a moral norm. Most of the tested children have a need and desire to observe justice in real life. They have interest in mastering the content of the concept of “justice” and its components.

    Ломакина С.А.. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

    Статья посвящена проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) на уроках литературы. Актуальность темы обуславливается возросшими требованиями к литературному образованию на фоне значительного увеличения разнонаправленного информационного материала (исторического, культурологического, философского, литературоведческого, лингвистического и т.д.). Предъявляются новые требования к анализу, переработке и систематизации нового материала. Задача автора - показать, каким образом осуществляется формирование познавательных учебных действий на различных этапах урока литературы при изучении конкретной темы. Использование на уроках разнообразных традиционных и инновационных технологий способствует выстраиванию работы, направленной на осмысление и понимание произведения, авторской позиции, исторических событий, политической ситуации. Учащийся становится основным участником предметного и межпредметного взаимодействия, открывающего ему путь к постижению йдейно-художественного смысла текста, что, в свою очередь, способствует нравственному развитию личности. Анализ исследования показал, что в формировании познавательных УУД большую роль играет правильно организованная работа с текстом от ориентирования в нем и понимания целостного смысла до поиска требуемой информации и решения конкретных учебно-познавательных задач, необходимых для обстоятельного и детального восприятия текста. Выстроен определенный алгоритм преобразования и интерпретации полученной информации: учащиеся работают с текстом, используют вновь приобретенные знания, сравнивают и противопоставляют заключенную в тексте информацию разного характера, формулируют выводы. Заключительным этапом является личностная оценка полученной информации, обращение внимания и на содержание анализируемых текстов (сюжет, образы, авторская позиция), и на форму (научная, художественная, публицистическая), и на мастерство художника слова. Определено, что процесс формирования ПУУД на уроках литературы осуществляется посредством подготовки к анализу и последующего разбора научного, художественного или публицистического текстов, выполнения заданий, направленных на их постижение, проведения исследовательской работы.
    The article is devoted to the problem of the formation of cognitive universal educational actions (CUEA) during lessons of literature. The relevance of the topic is due to the increased requirements to literary education because of significant increase in multidirectional information material (historical, cultural, philosophical, literary, linguistic, etc.). New requirements are imposed on the analysis, processing and systematization of new material. The author's task is to show how the formation of cognitive educational actions is carried out at various stages during the literature lesson when studying a specific topic. The use of a variety of traditional and innovative technologies in the classroom helps to build work aimed primarily at understanding and comprehention of the work, the author's position, historical events, and the political situation. The student becomes the main participant in subject and inter-subject interaction, which opens the way for them to comprehend the ideological and artistic meaning of the text, which, in turn, contributes to the moral development of the individual. The analysis of the study showed that correctly organized work with the text plays an important role in the formation of cognitive universal educational action: from good orientation in it and understanding the integral meaning to searching for the required information and solving specific educational and cognitive tasks necessary for a thorough and detailed perception of the text. A certain algorithm of transformation and interpretation of the received information is built: students work with the text, use the newly acquired knowledge, compare and contrast the information of different nature contained in the text, and formulate conclusions. The final stage is a personal assessment of the information received, paying attention to the content of the analyzed texts (plot, images, author's position), and the form (scientific, artistic, journalistic), and the skill of the artist of the word. It is determined that the process of forming cognitive universal educational actions during literature lessons is carried out by preparing for the analysis and subsequent analysis of scientific, artistic or journalistic texts, performing tasks aimed at understanding them and conducting research.

    Орлова Л.К.. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    В статье подчеркивается актуальность применения информационно-коммуникационных технологий в современном иноязычном образовании. Автором рассматриваются преимущества использования компьютерных игр как новой интерактивной технологии иноязычного образования, способствующей формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, а также доминантных ценностных ориентиров современных обучающихся. Отмечается, что интерактивное взаимодействие в компьютерной игре направляет изучение иностранного языка в активное и творческое русло, повышая эффективность обучения. В статье перечисляются виды и примеры компьютерных игр, которые можно применять в обучении иностранному языку. Например, ролевая компьютерная игра как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции не только распределяет роли, но и погружает обучающихся в межкультурную коммуникативную ситуацию, предполагая изучение речевого и языкового материала, а также культуры стран изучаемого языка. Отмечается творческий характер подготовки занятия по иностранному языку с применением компьютерной игры. Особое внимание уделяется образовательным возможностям внедрения технологии использования компьютерных игр в процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Большое значение придается активизации учебной деятельности. Эффективное применение компьютерной игры в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции позволяет перейти к осознаваемым обучающимися продуктам речевой деятельности при сохранении ее эмоциональной привлекательности. С помощью компьютерной игры на иностранном языке можно успешно достичь основной цели иноязычного образования. Предметом успешно подобранной или созданной компьютерной игры будут выступать сами действия обучающихся, способы их рассуждений, процесс формирования стратегий решения поставленных задач. В данной статье рассматриваются особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в условиях, когда одним из компонентов иноязычного образования становится компьютерная игра.
    The article emphasizes the relevance of the use of information and communication technologies in modern foreign language education. The author considers the advantages of using computer games as a new interactive technology of foreign language education, which contributes to the formation of foreign language communicative competence of students, as well as the dominant value orientations of modern students. It is noted that interaction in a computer game directs the study of a foreign language in an active and creative direction, increasing the effectiveness of training. The article lists the types and examples of computer games that can be used in teaching a foreign language. For example, a role-playing computer game as a means of forming a foreign language communicative competence not only distributes roles, but also immerses students in an intercultural communication situation, involving the study of not only speech and language material, but also the culture of the countries of the language being studied. The creative nature of the preparation of foreign language classes with the use of computer games is noted. Special attention is paid to the educational opportunities of introducing the technology of using computer games in the process of forming foreign language communicative competence. Great importance is attached to the activation of educational activities. Effective use of a computer game in the process of forming foreign language communicative competence allows one to move to the products of students’ perceivable speech activity while maintaining its emotional attractiveness. Using a computer game in a foreign language, you can successfully achieve the main goal of foreign language education. The subject of a successfully selected or created computer game will be the actions of students themselves, their reasoning methods, the process of forming strategies for solving tasks. This article discusses the features of the formation of students’ foreign language communicative competence in conditions when a computer game becomes one of the components of foreign language education.

    Пузатых А.Н.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОЛОСОВЫХ ПОМОЩНИКОВ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    В данной статье предпринята попытка проанализировать возможность использования технологий искусственного интеллекта (ИИ), в частности голосовых помощников, для изучения английского языка. Сегодня в эпоху глобализации и открытых границ как никогда ранее выросла потребность в изучении иностранного языка, особенно английского. В результате возникает потребность поиска относительно недорогих и в то же время эффективных способов изучения языка. В данном контексте помочь может технология ИИ, которая позволяет нам использовать таких голосовых помощников, как Siri, Alexa, Google. Нами отмечаются преимущества применения голосовых ассистентов в целом перед ручным вводом информации, а также их достоинства при изучении английского языка. Их использование позволяет превратить процесс обучения в своего рода игру, что является позитивным моментом, так как здесь нивелируется страх допустить ошибку и получить неудовлетворительную оценку - а это один из главных психологических барьеров при изучении языка. Здесь даже если и допускается ошибка, то ее исправление становится не главной задачей, а лишь некой целью для перехода на следующий уровень. Нами приводятся примеры упражнений, где можно эффективно использовать голосовых помощников при отработке таких языковых навыков, как говорение, письмо, аудирование. Также мы даем примеры команд, которые позволяют голосовым помощникам запускать различные интерактивные игры. Таким образом, использование голосовых помощников является хорошим инструментом повышения мотивации и уверенности при обучении и самостоятельном изучении английского языка.
    The article analyzes the possibility of using artificial intelligence technologies, in particular voice assistants, for learning English. Today, in the era of globalization and open borders, the need for learning a foreign language, especially English, has grown like never before. As a result, there is a need to search for relatively inexpensive and, at the same time, effective ways of learning a language. In this context, AI can help which allows us to use voice assistants such as Siri, Alexa, Google. We note the advantages of using voice assistants in general over manual input of information, as well as their advantages in learning English. Their use allows one to turn the learning process into a game, which is a positive moment, since the fear of making a mistake and getting an unsatisfactory mark for this is leveled, which is one of the main psychological barriers in language learning. Here, even if a mistake is made, its correction becomes not the main task, but only a certain goal for moving to the next level. We provide examples of exercises where you can effectively use voice assistants to practice language skills such as speaking, writing, listening. We also give examples of commands that allow voice assistants to launch various interactive games.

    Седова О.В.. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРИГИНАЛА И ПЕРЕВОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Е.И. ЗАМЯТИНА «МЫ» И ЕГО АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ВЕРСИЙ)

    Статья посвящена сопоставительному анализу текстов оригинала и переводов в процессе обучения иностранному языку в школе. Сопоставительный анализ основан на материале изучаемого в 11 классе на уроках литературы романа Е.И. Замятина «Мы» и его англоязычных версий, осуществленных такими знаменитыми переводчиками, как Григорий Зильбург, Мирра Гинзбург, Кларенс Браун, Линда Фарн, Наташа Рэндалл. Актуальность темы связана с необходимостью использования сопоставительного анализа в иноязычном образовании. Цель исследования состоит в проведении сопоставительного анализа фрагмента из романа Е.И. Замятина «Мы» и его соответствующих переводов на английский язык. В результате проведения сопоставительного анализа фрагмента из романа Е.И. Замятина «Мы» и его пяти англоязычных версий делается вывод о важности использования подобного анализа на уроках иностранного языка. В процессе сравнения оригинала и переводов обучающиеся учатся анализировать, сравнивать языковые конструкции, понимать грамматические правила, у них развиваются творческие способности. Сопоставительный анализ способствует выявлению и осмыслению лексических и грамматических единиц, синтаксических конструкций, составляющих текст оригинала и тексты переводов, а также осмыслению преобразований, предпринятых разными переводчиками в процессе перевода. Сопоставительный анализ направлен на осознание учащимися механизма своих действий по выражению мыслей на изучаемом языке. Он развивает внимание, мышление, память, умение видеть сложные структуры изучаемого языка, расширяет словарный запас, развивает аналитические способности, закрепляет в памяти приемы перевода, способствует лучшему усвоению материала.
    The article deals with the comparative analysis of the original and translations in the process of teaching a foreign language at school. The comparative analysis is based on the material of E.I. Zamyatin's novel “We” and its English versions made by translators Gregory Zilboorg, Mirra Ginsburg , Clarence Brown, Linda S. Farne, Natasha Randall. The novel “We” is studied in the 11th form during literature lessons. The relevance of the topic is connected with the need to use comparative analysis in foreign language education. The purpose of the study is to do a comparative analysis of the excerpt from the novel “We” by E. I. Zamyatin and its translations into English. The results of the work show that it is important to use comparative analysis during foreign language lessons. In the process of comparing the original and translations students learn to analyze and compare language constructions, understand grammar rules. Comparative analysis helps to identify and understand the lexical and grammatical units, syntactic structures that make up the original and translation, as well as to understand the transformations made by different translators in the translation process. Comparative analysis helps to express thoughts in a foreign language consciously and correctly. Comparative analysis develops attention, thinking, memory, the ability to see complex structures of a foreign language, expands vocabulary, develops analytical skills, fixes translation techniques in memory, and promotes better learning of educational material.

    Шабанова М.В., Ермаков Д.С.. НАСТАВНИЧЕСТВО НАД ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО - К СЕТЕВОМУ

    Наставничество (менторство) является одной из самых древних форм образования. Становление и развитие массового образования не привело к забвению наставничества. Данная форма сохранила свою актуальность и сегодня, в том числе в работе с особыми категориями обучающихся. Среди них выделяются дети, обладающие повышенными образовательными потребностями, уникальным складом ума, часто выделяющиеся среди сверстников особыми достижениями в той или иной области. Для данной категории детей индивидуальное наставничество является главным условием развития их талантов и самореализации. Цель исследования - выделение моделей наставничества, которые наиболее эффективны в работе именно с этой категорией детей. Проведен анализ действующих международных и национальных программ наставничества над одаренными детьми (изучению подвергались отчеты о реализации этих программ, научные публикации об их концептуальных основах, нормативные документы). В результате выявлены три основные тенденции: интеграция программ с целью обеспечения их преемственности; развитие и все большее распространение электронного наставничества; дополнение индивидуального наставничества открытым. С опорой на эти данные сделан вывод о том, что перспективной моделью наставничества над одаренными детьми является сетевая модель, обеспечивающая им возможность расширения значимых связей. Сетевая модель не исключает возможности общения наставника и наставляемого «лицом к лицу», дополняя его ресурсами электронной коммуникации.
    Mentoring is one of the oldest forms of education. The formation and development of school education did not lead to the oblivion of mentoring. This form has remained relevant today as a form of working with special categories of students. Among them there are children who have increased educational needs, have a unique mindset, and often stand out among their peers with special achievements in a particular field. For this category of children individual mentoring is the main condition for the development of their talents and self-realization. This article presents the main results of an analytical study conducted to identify mentoring models that are most effective in working with this category of children. The study analyzed existing international and national mentoring programs for gifted children. The study included reports on the implementation of these programs, scientific publications on their conceptual foundations, and regulatory documents. As a result, three main trends in changing models were identified: the integration of programs to ensure thier continuity; the development and increasing spread of e-mentoring; and the addition of the open mentoring to the individual one. Based on these data, it is concluded that a promising model for mentoring gifted children is a network model that provides them with the opportunity to constantly expand educational and significant connections. The network model does not exclude the possibility of communication between the mentor and the mentored “face to face”, supplementing it with electronic communication capabilities.

    Шаталова Л.С.. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ, ПОДДЕРЖАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ТРАДИЦИОННОМУ КРУЖЕВУ Г. ЕЛЬЦА ПРИ ОБУЧЕНИИ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЮ

    Кружевоплетение на коклюшках является традиционным видом творчества для города Ельца, имеющим давнюю историю и характерные особенности, проявляющиеся в орнаментальном построении и применяемых материалах. В настоящее время администрация города и района обеспокоена сохранением традиций кружевоплетения, для чего открыт набор в группы по обучению данному виду творчества. В связи с этим возникает необходимость определения факторов, влияющих на скорость и прочность усвоения навыков плетения. Особенности обучения плетению елецкого кружева рассматриваются на примере студии кружевоплетения «Посиделки» в условиях системы дополнительного образования МБКУ «Поселенческий центр культуры и досуга “Солидарность”». Дается характеристика факторов, влияющих на особенности обучения плетению елецкого сцепного кружева: наличие наглядности, выбор методики обучения и желание самостоятельного закрепления изученного. Сравнивается эффективность традиционных приемов обучения, характерных для всех видов ремесел, и форм, которые больше подходят современному человеку, перегруженному информацией. Рассмотрена целесообразность использования на различных этапах обучения таких видов наглядности, как плакат, печатное издание, описывающее последоваельность выполнения элементов плетения, видеоролик по технологии кружевоплетения. Указываются последствия чрезмерного использования Интернет-ресурсов без учета специфики конкретного промысла и его традиционных технологических приемов. Описывается методика обучения навыкам кружевоплетения с использованием двуцветного сочетания нитей, характерного для елецкого промысла. Дается объяснение влияния этой методики обучения на прочность усвоения приемов плетения. Отмечается роль групповой формы обучения кружевоплетению на коклюшках в творческом развитии личности членов студии.
    Lace-making on bobbins is a traditional type of creativity for Yelets, which has a long history and characteristic features in the ornamental construction and materials used. Currently, the city and district administration is concerned about preserving the traditions of lace-making, as a result of which a set of groups has been opened to teach this type of creativity. In this regard, there is a need to determine the conditions that affect the speed and strength of mastering the skills of weaving. Features of teaching to weave Yelets lace are considered by us on the example of the lace-making Studio “Gatherings” in the additional education system of MBCI "settlement center of culture and leisure “Solidarity”. The characteristics of factors that affect the features of teaching to weave Yelets hitch lace are given, such as: the availability of visual aids, the choice of training methods and the desire to independently consolidate what has been studied. We compare the effectiveness of traditional teaching methods that are typical for all types of crafts, and forms that are more suitable for a modern person who is overloaded with information. The expediency of using such types of visual aid at various stages of training as a poster, a printed publication describing the sequence of weaving elements, a video clip on lace-making technology is considered. The consequences of excessive enthusiasm for the use of Internet resources are indicated, without taking into account the specifics of a particular craft and its traditional technological techniques. The article describes a technique for teaching lace-making skills using a two-color combination of threads typical of the Yelets craft. The influence of this training method on the strength of mastering weaving techniques is explained. The influence of the group form of teaching to weave on bobbins on the creative development of the individual members of the Studio is analyzed.

    Климова М.В., Мальцева В.А.. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ И НОВОЕ «ПРОИЗВОДСТВО» ЗНАНИЙ

    14 октября 2020 г. в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина прошла ежегодная Международная научная конференция «Развитие креативности личности в мультикультурном пространстве». Впервые за двадцать лет конференция проходила в дистанционном формате, ее юбилейная программа объединила исследователей из России, Болгарии, Беларуси, Италии, Израиля, Китая и Ливана. В своих докладах участники конференции отражали фундаментальные проблемы, посвященные развитию креативности в образовательном процессе школы и вуза, позволяющие понять картину современного поликультурного пространства, интернациональность информационного, художественного и предметного окружения современного человека, а также предметом обсуждения стали вопросы развития креативности как основы личной эффективности в профессиональной деятельности. Кроме того, педагоги, психологи, дизайнеры, художники, бизнесмены рассматривали креативность в аспекте ее методологии, психологии, формировании творческих компетенций средствами культуры и искусства. Онлайн-формат конференции позволил принять в ней участие магистрантам из Юго-Западного университета имени Неофита Рильского (Благоевград, Болгария), начинающим художникам из колледжа изобразительного искусства Калабрии (Италия), молодым педагогам из Минска (Беларусь).
    The annual International Scientific-Practical Conference “The Development of Personality Creativity in the Modern Multicultural Space” was held at Bunin Yelets State University оn October 14, 2020. For the first time in twenty years the conference was held in a remote format, its anniversary program brought together researchers from Russia, Bulgaria, Belarus, Italy, Israel, China and Lebanon. In their reports the conference participants reflected the fundamental problems of creativity development in the educational process of schools and universities, which allow understanding the picture of the modern multicultural space, the internationality of the information, artistic and subject environment of modern people, and the issues of creativity development as the basis of personal effectiveness in professional activities were discussed. Besides educators, psychologists, designers, artists, and businessmen considered creativity in terms of its methodology, psychology, and the formation of creative competencies by means of culture and art. The online format of the conference allowed master's degree students from “Neofit Rilski” South-West University (Blagoevgrad, Bulgaria), beginner artists from the Calabria Academy of Fine Arts (Italy), and young educators from Minsk (Belarus)to take part in it.
Наверх