Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (52) (2020)
УДК 372.881.1
DOI 10.24888/2073-8439-2020-52-4-27-36
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Статья посвящена методическим принципам формирования поликультурных умений школьников в процессе обучения иностранному языку. Актуальность темы обусловлена необходимостью не только научить школьников понимать иностранный текст, но и развить у них способность адекватно воспринимать общее и различное между родной культурой и культурой изучаемого языка, что является предпосылкой к овладению языком и, как следствие, формированию поликультурно-ориентированной личности. Задачи статьи заключаются в определении особенностей формирования поликультурных умений школьников в условиях основного общего образования и определении роли иноязычного образования в вопросе формирования поликультурных умений школьников основного этапа. Для решения поставленных задач была изучена и проанализирована психологическая, лингвистическая и методическая литература по теме. В статье показано, что преподаватель иностранного языка сталкивается с практической необходимостью подготовки учеников к лингвокультурному общению, в частности, путем развития социальных и коммуникативных навыков. Цель учителя - актуализировать и сформировать поликультурные умения школьников в условиях российской системы образования с учетом возможностей, которые открывает изучение иностранного языка в рамках культурного контекста. Эта цель реализуется при помощи актуализации аксиологического компонента содержания культуры страны изучаемого языка, а также организации ценностно-смыслового общения между преподавателем и учащимися на уроках иностранного языка с учетом принципов формирования поликультурных умений.
METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF FORMING POLICULTURAL ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
This article is devoted to the methodological principles of the formation of multicultural skills of students in the process of teaching a foreign language, which is a prerequisite for co-learning the language and, as a consequence, the formation of a multiculturally oriented personality. The relevance of this article is due to the teacher’s tasks: a foreign language teacher faces not only the practical task of teaching a language, but also deals with the development of a methodological base for preparing students for linguiocultural communication, in particular through the development of social and communication skills. The tasks include not only teaching the student to understand a foreign text, but also the development of their ability to understand the common and different between the native culture and the culture of the language being studied, which is a prerequisite for co-learning a language and, as a result, the formation of a multicultural-oriented personality. The teacher’s goal is to build a model of speech development of students from the position of linguocultural studies, basing its foundations on an interdisciplinary approach. The objectives of the article are to reveal the specifics and features of the formation of multilingual skills of students of the Russian school and to determine the structure, functions and methodological tasks of foreign language education in the formation of multicultural skills of students at the main stage. In order to solve the task, the following research methods were used: studying and analyzing sociocultural, psychological, linguistic and methodological literature on a relevant topic and modeling the process of the formation of multilingual skills of students in the framework of additional foreign language education of the main stage of a comprehensive school. The article analyzed and proved that this model can be implemented using the following pedagogical conditions: updating the axiological component of the culture of the country of the studied language and organizing value-semantic communication between the teacher and students during foreign language lessons.
Список литературы
-
Альпаков В.Г., Сысоев П.В. Методические принципы формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 7(63). С. 254-259.
-
Бахтин М.М. Собрание сочинений. М.: Русские словари, 1996.
-
Библер В.С. Школа диалога // Советская педагогика. 1988. № 11. С. 29-34.
-
Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1998.
-
Викулова Л.Г., Тарева Е.Г. Диалог культур. Культура диалога: Человек и новые социогуманитарные ценности. М.: Форум: Неолит, 2017.
-
Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Каро, 2005.
-
Лукьянова М.И., Шустова Л.П. Моделирование процесса формирования поликультурной компетентности обучающихся в образовательной организации // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21295 (дата обращения: 26.10.2020).
-
Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996
-
Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 17-24
-
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002.
-
Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования. М.: Издательство Еврошкола, 2003.
-
Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в ХХI веке // Язык и культура. 2009. № 2(6). С. 96-110.
-
Byram M. Cultural studies in foreign language education. Clevedon: Multilingual matters, 1989.
-
Heller M. The role of language in the formation of ethnic identity // Children’s Ethnic Socialization: Pluralism and Development. Ed. by J.S. Phinney, M.J. Rotheram. Sage Publications, 1987. P. 180-200.