Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (52) (2020)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2020-52-4-37-47
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Статья посвящена проблеме подготовки специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях интенсивно развивающейся инновационной экономики. Ситуация приобретает особую актуальность в контексте подготовки кадров для будущей цифровой экономики Российской Федерации. Кроме того, на данном этапе социальной эволюции, называемом информационной эпохой, важной составляющей профессиональной компетентности в любой сфере становится владение информацией, умение работать с ней в процессе коммуникации, создавать цифровой контент. Новые требования общества и государства к высшему образованию привели к необходимости изменения подходов и технологий обучения. Сегодня вполне обоснованно говорить о введении медиаобразовательных технологий в процесс обучения, о формировании медиакомпетентности студентов, так как современную жизнь трудно представить без информационного пространства, под влиянием которого формируются социальные и личностные ценности. Очевидно, что в условиях инновационной цифровой экономики специалист, не обладающий медиакомпетентностью, не сможет стать конкурентоспособным на рынке труда. Сложившаяся ситуация подтверждает целесообразность и своевременность разработки модели медиаобразовательного развития студентов. Включение медиаподготовки в процесс обучения в высшем учебном заведении будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускников за счет их умений использовать в профессиональной сфере достижения современных информационно-коммуникационных технологий, конвергентных процессов и мультимедийные возможности медиаплатформ, существующих на базе Интернет. В статье проводится анализ современного состояния исследований в данной области, дается объяснение таких явлений, как «медиаобразование», «медиакомпетентность», «медиаобразовательные модели» и др. Особое внимание уделено научным подходам и методам, которые позволят разработать и апробировать модель медиаобразовательного развития студентов высшего учебного заведения, соответствующую информационно-коммуникационному пространству региона. Авторы полагают, что Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина обладает достаточными научными основаниями для внедрения теоретически и методологически обоснованной модели медиаобразовательного развития студентов.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE MODEL OF MEDIA EDUCATIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF TRAINING SPECIALISTS FOR DIGITAL ECONOMY
The article considers the problem of training specialists who are ready to carry out professional activities in the conditions of an intensively developing innovative economy. The situation acquires particular relevance in the context of the involvement of regions in training specialists for the future digital economy of the Russian Federation. In addition, at this stage of social evolution, called the information age, an important component of professional competence in any area is the possession of information, the ability to work with it in the process of communication, and create digital content. New requirements of the society and the state to higher education have led to the need to change the approaches and technologies of education. Today it is quite reasonable to speak about the introduction of media education technologies into the learning process, about the formation of students’ media competence, since it is difficult to imagine modern life without the information space, under the influence of which social and personal values are formed. Obviously, in the conditions of the innovative digital economy, a specialist who does not have media competence will not be able to become competitive in the labor market. The current situation confirms the feasibility and timeliness of developing a model of media educational development of students. The inclusion of media training in the learning process at a higher educational institution will help to increase the competitiveness of graduates due to their ability to use in the professional sphere the achievements of modern information and communication technologies, convergent processes and multimedia capabilities of media platforms existing on the basis of the Internet. The article analyzes the current state of research in this area, provides an explanation of such phenomena as “media education”, “media competence”, “media educational models”, etc. Special attention is paid to scientific approaches and methods which allow us to develop and test a model of media educational development of a university student, corresponding to the information and communication space of the region. The authors believe that Bunin Yelets State University has sufficient scientific basis for the implementation of a theoretically and methodologically grounded model of media educational development of students.
Список литературы
-
Артемова Ю.В., Дякина А.А., Осипова Н.В., Пузатых А.Н. Медиаобразование как фактор повышения конкурентоспособности выпускников вуза // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 1(49). С. 23-31.
-
Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепция, принципы, модели // Информационное общество. 2003. № 3. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b6bc0258a1270266c3256ee7003be948 (дата обращения: 25.10.2020).
-
Велитченко С.Н. Современное медиаобразование: формирование национальной модели // Наука и мир. 2015. Том 2. № 11 (27). С. 144-145.
-
Маклюэн Г.M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003
-
Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирнова. М.: МедиаМир, 2010.
-
Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751, программа развития до 2025 г., цели, задачи, способы их достижение и результаты. URL: https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/413885/natsionalnaya-doktrina-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-n-programma-razvitiya-do-g-tseli-zadachi-sposobyi-ih-dostijenie-i-rezultatyi (дата обращения: 17.03.2020).
-
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». URL: https://files.data-economy.ru/Docs/FP_Kadry_dlya_cifrovoj_ekonomiki.pdf (дата обращения: 11.09.2020)
-
Немирич А.А. Тренд медиаобразования: от медиаграмотности к медиаменталитету // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 2. С. 77-85.
-
Остривная Е.А. Медиаобразование в парадигме креативной экономики на примере модели студенческого телевидения // Креативная экономика. 2018. Том: 12. № 8. С. 1213-1220.
-
Пенязь А.В. Теоретические подходы к изучению медиаобразования в российском научном дискурсе // Вестник науки и образования. 2019. № 23-1 (77). С. 83-86.
-
Тулупов В.В. Российское медиаобразование: сегодня и завтра // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2019. Выпуск 5-6 (164-165). С. 2-4.
-
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005.
-
Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Сальный Р.В., Селиверстова Л.Н. Массовое медиаобразование в странах СНГ. М.: ОД «Информация для всех», 2020.
-
Федоров А.В., Челышева И.В. Сравнительный анализ медиаобразовательных моделей // Медиаобразование, 2007. № 2. С. 52-86.
-
Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ. Таганрог: Изд-во Таганрог. Ин-т имени А.П. Чехова, 2015.
-
Dvoryatkina S.N, Dyakina A.A., Shcherbatykh S.V. Project technologies in a uni-versity’s media educational strategy in developing a probabilistic style of thinking for fu-ture mathematics teachers // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8(23). P. 526-537.
-
Dvoryatkina S.N., Dobrin A.V., Dyakina A.A., Shcherbatykh S.V. The role of mathematical and computer simulation in probabilistic thinking style development // Opcion. 2019. N35. P. 768-775.
-
Osipova N.V., Kartashova V.N., Zaitseva I.V. The formation of future English language teacher’s professional lexical competence // ASTRA SALVENSIS. - Transilvanian Association for the Literarure and Culture of Romanian People (ASTRA). 2018. N6. P. 137-146.