Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (52) (2020)
УДК 364.07, 372.881.1
DOI 10.24888/2073-8439-2020-52-4-48-56
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НА РЫНКЕ ТРУДА
Статья посвящена проблеме иноязычного образования взрослых, которое рассматривается как средство их социальной поддержки на рынке труда. Авторы указывают, что владение иностранным языком значительно расширяет информационно-коммуникационные возможности взрослого человека и становится предпосылкой для повышения личной и профессиональной мобильности, обеспечивая перспективы получения работы и карьерного роста. В рамках исследования выделяются несколько групп взрослых, для которых иноязычное образование может рассматриваться как средство социальной поддержки, обозначаются их целевые установки. Изучение иностранного языка в период взрослости обеспечивает выполнение основных функций образования взрослых: компенсаторной, адаптирующей и развивающей. В статье подчеркивается необходимость специальной организации иноязычного образования взрослых в соответствии с особенностями психики, характерными для данного возраста, целью изучения языка, а также с учетом мотивации обучающихся. В качестве форм организации образовательного процесса предлагаются дистанционное, традиционное, корпоративное и индивидуальное обучение. Основываясь на современных исследованиях психофизиологических особенностей взрослых, перспективных разработках теории и методики преподавания иностранных языков и учитывая практический опыт работы с рассматриваемой категорией слушателей, авторы определяют принципы иноязычного образования взрослых: принцип коммуникативной направленности, принцип сознательности, принцип активности, принцип профессионально-ориентированного общения, принцип аппроксимации в обучении произношению, принцип необходимости и достаточности учебного материала, принцип полифункциональности упражнений. В соответствии с указанными принципами рассматривается проблема отбора содержания образования, методов и приемов, среди которых особое место отводится играм. Отмечается, что в работе со взрослыми большое значение имеет организация самостоятельной работы. Авторы обращают внимание на проблему контроля и оценки взрослых обучающихся, подчеркивая целесообразность скрытого текущего контроля и содержательных оценок.
FOREIGN LANGUAGE EDUCATION OF ADULTS AS A MEANS OF THEIR SOCIAL SUPPORT IN THE LABOR MARKET
The article is devoted to the problem of foreign language education of adults, which is considered as a means of their social support in the labor market. The authors point out that proficiency in a foreign language significantly expands the information and communication capabilities of an adult and becomes a prerequisite for increasing personal and professional mobility, providing job prospects and career growth. Within the framework of the study, several groups of adults are distinguished for whom foreign language education can be considered as a means of social support, their goals are indicated. Learning a foreign language in the period of adulthood ensures the fulfillment of the basic functions of education for adults: compensatory, adaptive and develofpmental. The article emphasizes the need for a special organization of foreign language education for adults in accordance with the characteristics of the psyche typical for the given age, the purpose of learning the language, as well as the motivation of students. Distance, traditional, corporate and individual training are offered as forms of organizing the educational process. Based on modern studies of the psychophysiological characteristics of adults, promising developments in the theory and methodology of teaching foreign languages and taking into account the practical experience of working with the category of listeners under consideration, the authors define the principles of foreign language education for adults: the principle of communicative orientation, the principle of consciousness, the principle of activity, the principle of professionally oriented communication, the principle approximations in teaching pronunciation, the principle of the necessity and sufficiency of the educational material, the principle of polyfunctionality of exercises. In accordance with these principles, the problem of the selection of content of education, methods and techniques, among which a special place is given to games, is considered. It is noted that the organization of independent work is of great importance while working with adults. The authors draw attention to the problem of control and assessment of adult learners, emphasizing the reasonability of hidden current control and meaningful marks.
Список литературы
-
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009.
-
Амонашвили Ш.А. Школа жизни: трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. Донецк: Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики, Артемовский Центр Гуманной педагогики, 2013.
-
Асхаков С.И. Справочник социального работника. Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
-
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
-
Змеёв С.И. Технология обучения взрослых. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
-
Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Высшая школа; Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2009.
-
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005.
-
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005.
-
Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010.
-
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
-
Хафизова Л.Ю. Взрослый обучающийся как субъект развития иноязычной коммуникативной компетентности // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28913 (дата обращения: 08.11.2020).
-
Cattell R.B. Theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment // Journal of Educational Psychology. 1963. Vol. 54. P. 1-22.