Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (52) (2020)
УДК 37.013
DOI 10.24888/2073-8439-2020-52-4-57-69
ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье поднимается проблема поиска путей развития креативного мышления школьников через призму интеграции гуманитарного и естественно-математического знания. Сегодня для реализации планов модернизации всех сфер жизни российского общества нужны высокообразованные, нестандартно мыслящие, патриотически настроенные молодые люди. В связи с этим проблема развития креативного потенциала личности становится особенно актуальной, причем данным вопросам необходимо уделять более пристальное внимание в школьные годы. Целью статьи является определение ориентиров проектирования образовательного процесса в учебном заведении, направленных на формирование креативного мышления. Задачами исследования стали научно-обоснованное построение педагогической технологии, нацеленной на формирование креативности мышления личности в школьные годы и определение перспективных направлений применения разработанного технологического подхода в педагогической практике. Для решения поставленных задач были использованы системный, интегративный, личностно-ориентированный подходы, а также метод моделирования. Одним из возможных путей решения заявленной проблемы авторы видят разработку педагогической технологии на основе синергии естественно-математического и гуманитарного знания. Анализ литературы по вопросу исследования с позиции синтеза различных точек зрения дал возможность построить несколько моделей, которые стали одним из концептуальных положений предлагаемой технологии, что позволяет спроектировать вектор развития креативности мышления обучающихся в учебном процессе. Приоритетным аспектом данной технологии является разработка информационно-технологической карты как проекта будущего образовательного процесса, нацеленного на развитие креативности мышления школьников. В качестве примера возможного методического инструментария предлагается проведение системы учебных занятий по разным научным областям, объединенным общим названием «Один день с Иваном Буниным». Первые результаты экспериментальной деятельности свидетельствуют об эффективности предлагаемого подхода. Данное исследование стало результатом совместной деятельности преподавателей разных кафедр Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.
INTEGRATION OF NATURAL-MATHEMATICAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE WHILE FORMING CREATIVE THINKING OF MODERN SCHOOLCHILDREN
The article deals with the problem of finding ways to develop creative thinking of schoolchildren through the prism of integrating humanitarian and natural-mathematical knowledge. Today to implement plans to modernize all spheres of life in Russian society, highly educated, non-standard thinking, young patriotic people are needed. In this connection, the problem of developing the creative potential of an individual becomes especially urgent, and these issues need to be given more attention during school years. The purpose of the article is to determine the guidelines for the design of the educational process in an educational institution, aimed at the formation of creative thinking. The objectives of the study were the scientifically grounded construction of pedagogical technology aimed at the formation of the creativity of person's thinking in school years and the identification of promising directions for the application of the developed technological approach in pedagogical practice. The authors see one of the possible ways to solve the stated problem in the development of pedagogical technology based on the synergy of natural-mathematical and humanitarian knowledge. The analysis of literature on the issue of research from the standpoint of the synthesis of various points of view made it possible to build several models, which became one of the conceptual provisions of the proposed technology, which allows us to design a vector for the development of students' creativity in the educational process. The priority aspect of this technology is the development of an information technology map as a project for the future educational process aimed at developing the creativity of schoolchildren's thinking. As an example of a possible methodological toolkit, it is proposed to conduct a system of training sessions in various scientific areas, united by the common name “One day with Ivan Bunin”. The first results of experimental activity indicate the effectiveness of the proposed approach. This study was the result of joint activities of university lecturers from different departments of Bunin Yelets State University.
Список литературы
-
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: Творч. центр «Учитель», 1999.
-
Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Юность // Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13 томах. Т. 5. М.: Воскресенье, 2006. С. 7-249.
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
-
Майданов А.С. Методология научного творчества. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
-
Шадриков В.Д. Сособности и одаренность человека. М.: Институт психологии РАН, 2019.
-
Шульга Е.Н. Развитие креативных способностей младших школьников в учебной деятельности. М.: РУДН, 2010.
-
Шульга Е.Н. Философия креативности: важнейшие вехи изучения творчества // Философия творчества. Ежегодник. Выпуск 2, 2016: Когнитивные и социокультурные измерения / Ред. Смирнова Н.М., Майданов А.С. М.: ИИнтеЛЛ, 2016. С. 59-86.
-
Щедровицкий Г.П. «Языковое мышление» и его анализ // Вопросы языкознания. 1957. № 1. С. 56-58.