Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (52) (2020)
УДК 796.01
DOI 10.24888/2073-8439-2020-52-4-70-81
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни курсантов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей, в том числе и военной, школой. Заложенный от природы ресурс здоровья, к сожалению, не сберегается к возрасту 20-25 лет по ряду социально-педагогических причин. Модели поведения молодежи являются одной из причин нарушений здоровья, связанных с их образом жизни. Вредные привычки, гиподинамия, стрессы и непропорциональные нагрузки требуют самого пристального и ответственного внимания к здоровью. Кроме того, условия образовательного процесса военного вуза накладывают дополнительный отпечаток на динамику изменения состояния здоровья будущих офицеров. Проведенный опрос курсантов одного из военных вузов показал недостаточность представлений о здоровом образе жизни, а также неудовлетворенность условиями обучения и военной службы относительно их влияния на уровень здоровья. В рамках статьи дается обобщенное представление о здоровьесберегающем поведении и организационных аспектах его формирования как одном из педагогических условий развития психологического здоровья курсантов военных вузов. Здоровьесберегающее поведение рассматривается как активная мотивированная деятельность личности, направленная на сохранение и укрепление здоровья. В структуре здоровьесберегающего поведения курсантов можно выделить гносеологический, мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивный компоненты . Авторами систематизированы и содержательно охарактеризованы основные направления деятельности должностных лиц военных вузов, связанные с формированием у курсантов навыков здоровьесберегающего поведения . Также дана модель формирования навыков здоровьесберегающего поведения, представленная целевым, методологическим, содержательным, диагностическим и технологическим блоками. Предложены рекомендации по формированию здоровьесберегающей культуры в системе военного образования и в практике военно-политической работы с курсантами . При этом главной целью внедрения технологии формирования навыков здоровьесберегающего поведения курсантов является создание у будущих офицеров устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, разработки личной модели здорового образа жизни применительно к условиям будущей профессиональной деятельности.
HEALTH-SAVING BEHAVIOR OF MILITARY UNIVERSITY CADETS AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
Due to the concern of society about the health of specialists graduated from institutes of higher education, including military schools, attention to the healthy lifestyle of cadets has increased recently. Unfortunately, to the age of 20-25, a natural health resource is not ideally preserved for a number of socio-pedagogical reasons. Behavior models of youth are one of the causes of lifestyle-related health disorders. Bad habits, hypodynamy, stresses, and disproportionate pressures require the most careful and responsible attention to the person’s health. In addition, the conditions of the educational process of a military University have an additional impact on the dynamics of changes in the health of future officers. Conducted survey of cadets of one of the military universities showed cadets’ insufficient understanding of a healthy lifestyle, as well as their dissatisfaction with the conditions of training and military service regarding their impact on health. Within the framework of the article, a generalized idea of healthy-saving behavior and organizational aspects of its formation are given as one of the pedagogical conditions for the development of psychological health of cadets of military universities. Health-saving behavior is seen as an active motivated activity of the personality for maintaining and promoting their health. The structure of health-saving behavior of cadets can be distinguished to gnoseological, motivational-value, activity and reflexive components. The authors systematized and meaningfully described the main areas of activity of officials of military universities related to the formation of cadets' health-saving behavior skills. In addition, the authors presented the model of the formation of health-saving behavior skills, presented by targeted, methodological, informative, diagnostic technological blocks. Recommendations on the formation of healthy-saving culture in the military education system and in the practice of military-political work with cadets are given. At the same time, the main goal of implementing the technology for forming the skills of health-saving behavior of cadets is to form a stable motivation for future officers to preserve and strengthen their health, develop a personal model of a healthy lifestyle in relation to the conditions of future professional activity.
Список литературы
-
Андреева И.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт как теоретическая основа формирования культуры здоровья // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 2. С. 84-94.
-
Белошицкий А.В., Приходько П.Н., Пчелинцев С.Ю. Здоровьесберегающая среда военного вуза: сущность и структура // Вестник Тамбовского государственного университета. 2015. Т. 20. Вып. 11(151). С. 7-11.
-
Буриков А.В., Елькин Ю.Г. Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения курсантов военно-учебных заведений // Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 1-1(7). С. 172-176
-
Казаченок Ю.В. Направленность на здоровый образ жизни как составляющая конкурентоспособности будущих экономистов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 13. С. 52-55.
-
Михайлова Т.Н., Киселева И.Н. Формирование ценностей здорового образа жизни у курсантов вузов МВД России // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 1(206). С. 70-76.
-
Роганина М.В., Проценко О.Ю. Некоторые характеристики здоровьесберегающего поведения студентов-медиков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. Т. 4. № 11. С. 1125-1126. URL: http://medconfer.com/node/4194 (дата обращения 10.10.2020).
-
Савченко А.А., Разгонов Ф.И., Савченко О.А. О роли военного образования в сохранении и укреплении здоровья курсантов на этапе получения профессионального образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1(23). С. 147-156.
-
Трубецков А.Д. Здоровый образ жизни: медицинские и социальные подходы // Гигиена и санитария. 2007. № 5. С. 75-76.
-
Шугалей Д.В., Паков Н.В. Формирование культуры здоровьесбережения курсантов военных вузов, факторы, влияющие на сохранение их культуры здоровьесбережения // Известия института инженерной физики. 2016. № 4(42). С. 90-94.