Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (52) (2020)
УДК 373.24
DOI 10.24888/2073-8439-2020-52-4-82-89
ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена изучению особенностей развития справедливости у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются теоретические и экспериментальные психолого-педагогические работы (А.М. Виноградова, Ф.С. Левин-Щирина, Т.А. Репина, Е.Э. Шишлова, С.Г. Якобсон и др.), направленные на исследование различных аспектов проявления справедливости у детей. Для выявления сформированности практических умений и навыков реализовать принцип справедливости в различных видах деятельности использовался эксперимент (Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Исследование проводилось с детьми 6-7 лет в виде трех серий заданий, в которых ребенку необходимо было справедливо распределить игрушки между собой и двумя сверстниками. На первом этапе мы проводили беседу с детьми по выявлению мотивации к проблеме справедливости и соблюдению принципа справедливости в жизни. На втором этапе использовали методику «Продолжи предложение». На следующем этапе выявляли сформированность умений и навыков реализации принципа справедливости. Ребенку предлагалось распределить между собой и еще двумя детьми, отгороженными от него ширмами, 4 партии игрушек. Представлены результаты II серии эксперимента, в которой детям надо было выбрать для рассылки один из трех наборов игрушек. Как показали результаты экспериментальной работы, только небольшое количество детей имеет достаточный диапазон представлений о справедливости, может правильно дифференцировать противоположные по смыслу понятия «справедливость-несправедливость», раскрыть их значение, сферу практического применения, дать положительную оценку справедливости как нравственной нормы. У большинства испытуемых детей есть потребность и желание соблюдать справедливость в реальной жизни, интерес к освоению содержания понятия «справедливость» и его составляющих.
STUDYING THE DEVELOPMENT OF JUSTICE IN SENIOR PRESCHOOL
The article is devoted to the study of the characteristics of the development of justice in senior preschool children. Theoretical and experimental psychological and pedagogical works (A.M. Vinogradova, F.S. Levin-Shchirina, T.A. Repina, E.E. Shishlova, S.G. Yakobson, etc.) aimed at studying various aspects of manifestations of justice in children are analyzed. To identify the formation of practical skills and abilities to implement the principle of justice in various activities, an experiment was used (G.A. Uruntaeva, Yu.A. Afonkina). The study was conducted with 6-7 year old children in the form of three series of tasks, in which the child needed to fairly distribute toys between themselves and two peers. At the first stage we spoke with children to identify motivation to the problem of justice and adherence to the principle of justice in life. At the second stage we carried out the “Continue the offer” method. At the next stage we identified the formation of skills and abilities to implement the principle of justice. The children were asked to distribute 4 lots of toys among themselves and two more children, separated from them by screens. Let us present the results of the second series of experiments in which children had to choose one of three sets of toys for distribution.As shown by the results of experimental work, only a small number of children have a sufficient range of ideas about justice, can correctly differentiate the opposite concepts of “justice-injustice”, reveal their meaning, scope of their practical application, and give a positive assessment of justice as a moral norm. Most of the tested children have a need and desire to observe justice in real life. They have interest in mastering the content of the concept of “justice” and its components.
Список литературы
-
Гостюхина О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1984.
-
Денисова Р.Р. Личностное развитие старших дошкольников в условиях детского сада: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2005.
-
Краткий философский словарь. Под ред. А.П. Алексеева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
-
Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994.
-
Тарасов М.А. Педагогическая поддержка развития способности к личностной саморегуляции у старших дошкольников в условиях детского сада: автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 2006.
-
Тухфетуллина А.М. Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2010. № 3-2(67). С. 215-220.
-
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Просвещение: Владос, 1995.
-
Чернобровкина Н.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы личности разного виктимного типа: автореф. дис. … канд. псх. наук. М., 2013
-
Шишлова Е.Э. Индивидуальный подход к старшим дошкольникам в процессе воспитания гуманного отношения к окружающим // Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.: Московский педагогический государственный университет, 1997. С. 75-84.
-
Якобсон С. Г. Моральное воспитание. Смоленск: СОИУУ, 2002.