Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (52) (2020)
УДК 373.1.02:372.8
DOI 10.24888/2073-8439-2020-52-4-90-97
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Статья посвящена проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) на уроках литературы. Актуальность темы обуславливается возросшими требованиями к литературному образованию на фоне значительного увеличения разнонаправленного информационного материала (исторического, культурологического, философского, литературоведческого, лингвистического и т.д.). Предъявляются новые требования к анализу, переработке и систематизации нового материала. Задача автора - показать, каким образом осуществляется формирование познавательных учебных действий на различных этапах урока литературы при изучении конкретной темы. Использование на уроках разнообразных традиционных и инновационных технологий способствует выстраиванию работы, направленной на осмысление и понимание произведения, авторской позиции, исторических событий, политической ситуации. Учащийся становится основным участником предметного и межпредметного взаимодействия, открывающего ему путь к постижению йдейно-художественного смысла текста, что, в свою очередь, способствует нравственному развитию личности. Анализ исследования показал, что в формировании познавательных УУД большую роль играет правильно организованная работа с текстом от ориентирования в нем и понимания целостного смысла до поиска требуемой информации и решения конкретных учебно-познавательных задач, необходимых для обстоятельного и детального восприятия текста. Выстроен определенный алгоритм преобразования и интерпретации полученной информации: учащиеся работают с текстом, используют вновь приобретенные знания, сравнивают и противопоставляют заключенную в тексте информацию разного характера, формулируют выводы. Заключительным этапом является личностная оценка полученной информации, обращение внимания и на содержание анализируемых текстов (сюжет, образы, авторская позиция), и на форму (научная, художественная, публицистическая), и на мастерство художника слова. Определено, что процесс формирования ПУУД на уроках литературы осуществляется посредством подготовки к анализу и последующего разбора научного, художественного или публицистического текстов, выполнения заданий, направленных на их постижение, проведения исследовательской работы.
FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS DURING LITERATURE LESSONS
The article is devoted to the problem of the formation of cognitive universal educational actions (CUEA) during lessons of literature. The relevance of the topic is due to the increased requirements to literary education because of significant increase in multidirectional information material (historical, cultural, philosophical, literary, linguistic, etc.). New requirements are imposed on the analysis, processing and systematization of new material. The author's task is to show how the formation of cognitive educational actions is carried out at various stages during the literature lesson when studying a specific topic. The use of a variety of traditional and innovative technologies in the classroom helps to build work aimed primarily at understanding and comprehention of the work, the author's position, historical events, and the political situation. The student becomes the main participant in subject and inter-subject interaction, which opens the way for them to comprehend the ideological and artistic meaning of the text, which, in turn, contributes to the moral development of the individual. The analysis of the study showed that correctly organized work with the text plays an important role in the formation of cognitive universal educational action: from good orientation in it and understanding the integral meaning to searching for the required information and solving specific educational and cognitive tasks necessary for a thorough and detailed perception of the text. A certain algorithm of transformation and interpretation of the received information is built: students work with the text, use the newly acquired knowledge, compare and contrast the information of different nature contained in the text, and formulate conclusions. The final stage is a personal assessment of the information received, paying attention to the content of the analyzed texts (plot, images, author's position), and the form (scientific, artistic, journalistic), and the skill of the artist of the word. It is determined that the process of forming cognitive universal educational actions during literature lessons is carried out by preparing for the analysis and subsequent analysis of scientific, artistic or journalistic texts, performing tasks aimed at understanding them and conducting research.
Список литературы
-
Беляева Н.В. Содержание и структура школьного курса литературы в контексте современной информационно-образовательной среды // Литература в школе. 2013. № 3. С. 22-25.
-
Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. 1996. № 5. С. 150-154. Бузанакова Г.В. «Куда собрался капитан?» Методика проведения урока-путешествия по книге // Литература в школе. 2013. № 8. С. 40-41.
-
Гарифулина Г.М., Минюк Т.В., Талапчук Г.И. Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения // Молодой ученый. 2016. № 5-6(109). С. 27-29.
-
Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 11-12.
-
Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988.
-
Меркин Г.С. Информационное пространство: оправданы ли риски? // Литература в школе. 2014. № 9. С. 22-24.
-
Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Эгвес, 2013.
-
Охрименко М.П. Учебный проект по литературе // Литература в школе. 2013. № 1. С. 41-43.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.
-
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011.
-
Романичева Е.С. О парадоксах школьного литературного образования: подход, игнорирующий содержание // Литература в школе. 2013. № 11. С. 23-25.
-
Россия Ивана Бунина и культура русского Подстепья (к 150-летию со дня рождения И.А.Бунина): материалы Всероссийской научной конференции (24-26 сентября 2020 г.). Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020.
-
Тарасова Т.А. Алгоритм педагогической деятельности по формированию УУД на уроках литературы. URL: https://doc4web.ru/literatura/algoritm-pedagogicheskoy-deyatelnosti-po-formirovaniyu-uud-na-ur.html (дата обращения: 24.11.2020).
-
Фогельсон И.А. Интегральная учебная книга по литературе в старших классах // Литература в школе. 1991. № 2. С. 78-82.