Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (52) (2020)
УДК 374.32
DOI 10.24888/2073-8439-2020-52-4-121-129
НАСТАВНИЧЕСТВО НАД ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО - К СЕТЕВОМУ
Наставничество (менторство) является одной из самых древних форм образования. Становление и развитие массового образования не привело к забвению наставничества. Данная форма сохранила свою актуальность и сегодня, в том числе в работе с особыми категориями обучающихся. Среди них выделяются дети, обладающие повышенными образовательными потребностями, уникальным складом ума, часто выделяющиеся среди сверстников особыми достижениями в той или иной области. Для данной категории детей индивидуальное наставничество является главным условием развития их талантов и самореализации. Цель исследования - выделение моделей наставничества, которые наиболее эффективны в работе именно с этой категорией детей. Проведен анализ действующих международных и национальных программ наставничества над одаренными детьми (изучению подвергались отчеты о реализации этих программ, научные публикации об их концептуальных основах, нормативные документы). В результате выявлены три основные тенденции: интеграция программ с целью обеспечения их преемственности; развитие и все большее распространение электронного наставничества; дополнение индивидуального наставничества открытым. С опорой на эти данные сделан вывод о том, что перспективной моделью наставничества над одаренными детьми является сетевая модель, обеспечивающая им возможность расширения значимых связей. Сетевая модель не исключает возможности общения наставника и наставляемого «лицом к лицу», дополняя его ресурсами электронной коммуникации.
MENTORING GIFTED CHILDREN: FROM INDIVIDUAL TO NETWORK
Mentoring is one of the oldest forms of education. The formation and development of school education did not lead to the oblivion of mentoring. This form has remained relevant today as a form of working with special categories of students. Among them there are children who have increased educational needs, have a unique mindset, and often stand out among their peers with special achievements in a particular field. For this category of children individual mentoring is the main condition for the development of their talents and self-realization. This article presents the main results of an analytical study conducted to identify mentoring models that are most effective in working with this category of children. The study analyzed existing international and national mentoring programs for gifted children. The study included reports on the implementation of these programs, scientific publications on their conceptual foundations, and regulatory documents. As a result, three main trends in changing models were identified: the integration of programs to ensure thier continuity; the development and increasing spread of e-mentoring; and the addition of the open mentoring to the individual one. Based on these data, it is concluded that a promising model for mentoring gifted children is a network model that provides them with the opportunity to constantly expand educational and significant connections. The network model does not exclude the possibility of communication between the mentor and the mentored “face to face”, supplementing it with electronic communication capabilities.
Список литературы
-
Асмолов А.Г. Охота за «звездами» // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 24-27.
-
Белякова М.М. Опыт педагогического сопровождения творчески одаренного ребенка к успеху // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С. 28-39.
-
Карпов А.Е., Еделев Д.А., Майорова Н.В., Фершт В.М. Международная аттестация одаренных и талантливых детей // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. № 1. С. 165-194.
-
Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92-112.
-
Колосова Е.В. Менторинг как форма работы с одаренными детьми // Известия Воронежского государственного педагогического университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. № 2. С. 208-210.
-
Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Академия, 1996.
-
Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева и др. М., 2003.
-
Developing talent in young people. Ed. by B. Bloom. New York: Ballantine Books, 1985.
-
E-mentoring: supplement to the elements of effective practice for mentoring. 2019. URL: https://www.mentoring.org/wp-content/uploads/2020/03/E-Mentoring-Supplement-to-EEP-1.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
-
Haeckel E. Generelle morphologie der organismen. Berlin: G. Reimer, 1866.
-
Hollander R. Mentoring: supervision of young researchers // International encyclopedia of the social & behavioral sciences. London: Elsevier, 2015. P. 235-238.
-
Johnson P. Mentoring // Technicalities. 1997. Vol. 17(8). P. 1, 6-8.
-
Michaels E., Handfield-Jones H., Axelrod B. The war for talent. Brighton: Harvard Business Press, 2001.
-
Kaufman M. E-mentoring. Washington: National Mentoring Resource Center, Office of Juvenile Justice and Delinquncy Prevention, 2017. URL: http://nationalmentoringresourcecenter.org/images/PDF/E-Mentoring_Model_Review.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
-
The handbook on giftedness. Ed. by L.V. Shavinia. Springer, 2009.
-
Trube M.B., Van Derveer B. Support for engaged scholars: the role of mentoring networks with diverse faculty // Mentoring & tutoring: partnership in learning. 2015. Vol. 23(4). Р. 311-327.
-
Ziegler A. The actiotope model of giftedness // Conceptions of giftedness. Ed. by R.J. Sternberg, J.E. Davidson. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. P. 411-436.