Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (52) (2020)
УДК 746.212
DOI 10.24888/2073-8439-2020-52-4-130-137
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ, ПОДДЕРЖАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ТРАДИЦИОННОМУ КРУЖЕВУ Г. ЕЛЬЦА ПРИ ОБУЧЕНИИ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЮ
Кружевоплетение на коклюшках является традиционным видом творчества для города Ельца, имеющим давнюю историю и характерные особенности, проявляющиеся в орнаментальном построении и применяемых материалах. В настоящее время администрация города и района обеспокоена сохранением традиций кружевоплетения, для чего открыт набор в группы по обучению данному виду творчества. В связи с этим возникает необходимость определения факторов, влияющих на скорость и прочность усвоения навыков плетения. Особенности обучения плетению елецкого кружева рассматриваются на примере студии кружевоплетения «Посиделки» в условиях системы дополнительного образования МБКУ «Поселенческий центр культуры и досуга “Солидарность”». Дается характеристика факторов, влияющих на особенности обучения плетению елецкого сцепного кружева: наличие наглядности, выбор методики обучения и желание самостоятельного закрепления изученного. Сравнивается эффективность традиционных приемов обучения, характерных для всех видов ремесел, и форм, которые больше подходят современному человеку, перегруженному информацией. Рассмотрена целесообразность использования на различных этапах обучения таких видов наглядности, как плакат, печатное издание, описывающее последоваельность выполнения элементов плетения, видеоролик по технологии кружевоплетения. Указываются последствия чрезмерного использования Интернет-ресурсов без учета специфики конкретного промысла и его традиционных технологических приемов. Описывается методика обучения навыкам кружевоплетения с использованием двуцветного сочетания нитей, характерного для елецкого промысла. Дается объяснение влияния этой методики обучения на прочность усвоения приемов плетения. Отмечается роль групповой формы обучения кружевоплетению на коклюшках в творческом развитии личности членов студии.
FACTORS CONTRIBUTING TO THE PRESERVATION, MAINTENANCE AND DEVELOPMENT OF INTEREST IN TRADITIONAL LACE IN YELETS WHEN LEARNING LACE MAKING
Lace-making on bobbins is a traditional type of creativity for Yelets, which has a long history and characteristic features in the ornamental construction and materials used. Currently, the city and district administration is concerned about preserving the traditions of lace-making, as a result of which a set of groups has been opened to teach this type of creativity. In this regard, there is a need to determine the conditions that affect the speed and strength of mastering the skills of weaving. Features of teaching to weave Yelets lace are considered by us on the example of the lace-making Studio “Gatherings” in the additional education system of MBCI "settlement center of culture and leisure “Solidarity”. The characteristics of factors that affect the features of teaching to weave Yelets hitch lace are given, such as: the availability of visual aids, the choice of training methods and the desire to independently consolidate what has been studied. We compare the effectiveness of traditional teaching methods that are typical for all types of crafts, and forms that are more suitable for a modern person who is overloaded with information. The expediency of using such types of visual aid at various stages of training as a poster, a printed publication describing the sequence of weaving elements, a video clip on lace-making technology is considered. The consequences of excessive enthusiasm for the use of Internet resources are indicated, without taking into account the specifics of a particular craft and its traditional technological techniques. The article describes a technique for teaching lace-making skills using a two-color combination of threads typical of the Yelets craft. The influence of this training method on the strength of mastering weaving techniques is explained. The influence of the group form of teaching to weave on bobbins on the creative development of the individual members of the Studio is analyzed.
Список литературы
-
Ершов С.П. Елецкие кружева и кружевницы (историко-экономический очерк). Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007.
-
Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы, Исследование историческое, техническое и статистическое. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1892.
-
Исакова К.В. Плетение кружев. М: Всесоюзное Кооперативное издательство, 1959.
-
Третьякова Е.И. Русское кружево. СПб.: Ленинздат, 1995.
-
Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л.: Художник РСФСР, 1983.
-
Шаталова Л.С. Методические указания по технологии плетения елецкого кружева. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2017.
-
Шаталова Л.С. Технологии плетения елецкого кружева: плетешковые и насновочные заполнения. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019.