Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Иванова Н.В.. ОПТИМИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Статья раскрывает возможности специально организованной личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования (четвертый год обучения в школе) для оптимизации становления субъектности четвероклассников. Недостаточная изученность средового подхода к формированию субъектности учащихся начальной школы делает материалы работы актуальными. Теоретической основой статьи выступают психолого-педагогические исследования в области образовательной среды и субъектогенеза школьников. Автором представлено содержание двухлетнего эмпирического исследования, в котором участвовало 213 четвероклассников (средний возраст 10-11,5 лет) на одной из экспериментальных площадок. Диагностика развития субъектности четвероклассников осуществлялась с помощью опросника структуры субъектности Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной в модификации М.А. Пыжьяновой и проводилась в начале и конце учебного года. Статистическая достоверность результатов исследования определялась с помощью критерия Хи-квадрат Пирсона (χ2). В статье представлены психолого-педагогические характеристики инновационной личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования, раскрыты основные условия и возможности, направленные на совершенствование субъектности четвероклассников, в каждом из компонентов экспериментальной образовательной среды (пространственно-предметном, психодидактическом, социальном). По итогам исследования доказано, что личностно-развивающая образовательная среда, в которую была включена экспериментальная группа (108 человек), оказала положительное статистически достоверное влияние на уровень развития всех компонентов субъектности четвероклассников (активности, способности к рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, осознания собственной уникальности, понимания и принятия другого, саморазвития). В контрольной группе (105 человек) статистически значимых положительных изменений в развитии компонентов субъектности четвероклассников не установлено. Материалы исследования могут быть использованы в образовательной практике для оптимизации развития субъектности четвероклассников.
The article reveals possibilities of a specially organized personality-developing educational environment at the final stage of primary general education (the fourth year of schooling) to optimize the subjectivity formation of fourth-graders. Insufficient knowledge of the environmental approach to the formation of the subjectivity of primary school students makes the work relevant. The theoretical basis of the article is psychological and pedagogical research in the field of the educational environment and the subject genesis of schoolchildren. The author presents the content of a two-year empirical study, which involved 213 fourth-graders (average age 10-11.5 years) at one of the experimental sites. Diagnostics of the development of subjectivity of fourth-graders was carried out using the questionnaire of the subjectivity structure of E.N. Volkova and I.A. Seregina, modified by M.A. Pyzh’yanova and was held at the beginning and the end of the academic year. The statistical reliability of the study results was determined using the Pearson Chi-square test (χ2). The article presents psychological and pedagogical characteristics of an innovative personality-developing educational environment at the final stage of initial general education, reveals main conditions and opportunities aimed at improving the subjectivity of fourth-graders in each of the components of the experimental educational environment (spatial-subject, psychodidactic, social). According to the results of the study, it was proved that the personality-developing educational environment, in which the experimental group (108 people) was included, had a positive statistically significant effect on the level of the development of all components of the subjectivity of fourth-graders (activity, ability to reflect, freedom of choice and responsibility for it, awareness of one's own uniqueness, understanding and acceptance of another person, self-development). No statistically significant positive changes in the development of the subjectivity components of fourth-graders were found in the control group (105 people). The research materials can be used in educational practice to optimize the development of the subjectivity of fourth-graders.

Павлов К.И., Петренко М.И., Мухин В.Н., Сырцев А.В., Архимук А.Н.. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВОЕННО-МОРСКОГО ИНСТИТУТА

На данный момент в литературе нет достаточного числа современных работ, посвященных изучению психофизиологических детерминант военно-профессиональной адаптации, равно как и взаимосвязей между психологическими и психофизиологическими характеристиками когнитивной и личностной сферы курсантов в начальный период обучения в военном вузе. Цель исследования - установить связи между внешними референтометрическими критериями военно-профессиональной адаптации, психическими свойствами личности и когнитивными функциями курсантов первого курса военно-морского института, с одной стороны, и биоэлектрической активностью их коры головного мозга, кардиоваскулярными характеристиками сердечно-сосудистой системы, с другой стороны, которые смогут рассматриваться в качестве предикторов военно-профессиональной адаптации. Объект исследования - курсанты первого курса Военного института (Военно-морского) Военного учебно-научного центра военно-морского флота «Военно-морская академия» (n=125). Использовались методы психологического изучения особенностей личности, мотивации, эмоционального состояния, когнитивных функций и интеллекта, а также электрофизиологические методы электроэнцефалографии, анализа вариабельности сердечного ритма и пальцевой фотоплетизмографии. Связи между изучаемыми параметрами определялись с помощью корреляционного и множественного регрессионного анализа, эксплораторного и конфирматорного факторного анализа. Установлено, что с уровнем адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе надежно соотносятся: усиление общей спектральной мощности ЭЭГ в состоянии покоя при закрытых глазах, в особенности мощности α-ритма, выраженный в достаточной степени тонус периферических сосудов, а также более высокая вариабельность сердечного ритма. Ухудшению состояния здоровья курсантов и срыву работы адаптационных механизмов сопутствуют: снижение мощности δ-2-ритма в левом центральном отведении, уменьшение тонуса периферических сосудов, ухудшение способности к пространственным образным представлениям, повышение агрессивности и нейротизма. Выделен ряд психофизиологических параметров, которые правомерно рассматривать в качестве предикторов военно-профессиональной адаптации.
There are no sufficient up-to-date publications on psychophysiological determinants of military-occupational adaptation and interrelations between psychological and psychophysiological characteristics of cognitive and personal spheres in first-year cadets of a naval institute. The aim of our research is to study the correlation between external criteria of military-occupation adaptation, cognitive functions and mental characteristics of cadets of the first-year of a naval institute, on the one hand, and their bioelectrical activity of the brain cortex, characteristics of the cardiovascular system, on the other hand, which can be used as predictors of military-occupational adaptation. The object were first-year cadets of the Naval institute (n = 125). We used physiological methods of investigation of mental properties of a person, motivation, emotional state, cognitive functions and intelligence, methods of electroencephalography and the analysis of heart rate variability, finger photoplethysmography. The relationship between investigated parameters were studied with the help of the correlation and multiple regression analysis, exploratory and confirmatory factor analysis. Strengthening of total spectral power of EEG at the rest state with closed eyes, especially of α-rhythm power, powerful vascular tone and heart rate variability correlated with high level of military-occupational adaptation. Spectral power decrease of δ-2-rhythm in left central lead, vascular tone decrease, worsening of ability to spatial figurative representations, increasing of aggression and neuroticism accompanied by the deterioration level of health of cadets and derangement of adaptable mechanisms. We have defined psychophysiological parameters which are predictors of military-occupational adaptation.

Буланкина Н.Е.. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА КАК ЦЕННОСТНАЯ ДОМИНАНТА: ЭПОХА ПОСТМОДЕРНИЗМА

Постановка проблемы совершенствования коммуникативной компетенции современного педагога обусловлена глобальными вызовами современности, которые инициируют инновационные сдвиги в обществе, в культурах, а также необходимостью, «диктуя» и стимулируя изменения разного характера и содержания в пространстве отечественного профессионального образования, нередко раскачивать устойчивость и консервативность его отдельных сегментов. Цель данного исследования заключается в обосновании необходимости разработки на организационно-педагогическом уровне ценностной культуросозидающей модели совершенствования искомой компетенции педагогов в пространстве развивающей профессиональной среды трансграничного региона. Актуализация обозначенных вопросов связана, как свидетельствует критический анализ корпуса научно-педагогических работ и целостное изучение ценностных аспектов педагогических практик в этом направлении, прежде всего, с самостоятельностью данной компетенции в контексте устойчивого развития общества и образования. Результаты исследования находят отражение в конструктах авторской комплексной культуросозидающей модели организационно-педагогического характера, включающей: а) выявление профессиональных дефицитов педагогов в аспекте владения культурой взаимодействия и интеграции, межкультурного общения; б) разработку событийного пространства и наполнение его коммуникативными ситуациями и стратегиями взаимодействия участников образовательного процесса на уровне муниципальных методических сообществ; в) культивирование тьюторского движения в рамках научно-методического обеспечения содержательной технологичности консалтинговых центров образовательных организаций. На примере одного из центров показана эффективность взаимодействия школы и института в плане научно-методической поддержки инновационных процессов школьных педагогических сообществ сотрудниками предметных кафедр. И как ведущий результирующий эффект - позитивная коммуникативная среда межкультурной интеграции и межкультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса сохраняет психологический баланс образовательной среды, которая требует от участников культурного диалога/полилога, в данном контексте по причине полифоничности информационно-коммуникационного пространства современности. В заключение сформулирован ведущий концепт проведенного исследования, суть которого заключается в: а) целесообразности формирования искомой компетенции как социально значимого педагогического феномена с учетом особенностей культуры региона, б) необходимости дальнейшей проблематизации теоретико-методологических аспектов межкультурного общения и интеграции, в) повышенном внимании к системной профессиональной подготовке и переподготовке учителя как носителя высокой языковой и коммуникативной культуры.
The problem of this article concerns the value of the communication skills and competence that has steadily risen on the Communicative Stock Exchange over the past ten years due to both global challenges of the modernity, and the current status of Russian public education development in terms of introducing culture of communication into everyday lessons. The purpose of this study is to substantiate the need for the required competence of teachers across all subjects at Regional Destination of cross-border characteristics, and to fill in the gap in the management of current professional education of a pedagogue. Scientific exposition and introduction to the problem will set out the theoretical background of technology, pedagogy and knowledge content of culture of communication and the rational for using it not just in language learning, but in all learning that is based on the ideas and principles of regional and axiological approaches to improving the methodology and scientific support of the tutorials intended for in-service teachers and teaching staff of regional consulting centers. The results of this research cover a) the constructs of the regional project the focus of which is on three main areas of supplementary techniques for doing, being and facing daily difficult situations of communication with others within the routine of the Regional Methodology Centers; b) the answer to the question of how to improve language education, both teaching and learning, spoken communication skills, understanding of text, etc; c) the tutorial practice support for the management of which the Institute Departments are responsible. This comprehensive model of the management of the Regional Methodology Centers presents a number of practical pieces of advice which have focused on the creation of the right atmosphere, both on the role of the pedagogue and the role of the most cooperative students/teachers, on the need of careful planning, timing and preparation during lessons using modern techniques (drama, project works, online and offline activities, business games, modern lesson and its criteria, etc ) for improving the presentation of activities in the regional development spaces, etc . In conclusion the article presents some ideas for further research of the possibilities of the Regional Consulting Centers in improving teachers’ presentation activities in terms of languages for special purposes in the communicative professional spaces.

Самосенкова Т.В., Корнеева А.В.. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ ВИДА В РУССКОМ И ИСПАНСКОМ ЯЗЫКАХ КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

В данной статье мы проводим компаративный анализ категории вида глагола в русском и испанском языках. Мы исходим из того, что сравнительный анализ языковых явлений в разных языках важен в преподавании РКИ, так как учет родного языка позволяет облегчить изучение отдельных языковых явлений, когда в двух языках это явление тождественно, и в то же время помогает избежать отрицательной языковой интерференции, являющейся причиной многих типичных ошибок. Актуальность данной темы обусловлена постоянным ростом количества испаноязычных студентов, приезжающих учиться на подготовительные факультеты для иностранных граждан в российские вузы. Тема «Виды глагола» является одной из наиболее сложных для усвоения иностранцами, в том числе говорящими на испанском языке. Прежде всего, это вызвано особенностями употребления и восприятия данной категории в родном языке учащихся. Цель данной статьи - выявить особенности передачи аспектуальных значений, сходства и различия в использовании категории вида глагола в двух рассматриваемых языках c целью создания впоследствии этно-ориентированных упражнений для испаноязычных учащихся, а также разработать рекомендации для создания этно-ориентированных материалов для испаноязычной аудитории. В статье использованы следующие методы исследования: метод системно-функционального анализа изучаемых языковых явлений; метод комплексного теоретического анализа изучаемого явления (теоретический анализ научной литературы по вопросам исследования); сравнительный анализ, позволяющий наблюдать сходства и различия грамматической категории вида глагола в русском и испанском языках. В данной статье мы рассмотрели три возможных варианта передачи русского вида в испанском языке: лексический, перифрастический и морфологический. Однако если в русском языке может быть достаточно заменить глагол несовершенного вид на глагол совершенного, чтобы изменить смысл предложения, то в испанском языке зачастую меняется структура всего предложения. Таким ооброазом, мы не можем говорить о существовании в испанском языке грамматической категории, аналогичной виду глагола в русском языке. Проведенный анализ поможет нам учитывать трудности и случаи отрицательной языковой интерференции при изучении видов русского глагола испаноязычными учащимися и создавать этно-ориентированные упражнения, направленные на минимизацию ошибок учащихся.
In this article, we conduct a comparative analysis of the category of verbal aspect in the Russian and Spanish languages. We assume that a comparative analysis of linguistic phenomena in different languages is important in teaching Russian as a foreign language, since taking into account the students’ native language makes it easier to teach certain linguistic features when such features are identical in two languages. At the same time, it helps students avoid negative linguistic interference, which is the cause of many typical errors. The relevance of this topic is due to the constant increase in the number of Spanish-speaking students coming to study at preparatory faculties for foreign citizens at Russian universities. The topic Verbal Aspects is one of the most difficult ones to understand for foreigners, including those who speak Spanish. First of all, it is due to the peculiarities of the use and perception of this category in the students’ native language. The purpose of this article is to identify the peculiar features of conveying aspectual meanings, the similarities and differences in the use of the category of verbal aspect in both languages in order to subsequently develop ethno-oriented exercises for Spanish-speaking students, as well as to develop recommendations for providing ethno-oriented materials for a Hispanic audience. The following research methods are used in the article: the method of systemic-functional analysis, the method of complex theoretical analysis of the phenomenon under study, the method of comparative analysis that allows us to observe similarities and differences in the grammatical category of verbal aspect in Russian and in Spanish. In this article, we analyzed three possible ways for conveying Russian verbal aspects in Spanish: lexical, peripheral and morphological. However, if in Russian it may be enough to replace an imperfective verb with a perfective verb in order to change the meaning of a sentence, then in Spanish the structure of the entire sentence often changes. Thus, we cannot talk about the existence of a Spanish grammatical category analogous to the verbal aspect in the Russian language. The analysis will help us take into account the difficulties and cases of negative linguistic interference faced by Spanish-speaking students when studying the Russian verbal aspects, and create ethno-oriented exercises aimed at minimizing the students’ errors.

Аитов В.Ф., Галимова Х.Х., Карташова В.Н.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Статья посвящена комплексному исследованию проблемы профессиональной подготовки учителей иноязычного образования в современных условиях. Особое внимание уделяется формированию иноязычной профессиональной компетентности. На основании анализа актуальных компетентностных дефицитов учителей иностранных языков, а также привлечения данных в рамках проекта национальной системы учительского роста (НСУР) установлено, что более 20% педагогов имеют недостаточную методическую подготовку в контексте использования инновационных педагогических технологий. Это определяет актуальность проблемы повышения качества профессиональной подготовки и необходимость поиска путей решения данной проблемы в государственном масштабе. В соответствии с главными показателями программных документов к 2024 г. должен быть повышен уровень профессионального мастерства 50 % педагогических работников, созданы сети центров непрерывного повышения квалификации во всех субъектах России, обеспечено участие 70 % учителей в возрасте до 35 лет в различных формах поддержки и сопровождения их в первые 3 года работы. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка поиска наиболее благоприятных путей взаимодействия педагогического вуза и средних общеобразовательных учреждений. Выделяются и описываются характерные особенности основных моделей базовой школы. В работе авторы анализируют имеющийся опыт сотрудничества со школой и акцентируют внимание на ресурсном центре как одной из моделей базовой школы и оптимальной форме взаимодействия вуза и школы, направленной на совершенствование профессиональной подготовки учителей иностранных языков.
The article studies the problem of professional training of FL teachers in modern conditions. Special attention is paid to the formation of foreign language professional competence. Based on the analysis of the current competence deficits of FL teachers, as well as the use of data within the framework of the project of the national system of teacher growth (NSTG), it was found that more than 20% of teachers have insufficient methodological training in the context of the use of innovative pedagogical technologies. This determines the urgency of the problem of improving the quality of professional training and the need to find ways to solve this problem on a national scale. In accordance with the main indicators of program documents, there should be an increase in the level of professional skills of 50 % of pedagogical workers, the creation of a network of centers for continuous training in all regions of Russia, the participation of 70 % of teachers under the age of 35 in various forms of support and accompanying them in the first 3 years of work by 2024. As a research task, the authors identified an attempt to find the most favorable ways of interaction between a pedagogical university and secondary educational institutions. The characteristic features of the basic models of the basic school are highlighted and described. In the work the authors analyze the existing experience of cooperation with the school and focus on the resource center as one of the models of the basic school and the optimal form of interaction between the university and the school aimed at improving the professional training of teachers of foreign languages.

Беляева О.А.. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ В СИТУАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Идеи статьи опираются на высокую социальную значимость обсуждения практик инклюзивного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности и обеспечения вариативности подходов к интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. На основании средового подхода в образовании, представленного в работах отечественных и зарубежных авторов, изложены базовые принципы и определены общие трудности функционирования инклюзивной практики на современном этапе. Обоснована стратегия применения векторного подхода к экспертизе и моделированию среды инклюзивного взаимодействия и проектированию путей ее совершенствования для организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе. На основании обобщенных результатов опроса педагогов, организующих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных классах, охарактеризованы особенности и выявлен тип отношений, складывающийся в настоящее время при совместном обучении школьников с разными образовательными потребностями в ходе их интеграции в единое образовательное пространство. С применением методики психолого-педагогической экспертизы школьной среды произведена типизация наиболее характерных воздействий, оказываемых в современных школах на ребенка с нарушением развития. Выявлена складывающаяся доминирующая модальность образовательной среды, ее ориентация на развитие взаимоотношений между педагогами и сверстниками, основанных на приоритете стимулирования активности личности при разной степени проявления ее свободы или зависимости. Описаны потенциальные возможности каждого из диагностированных типов среды с точки зрения ее ресурсов для обеспечения свободы выбора деятельности, стимулирования активности, развития самостоятельности обучающихся, формирования их личностных особенностей. Диагностированный приоритет творческой и карьерно-ориентированной направленности позволил сделать выводы об устоявшихся на данный момент подходах к включению детей с отклоняющимся развитием в среду нормотипичных сверстников.
The ideas of the article are based on the high social significance of discussing the practices of inclusive interaction in various spheres of life and ensuring the variability of approaches to the integration of children with special educational needs into the general education system. On the basis of the environmental approach in education, presented in the works of domestic and foreign authors, the basic principles are outlined and the general difficulties of the functioning of inclusive practice at the present stage are identified. The strategy of applying the vector approach to the examination and modeling of the environment of inclusive interaction and designing ways to improve it for the organization of psychological and pedagogical support of the educational process in school is justified. On the basis of the generalized results of the survey of teachers who organize the education of children with disabilities in non-specialized classes, the features and the type of relations that are currently developing in the joint education of schoolchildren with different educational needs during their integration into a single educational space are characterized. Using the methodology of psychological and pedagogical expertise of the school environment, the typification of the most characteristic influences exerted at modern schools on a child with a developmental disorder is carried out. The emerging dominant modality of the educational environment, its orientation to the development of relationships between teachers and peers, based on the priority of stimulating the activity of the individual with different degrees of manifestation of its freedom or dependence, is revealed. The article describes potential capabilities of each of the diagnosed types of environment in terms of its resources for ensuring freedom of choice of activities, stimulating activity, developing students' independence, and forming their personal characteristics. The diagnosed priority of creative and career-oriented orientation allowed us to draw conclusions about the currently established approaches to the inclusion of children with deviant development in the environment of normotypic peers.

Громова Ч.Р., Хайрутдинова Р.Р.. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ

Образовательные учреждения имеют большой потенциал для социокультурной интеграции детей мигрантов. Важная роль в процессе адаптации ребенка принадлежит педагогу, его профессиональным навыкам и личностным качествам. В связи с увеличением культурного разнообразия в обществе и в образовательном учреждении актуальными становятся мультикультурные компетенции педагога. Одной из составляющих данных компетенций является владение формами, методами, приемами работы в мультикультурном классе, то есть образовательными технологиями. Цель исследования: выявить образовательные технологии, применяемые российскими педагогами дошкольного и начального образования, в обучении и воспитании детей мигрантов. Для исследования применяемых в педагогической практике образовательных технологий детей мигрантов мы использовали анкету с открытыми вопросами. Ответы педагогов были подвергнуты контент-анализу. В исследовании приняла участие случайная выборка из шестидесяти трех учителей начальных классов и пятидесяти педагогов дошкольных учреждений. Российские учителя начальных классов и педагоги дошкольного образования для работы с детьми мигрантов считают наиболее приемлемыми и используют следующие образовательные технологии: этнокультурные, групповые, интерактивные, игровые, индивидуализации обучения, информационно-коммуникативные, дифференцированного обучения. Часть педагогов проводит дополнительные занятия по русскому языку и по развитию речи с детьми мигрантов без использования технологий обучения русскому языку как неродному. Также выявился ряд ограничений применения метода анкетирования в данном исследовании. Эти ограничения были связаны с невозможностью уточнить, прояснить, конкретизировать ответы респондентов.
Educational institutions have high potential for sociocultural integration of migrant children. An important role in the course of adaptation of the child belongs to the teacher, his professional skills and personal qualities. Due to the increase of cultural diversity in society and in educational institution, multicultural competences of the teacher become relevant. One of the aspects of the teacher’s multicultural competences is the mastery of forms, methods and practices of working in a multicultural class, i.e. educational technologies. Research objective is to reveal the educational technologies applied by the Russian teachers of preschool and elementary education in training and educating migrant children. We have used the questionnaire with open questions to study the educational technologies for working with migrant children applied in teaching practice. Answers of teachers have been subjected to the content analysis. Sixty-three elementary school teachers and fifty teachers of preschool institutions have participated in the research. Russian preschool and elementary school teachers consider the most acceptable and use the following educational technologies for working with migrant children: ethnocultural, group, interactive, game technologies, individualization of training, information and communicative technologies and technologies of the differentiated training. A part of the interviewed teachers give additional Russian language classes for migrant children without using technologies of training Russian as nonnative language. Also, a number of restrictions for the application of a questioning method of this research has come to light. These restrictions have been connected with impossibility to specify, clear, concretize answers of respondents.

Еремина Н.А.. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Современная социокультурная среда выдвигает требования к обеспечению равных возможностей профессионального образования для активных членов общества. Установленные требования к организации учебного процесса в смешанных группах, включающих нормотипичных обучающихся и обучающихся с ОВЗ, указывают на необходимость поиска новых методологических подходов, позволяющих обеспечить успешную реализацию профессионального образования. В статье актуализирована проблема выбора дидактических компонентов практико-ориентированного содержания для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Целью работы стало выявление принципов новой дидактики, позволяющих адаптировать структуру базового дизайн-образования к особым образовательным потребностям студентов и оптимально организовывать учебную деятельность в смешанной группе без потери качества сформированности профессиональных и приращения общих компетенций. В статье приводятся некоторые основополагающие смыслы дизайн-практики, позволяющие находить допуски для включения инклюзивных методик в систему обучающих программ специального назначения. Раскрываются подходы к формулировкам комбинированных задач, допускающих вариативность равнозначных проектных решений разного уровня сложности. Новые подходы к выбору методических и дидактических приемов определялись в ходе педагогического эксперимента, с использованием элементов лонгитюдного исследования. Автор приводит примеры из опыта подготовки обучающихся СПО в смешанных группах, указывает аспекты, оказывающие особое влияние на достижение обучающимися равных положительных результатов, называет приемы формулировки практических заданий, позволяющих минимизировать различие в затратах времени у разноспособных студентов. Вывод о достаточном основании выбранного направления методологического и дидактического сопровождения сделан на основе признаков положительной динамики освоения приемов проектной дизайн-деятельности обучающимися с ОВЗ.
The modern sociocultural environment puts forward requirements for ensuring equal opportunities for vocational education for active members of the society. The established requirements for the organization of the educational process in mixed groups, including normo-typical students and students with disabilities, indicate the need to search for new methodological approaches to ensure the successful implementation of vocational education. The article highlights the problem of choosing didactic components of practice-oriented content for teaching students with disabilities. The aim of the work was to identify the principles of new didactics, which make it possible to adapt the structure of basic design education to the special educational needs of students and to optimally organize educational activities in a mixed group without losing the quality of professional development and an increase in general competencies. The article provides some of the fundamental meanings of design practice, which make it possible to find permits for the introduction of inclusive methods in the system of special-purpose training programs. The approaches to the formulation of combined tasks are disclosed that allow the variability of equivalent design solutions of different levels of complexity. New approaches to the choice of methodological and didactic techniques were determined in the course of a pedagogical experiment, using elements of a longitudinal study. The author gives examples from the experience of training students in secondary vocational education in mixed groups, points out aspects that have a particular impact on the achievement of equal positive results by students, names the methods of formulating practical tasks that minimize the difference in time spent by students with different abilities. The conclusion about a sufficient basis for the chosen direction of methodological and didactic support was made on the basis of signs of positive dynamics of mastering the techniques of project design activity by students with disabilities.

Нго Д.Т.. НАВЫКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МОМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Период обучения в высшем профессиональном учебном заведении имеет огромное значение для личности, так как именно в это время молодой человек начинает принимать активное участие в производственных отношениях, демонстрировать осмысленное, зрелое восприятие своей будущей специальности, подкрепленное сформированной системой ценностей и четкой мотивацией. В данной статье внимание акцентировано на феномене профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентификация меняет систему ценностей студента, формирует у него новые качества личности. Каждый студент становится специалистом, который должен уметь выполнять все поставленные на предприятии задачи. Именно от конкурентоспособности зависит его развитие как личности и становление как профессионала своего дела. Самоидентификация помогает лучше раскрыть человека, получить передовой опыт в освоении профессии, навыки работы. Формируется набор качеств, которые помогают развивать навыки и получать знания. При выполнении практической работы начальный уровень самоидентификации меняется. На сегодняшней день проблема самоидентификации будущих специалистов остается актуальной. В статье характеризуется процесс становления профессионально-личностных качеств у студентов в вузе, рассматриваются сущности понятий «самоидентификация», «профессиональная самоидентификация», раскрываются условия их формирования. Также показаны этапы и факторы становления навыка профессиональной самоидентификации. Делается вывод о том, что навыки профессиональной самоидентификации являются основным моментом становления профессионально-личностных качеств и должны быть сформированы у студентов именно в стенах вуза.
The period of study at a higher professional educational institution is of great importance for the individual, since it is at this time that they begin to take an active part in industrial relations, demonstrate a meaningful, mature perception of their future specialty, supported by a formed system of values and clear motivation. In this article, attention is focused on the phenomenon of professional self-identification. Professional self-identification changes the entire student's value system, forms a new personality in them, based on a number of values which become an integral part of a person. Each student becomes a specialist who must be able to perform all assigned tasks at the enterprise. It is their competitiveness that determines their development as a person and becoming a professional in the field. Self-identification helps to better reveal a person, get advanced experience in mastering one's profession, working skills. A set of qualities are formed that help develop skills and gain knowledge. When doing practical work, the initial level of self-identification changes. Today, the problem of self-identification of future specialists is urgent. The article describes the process of the formation of professional and personal qualities of students at University, examines the essence of the concepts of “self-identification”, “professional self-identification”, reveals the conditions for their formation. The stages and factors of the formation of the skill of professional self-identification are also shown. It is concluded that the skills of professional self-identification are the main moment in the formation of professional and personal qualities and should be formed in students precisely within the walls of a university.

Толочко А.В.. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ

В статье делается акцент на проблемах преподавания обществознания в школе в старших классах. Автор пытается актуализировать использование игровых технологий на уроках. Целью исследования является определение эффективности игры в обучении школьников обществознанию. На уроках обществознания необходимо использовать различные методы обучения, одним из которых является игра. Благодаря игре, теоретические знания, полученные во время урока, будут гораздо лучше усваиваться учащимися. Также благодаря игре можно решить проблему учебной мотивации школьников, любому обучающемуся будет интересно поучаствовать в игре. Игровая деятельность сегодня имеет большое значение в развитии и воспитании личности, так как дает каждому ребенку возможность почувствовать себя субъектом определенного вида деятельности, проявить себя, сформировать собственные способности. Во время игровой деятельности интеллектуально пассивный обучающийся может исполнять такой объем работы, который совершенно недоступен ему в традиционной образовательной ситуации. В научных и иных педагогических исследованиях, касающихся игровой деятельности можно обнаружить понятие «эмоционального ускорителя» обучения. Кроме теоретических изысканий, в статье характеризуется педагогический эксперимент, в котором приняли участие учащиеся 10-х классов в количестве 20 человек. В статье говорится о том, что, используя различные игровые формы и методы, можно чередовать «серьезную» и «легкомысленную» работу, и тем самым обеспечить на занятиях устойчивое внимание к изучаемому материалу и изучение курса «Обществознание» в старших классах является жизненной необходимостью. Важно обеспечить качественное образование, используя различные активные методы и приемы, в частности задействовав форму деловых игр.
The article focuses on the problems of teaching social studies at high school. The author tries to actualize the use of gaming technologies during lessons. The aim of the study is to determine the effectiveness of the game in teaching social studies to schoolchildren. During social studies lessons, it is necessary to use various teaching methods, one of which is the game. Thanks to the game, the theoretical knowledge gained during the lesson will be much better assimilated by students. Also, thanks to game technologies, it is possible to solve the problem of educational motivation of schoolchildren; it will be interesting for any student to participate in a game. Play activity today is of great importance in the development and education of the individual, as it gives each child an opportunity to feel themselves as a subject of a certain type of activity, to express themselves, to form thier own abilities. During the game, an intellectually passive student can perform such a volume of work that is completely inaccessible to them in a traditional educational situation. In scientific and other pedagogical studies related to play activities, one can find the concept of an "emotional accelerator" of learning. In addition to theoretical research, the article describes a pedagogical experiment, in which 20 students of 10th grades took part. The article says that using various play forms and methods it is possible to alternate between “serious” and “frivolous” work, and thereby ensure sustained attention to the studied material in the classroom, and the study of the course “Social Studies” at high school is a vital necessity. It is important to provide quality education using various active methods and techniques, in particular, using the form of business games.

Турко У.И.. ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Статья посвящена методической организации занятия по русскому языку как иностранному. Рассматривается содержание учебной литературы, предлагаемой иностранным студентам, изучающим русский язык на уровне А2, и требования образовательного стандарта по русскому языку как иностранному, предъявляемые Российской государственной системой тестирования к гражданам зарубежных стран. Важной составляющей на уроках РКИ является работа с текстом, что позволяет формировать умение воспринимать смысл целого текста, развивать навыки чтения и устной речи, обогащать знания студентов о стране изучаемого языка. В качестве материала для занятия используется текст о городе Ельце. Практическая значимость работы состоит в том, что предлагается разработка занятия, ориентированного на иностранных студентов, осваивающих русский язык на базовом уровне. Новизна исследования заключается в том, что оно выполнено на региональном материале. Текст, предназначенный для культурной адаптации иностранных обучающихся, описывает знакомый им населенный пункт - город Елец, в котором студенты проживают и получают образование, поэтому материал, учитывающий личную заинтересованность, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Использование регионального компонента на занятиях по РКИ мотивирует на изучение языка и способствует его успешному освоению, так как в учебный процесс включаются языковые источники, отражающие специфику Липецкого края и воспитывающие интерес у иностранцев. Материалы практического занятия призваны познакомить обучающихся с культурными традициями и укладом жизни ельчан. Предлагается комплекс предтекстовых, притекстовых и послетекстовых упражнений, направленных на совершенствование речевых навыков. Предтекстовые задания ставят цель снять лексико-грамматические трудности, которые могут возникнуть при работе с текстом, притекстовые - сформировать коммуникативную установку на чтение, послетекстовые - проверить понимание прочитанного.
The article is devoted to the methodological organization of classes of Russian as a foreign language. The content of the educational literature for foreign students who study Russian at the A2 level, and the requirements of the educational standard for Russian as a foreign language, presented by the Russian state testing system for citizens of foreign countries are considered. An important component of the lessons of Russian as a foreign language is working with a text, which allows you to form the ability to perceive the meaning of the whole text, develop reading and speaking skills, enrich students' knowledge about the country of the language being studied. The text on the city of Yelets is used as a material for the lesson. The practical significance of the work lies in the fact that it is proposed to develop a lesson that is aimed at foreign students studying Russian at a basic level. The novelty of the study is that it is based on the regional material. The text, intended for the cultural adaptation of foreign students, describes a familiar place for them - the city of Yelets, in which students live and receive education, so material that takes into account personal interest allows us to intensify the cognitive activity of students. The use of the regional component in the RFL classes motivates the study of the language and contributes to its successful development, as language sources are included that reflect the specifics of the Lipetsk Region and raise interest among foreigners. The materials of the practical lesson are designed to acquaint students with the cultural traditions and lifestyle of the residents of Yelets. A complex of pretext, text and posttext exercises aimed at improving speech skills is proposed. Pre-text tasks are aimed at removing lexical and grammatical difficulties that may arise when working with the text, text tasks - to form a communicative attitude for reading, post-text - to check the understanding of what is read.

Щербатых В.Е.. О НЕКОТОРЫХ БАЗОВЫХ АКЦЕНТАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» В ВУЗАХ

В статье исследуется проблема повышения качества математического образования в вузах. Частое обновление Федеральных государственных образовательных стандартов, смещение вектора обучения в сторону получения новых научных знаний, а в последнее время возможное долговременное дистанционное обучение предполагают наличие у современного бакалавра таких качеств, как умение эффективно самостоятельно работать и справляться с большим потоком информации. К сожалению, многие студенты в силу разных причин не готовы соответствовать новым требованиям (особенно это касается первокурсников, поскольку современная школа далеко не всегда успешно готовит их к учебе в вузе). Практически все математические дисциплины связаны между собой базовыми понятиями (вектор, матрица, определитель, предел, производная, интеграл, непрерывность и т.д.), поэтому основной задачей на первом этапе обучения математике в вузе, по нашему мнению, является «цементирование» основных базовых понятий с превращением их на последующих курсах в фундамент изучения других дисциплин. Мотивационной составляющей этого процесса, как показывает опыт, является изначальный живой интерес к предмету изучения, который возникает при решении простых, не необычных задач (в статье приведены соответствующие примеры). При изучении дисциплины «Математический анализ» предлагается акцентировать внимание на таких ее базовых понятиях, как предел последовательности, интеграл и т.д. Набор понятий обосновывается как с точки зрения содержания разделов математического анализа, так и в аспекте междисциплинарных связей математических дисциплин, изучаемых позже. Это краеугольные камни всей математики. Можно констатировать, что от степени понимания студентами подобных математических явлений зависит результат последующей работы преподавателей, а следовательно, совокупность знаний и научный багаж будущих выпускников, высокий потенциал которых позволит успешно реализовать себя в профессиональной деятельности.
The article explores the problem of improving the quality of mathematical education at universities. Recent frequent transitions to various Federal State Educational Standards, the shift of the learning vector towards obtaining new scientific knowledge, and recently possible long-term distance learning, suggest that a modern bachelor has such qualities as the ability to work effectively and cope with a large flow of information. Unfortunately, not all students due to various reasons are ready to meet new requirements (especially freshmen, since at the present stage the thinking operations that underlie the organization of educational actions cease to develop effectively already at school: school education has other priorities). Almost all mathematical disciplines are connected by basic concepts (vector, matrix, determinant, limit, derivative, integral, continuity, etc.), therefore, the main task at the first stage of teaching mathematics at a university, in our opinion, is to “cement” basic concepts with their transformation in subsequent courses into the foundation of studying other disciplines. The motivational component of this process, as shown by many years of experience, is the initial keen interest in the subject of study, which arises when solving simple, unusual and interesting problems (examples of such problems are given in the article). While studying “Mathematical Analysis”, it is proposed to place in-depth emphasis on its basic concepts, such as the limit of sequence, integral, etc. The set of notions is justified both from the point of view of the content of sections of mathematical analysis, and from the point of view of interdisciplinary connections of mathematical disciplines studied later. These are the cornerstones of all mathematics. Without exaggeration, it can be stated that the degree of understanding by students of such mathematical phenomena depends on the result of the subsequent work of teachers, and, therefore, the totality of knowledge and scientific knowledge of future graduates, the high potential of which will allow them to successfully realize themselves in professional occupation.