Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (53) (2021)
УДК 37.015.3
DOI 10.24888/2073-8439-2021-53-1-6-17
ОПТИМИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Статья раскрывает возможности специально организованной личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования (четвертый год обучения в школе) для оптимизации становления субъектности четвероклассников. Недостаточная изученность средового подхода к формированию субъектности учащихся начальной школы делает материалы работы актуальными. Теоретической основой статьи выступают психолого-педагогические исследования в области образовательной среды и субъектогенеза школьников. Автором представлено содержание двухлетнего эмпирического исследования, в котором участвовало 213 четвероклассников (средний возраст 10-11,5 лет) на одной из экспериментальных площадок. Диагностика развития субъектности четвероклассников осуществлялась с помощью опросника структуры субъектности Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной в модификации М.А. Пыжьяновой и проводилась в начале и конце учебного года. Статистическая достоверность результатов исследования определялась с помощью критерия Хи-квадрат Пирсона (χ2). В статье представлены психолого-педагогические характеристики инновационной личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования, раскрыты основные условия и возможности, направленные на совершенствование субъектности четвероклассников, в каждом из компонентов экспериментальной образовательной среды (пространственно-предметном, психодидактическом, социальном). По итогам исследования доказано, что личностно-развивающая образовательная среда, в которую была включена экспериментальная группа (108 человек), оказала положительное статистически достоверное влияние на уровень развития всех компонентов субъектности четвероклассников (активности, способности к рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, осознания собственной уникальности, понимания и принятия другого, саморазвития). В контрольной группе (105 человек) статистически значимых положительных изменений в развитии компонентов субъектности четвероклассников не установлено. Материалы исследования могут быть использованы в образовательной практике для оптимизации развития субъектности четвероклассников.
SUBJECTIVITY OPTIMIZATION OF FOURTH GRADERS IN A PERSONALITY-DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT
The article reveals possibilities of a specially organized personality-developing educational environment at the final stage of primary general education (the fourth year of schooling) to optimize the subjectivity formation of fourth-graders. Insufficient knowledge of the environmental approach to the formation of the subjectivity of primary school students makes the work relevant. The theoretical basis of the article is psychological and pedagogical research in the field of the educational environment and the subject genesis of schoolchildren. The author presents the content of a two-year empirical study, which involved 213 fourth-graders (average age 10-11.5 years) at one of the experimental sites. Diagnostics of the development of subjectivity of fourth-graders was carried out using the questionnaire of the subjectivity structure of E.N. Volkova and I.A. Seregina, modified by M.A. Pyzh’yanova and was held at the beginning and the end of the academic year. The statistical reliability of the study results was determined using the Pearson Chi-square test (χ2). The article presents psychological and pedagogical characteristics of an innovative personality-developing educational environment at the final stage of initial general education, reveals main conditions and opportunities aimed at improving the subjectivity of fourth-graders in each of the components of the experimental educational environment (spatial-subject, psychodidactic, social). According to the results of the study, it was proved that the personality-developing educational environment, in which the experimental group (108 people) was included, had a positive statistically significant effect on the level of the development of all components of the subjectivity of fourth-graders (activity, ability to reflect, freedom of choice and responsibility for it, awareness of one's own uniqueness, understanding and acceptance of another person, self-development). No statistically significant positive changes in the development of the subjectivity components of fourth-graders were found in the control group (105 people). The research materials can be used in educational practice to optimize the development of the subjectivity of fourth-graders.
Список литературы
-
Башкова Т.Н. Формирование субъектности младших школьников в условиях педагогического взаимодействия: дис.. канд. пед. наук. М., 2009.
-
Волкова Е.Н. Субъектность педагога (Теория и практика): дис.. д-ра психол. наук. М., 1998.
-
Иванова Н.В. Реализация модели личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования. Н. Новгород: Мининский университет, 2020.
-
Лапкова О.С. Психолого-педагогические условия развития субъектности младших школьников и младших подростков: дис.. канд. психол. наук. Воронеж, 2007.
-
Липская Т.А. Содержательные характеристики субъектности младших школьников, воспитывающихся в семьях с разным типом материнского отношения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4(40). С. 226-229. URL: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=45 (дата обращения: 8.01.2021).
-
Медникова Л.А. Формирование субъектной позиции младшего школьника в образовательном процессе: дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2010.
-
Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. C. 5-19.
-
Пыжьянова М.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2006.
-
Рудомазина В.М. Проявление субъектности у детей младшего школьного возраста // Педагогика и психология образования. 2016. №1. С. 100-108.
-
Скрипник Н.М. Развитие субъектности младших подростков в условиях поддерживающей образовательной среды на этапе перехода в среднюю школу: дис. … канд. психол. наук. Пятигорск, 2014. 219 с.
-
Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: дис.. д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2012.