Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (53) (2021)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2021-53-1-37-44
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА КАК ЦЕННОСТНАЯ ДОМИНАНТА: ЭПОХА ПОСТМОДЕРНИЗМА
Постановка проблемы совершенствования коммуникативной компетенции современного педагога обусловлена глобальными вызовами современности, которые инициируют инновационные сдвиги в обществе, в культурах, а также необходимостью, «диктуя» и стимулируя изменения разного характера и содержания в пространстве отечественного профессионального образования, нередко раскачивать устойчивость и консервативность его отдельных сегментов. Цель данного исследования заключается в обосновании необходимости разработки на организационно-педагогическом уровне ценностной культуросозидающей модели совершенствования искомой компетенции педагогов в пространстве развивающей профессиональной среды трансграничного региона. Актуализация обозначенных вопросов связана, как свидетельствует критический анализ корпуса научно-педагогических работ и целостное изучение ценностных аспектов педагогических практик в этом направлении, прежде всего, с самостоятельностью данной компетенции в контексте устойчивого развития общества и образования. Результаты исследования находят отражение в конструктах авторской комплексной культуросозидающей модели организационно-педагогического характера, включающей: а) выявление профессиональных дефицитов педагогов в аспекте владения культурой взаимодействия и интеграции, межкультурного общения; б) разработку событийного пространства и наполнение его коммуникативными ситуациями и стратегиями взаимодействия участников образовательного процесса на уровне муниципальных методических сообществ; в) культивирование тьюторского движения в рамках научно-методического обеспечения содержательной технологичности консалтинговых центров образовательных организаций. На примере одного из центров показана эффективность взаимодействия школы и института в плане научно-методической поддержки инновационных процессов школьных педагогических сообществ сотрудниками предметных кафедр. И как ведущий результирующий эффект - позитивная коммуникативная среда межкультурной интеграции и межкультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса сохраняет психологический баланс образовательной среды, которая требует от участников культурного диалога/полилога, в данном контексте по причине полифоничности информационно-коммуникационного пространства современности. В заключение сформулирован ведущий концепт проведенного исследования, суть которого заключается в: а) целесообразности формирования искомой компетенции как социально значимого педагогического феномена с учетом особенностей культуры региона, б) необходимости дальнейшей проблематизации теоретико-методологических аспектов межкультурного общения и интеграции, в) повышенном внимании к системной профессиональной подготовке и переподготовке учителя как носителя высокой языковой и коммуникативной культуры.
СOMMUNICATION COMPETENCE OF A PEDAGOGUE AS A DOMINANT VALUE: POSTMODERN CONTEXT
The problem of this article concerns the value of the communication skills and competence that has steadily risen on the Communicative Stock Exchange over the past ten years due to both global challenges of the modernity, and the current status of Russian public education development in terms of introducing culture of communication into everyday lessons. The purpose of this study is to substantiate the need for the required competence of teachers across all subjects at Regional Destination of cross-border characteristics, and to fill in the gap in the management of current professional education of a pedagogue. Scientific exposition and introduction to the problem will set out the theoretical background of technology, pedagogy and knowledge content of culture of communication and the rational for using it not just in language learning, but in all learning that is based on the ideas and principles of regional and axiological approaches to improving the methodology and scientific support of the tutorials intended for in-service teachers and teaching staff of regional consulting centers. The results of this research cover a) the constructs of the regional project the focus of which is on three main areas of supplementary techniques for doing, being and facing daily difficult situations of communication with others within the routine of the Regional Methodology Centers; b) the answer to the question of how to improve language education, both teaching and learning, spoken communication skills, understanding of text, etc; c) the tutorial practice support for the management of which the Institute Departments are responsible. This comprehensive model of the management of the Regional Methodology Centers presents a number of practical pieces of advice which have focused on the creation of the right atmosphere, both on the role of the pedagogue and the role of the most cooperative students/teachers, on the need of careful planning, timing and preparation during lessons using modern techniques (drama, project works, online and offline activities, business games, modern lesson and its criteria, etc ) for improving the presentation of activities in the regional development spaces, etc . In conclusion the article presents some ideas for further research of the possibilities of the Regional Consulting Centers in improving teachers’ presentation activities in terms of languages for special purposes in the communicative professional spaces.
Список литературы
-
Буланкина Н.Е. Ценностные аспекты профессионального становления педагога в контексте радикальной смены образовательной парадигмы // KANT. 2020. № 3 (36). С. 220-226. DOI: 10.24923/2222-243x.2020-36.42
-
Карева Н.В. Компетентностный подход при реализации образовательных программ в высшей школе // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 1 (49). С. 48-56. DOI: 10.24888/2073-8439-2019-49-1-48-56
-
Комкова А.С. Comparative analysis of syntactic expressive means in the languages of different structural types and its relevance to language teaching and learning // Межкультурная коммуникация: лингвистические аспекты: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. С. 354-359.
-
Bulankina N., Malakhova N., Egorova E., Seredintseva A., Tsybaneva V. (2020). Dominant values of professional development education spaces of cross-border regions in the aspect of postmodernism // E3S Web of Conferences. Vol. 210. Article 22017. DOI: 10.1051/e3sconf/202021022017
-
Doll W. E. A Post-Modern Perspective on Curriculum (Advances in Contemporary Educational Thought). New York, London: Teacher College Press, 1993.
-
Efing Ch. Linguistic communication Skills - what is the difference and what is required in education? // Vocational training in science and practice. 2012. Vol. 2. Pp. 6-9.
-
Hughes A. Testing for Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
-
Lopatukhina T., Egorova E., Bulankina N., Mishutina O. Personalized Education: origins, characteristics and technology of use // EDULEARN20 Proceedings. 12th International Conference on Education and New Learning Technologies Online Conference. 6-7 July, 2020. P. 899-904. DOI: 10.21125/edulearn.2020.0315
-
Morrow K. Insights from the Common European Framework. Oxford University Press, 2004.
-
Nunan D. Syllabus Design. Oxford University Press, 1988.
-
Redling A. Filling the gap between graduate performance and labor market expectations // Perspectives in higher education reform. 2002. Vol. 11. Pp. 179-184.
-
Richards J. C. The Language Teaching Matrix. Cambridge University Press, 2010.
-
Sailer M. The Family of English Cognate Object Constructions // Proceedings of the 17th International HPSG Conference. Stanford: CSLI Publications, 2010. Pp. 192-2011.
-
Wallace S. Teaching, Tutoring and Training in the Lifelong Learning Sector. Learning Matters Ltd, 2000.