Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (53) (2021)
УДК 378.046.4
DOI 10.24888/2073-8439-2021-53-1-56-65
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Статья посвящена комплексному исследованию проблемы профессиональной подготовки учителей иноязычного образования в современных условиях. Особое внимание уделяется формированию иноязычной профессиональной компетентности. На основании анализа актуальных компетентностных дефицитов учителей иностранных языков, а также привлечения данных в рамках проекта национальной системы учительского роста (НСУР) установлено, что более 20% педагогов имеют недостаточную методическую подготовку в контексте использования инновационных педагогических технологий. Это определяет актуальность проблемы повышения качества профессиональной подготовки и необходимость поиска путей решения данной проблемы в государственном масштабе. В соответствии с главными показателями программных документов к 2024 г. должен быть повышен уровень профессионального мастерства 50 % педагогических работников, созданы сети центров непрерывного повышения квалификации во всех субъектах России, обеспечено участие 70 % учителей в возрасте до 35 лет в различных формах поддержки и сопровождения их в первые 3 года работы. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка поиска наиболее благоприятных путей взаимодействия педагогического вуза и средних общеобразовательных учреждений. Выделяются и описываются характерные особенности основных моделей базовой школы. В работе авторы анализируют имеющийся опыт сотрудничества со школой и акцентируют внимание на ресурсном центре как одной из моделей базовой школы и оптимальной форме взаимодействия вуза и школы, направленной на совершенствование профессиональной подготовки учителей иностранных языков.
PEDAGOGICAL UNIVERSITY AND SECONDARY SCHOOL: CURRENT PROBLEMS OF INTERACTION
The article studies the problem of professional training of FL teachers in modern conditions. Special attention is paid to the formation of foreign language professional competence. Based on the analysis of the current competence deficits of FL teachers, as well as the use of data within the framework of the project of the national system of teacher growth (NSTG), it was found that more than 20% of teachers have insufficient methodological training in the context of the use of innovative pedagogical technologies. This determines the urgency of the problem of improving the quality of professional training and the need to find ways to solve this problem on a national scale. In accordance with the main indicators of program documents, there should be an increase in the level of professional skills of 50 % of pedagogical workers, the creation of a network of centers for continuous training in all regions of Russia, the participation of 70 % of teachers under the age of 35 in various forms of support and accompanying them in the first 3 years of work by 2024. As a research task, the authors identified an attempt to find the most favorable ways of interaction between a pedagogical university and secondary educational institutions. The characteristic features of the basic models of the basic school are highlighted and described. In the work the authors analyze the existing experience of cooperation with the school and focus on the resource center as one of the models of the basic school and the optimal form of interaction between the university and the school aimed at improving the professional training of teachers of foreign languages.
Список литературы
-
Аитов В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2007.
-
Балашова Т.А., Ким Т.Л., Лавряшина Т.В., Окушко Н.Б. Потенциальный барьер «школа - вуз»: пути его преодоления // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4. С. 4-10. DOI: 10.21603/2542-1840-2017-4-4-10
-
Глебова Г.Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия // Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 1(5). DOI: 10.15393/j5.art.2014.2267
-
Диких Э.Р. Взаимодействие педагогического вуза и школы в рамках виртуального методического объединения: опыт Омского государственного педагогического университета // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 3 (27). С. 97-101.
-
Карташова В.Н., Андреенко Т.Н. Теория и практика формирования профессиональной лексической компетенции будущего учителя английского языка на занятиях по домашнему чтению. М.: ФЛИНТА, 2019.
-
Aitov V.F., Galimova K., Kulagin A.A., Faizrakhmanova L.M., Isupova M.M., Kievskaya E.I. Formation of foreign language professional competence at the natural science faculties // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Vol. 9(10). Pp. 953-963.