Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (53) (2021)
УДК 37.051.31
DOI 10.24888/2073-8439-2021-53-1-66-75
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ В СИТУАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Идеи статьи опираются на высокую социальную значимость обсуждения практик инклюзивного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности и обеспечения вариативности подходов к интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. На основании средового подхода в образовании, представленного в работах отечественных и зарубежных авторов, изложены базовые принципы и определены общие трудности функционирования инклюзивной практики на современном этапе. Обоснована стратегия применения векторного подхода к экспертизе и моделированию среды инклюзивного взаимодействия и проектированию путей ее совершенствования для организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе. На основании обобщенных результатов опроса педагогов, организующих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных классах, охарактеризованы особенности и выявлен тип отношений, складывающийся в настоящее время при совместном обучении школьников с разными образовательными потребностями в ходе их интеграции в единое образовательное пространство. С применением методики психолого-педагогической экспертизы школьной среды произведена типизация наиболее характерных воздействий, оказываемых в современных школах на ребенка с нарушением развития. Выявлена складывающаяся доминирующая модальность образовательной среды, ее ориентация на развитие взаимоотношений между педагогами и сверстниками, основанных на приоритете стимулирования активности личности при разной степени проявления ее свободы или зависимости. Описаны потенциальные возможности каждого из диагностированных типов среды с точки зрения ее ресурсов для обеспечения свободы выбора деятельности, стимулирования активности, развития самостоятельности обучающихся, формирования их личностных особенностей. Диагностированный приоритет творческой и карьерно-ориентированной направленности позволил сделать выводы об устоявшихся на данный момент подходах к включению детей с отклоняющимся развитием в среду нормотипичных сверстников.
AN EMPIRICAL STUDY OF THE TYPES OF SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SITUATION OF INCLUSIVE EDUCATION
The ideas of the article are based on the high social significance of discussing the practices of inclusive interaction in various spheres of life and ensuring the variability of approaches to the integration of children with special educational needs into the general education system. On the basis of the environmental approach in education, presented in the works of domestic and foreign authors, the basic principles are outlined and the general difficulties of the functioning of inclusive practice at the present stage are identified. The strategy of applying the vector approach to the examination and modeling of the environment of inclusive interaction and designing ways to improve it for the organization of psychological and pedagogical support of the educational process in school is justified. On the basis of the generalized results of the survey of teachers who organize the education of children with disabilities in non-specialized classes, the features and the type of relations that are currently developing in the joint education of schoolchildren with different educational needs during their integration into a single educational space are characterized. Using the methodology of psychological and pedagogical expertise of the school environment, the typification of the most characteristic influences exerted at modern schools on a child with a developmental disorder is carried out. The emerging dominant modality of the educational environment, its orientation to the development of relationships between teachers and peers, based on the priority of stimulating the activity of the individual with different degrees of manifestation of its freedom or dependence, is revealed. The article describes potential capabilities of each of the diagnosed types of environment in terms of its resources for ensuring freedom of choice of activities, stimulating activity, developing students' independence, and forming their personal characteristics. The diagnosed priority of creative and career-oriented orientation allowed us to draw conclusions about the currently established approaches to the inclusion of children with deviant development in the environment of normotypic peers.
Список литературы
-
Абаев А.М. Общая классификация подходов к изучению и формированию образовательной среды // Современное право. 2012. № 10. С. 134-139.
-
Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис.. канд. пед. наук. Москва, 2000.
-
Беляева О.А. Особенности коррекционно-развивающей компетенции педагогических работников различных специальностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: педагогика, психология, социокинетика. 2020. № 2. С. 114-118.
-
Журавлева С.В. Исторический обзор понятия «Образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48-56.
-
Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2003.
-
Иванов Д.В. Психолого-педагогические подходы к исследованию образовательной среды // Мир психологии. 2006. № 4. С. 167-174.
-
Котова Н.А. Историко-логический анализ становления понятия «Образовательная среда» в научно-педагогической литературе в контексте методологического базиса // Вестник ТГУ. 2015. № 11 (151). С. 29-46.
-
Кудряшова Н.А., Новиков А.В., Слабкая Д.Н. Образовательное пространство и образовательная среда как сферы самоактуализации личности в условиях современного общества // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 1А. С. 311-317.
-
Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М.: Смысл, 2017.
-
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.
-
Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. М., 1995. С. 177-184.
-
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
-
Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019.
-
Ambrose S.A., Bridges M.W., DiPietro M., Lovett M.C., Norman M.K. How learning works: seven research-based principles for smart teaching. San Francisco: Jossey Bass, 2010.
-
Anghel G.A., Pehoiu G. The Educational Environment Of School And Its Implications On Learning The European // Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2017. Vol. 27. Pp. 12-18. DOI: 10.15405/epsbs.2017.07.03.3
-
Armstrong M.A. Small world: Crafting an inclusive classroom (no matter what you teach) // Thought & Action. 2011. Fall. Pp. 51-61.
-
Bransford J.D., Brown A.L., Cocking R.R. How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School. Washington: National Academy Press, 2000.
-
Bucholz J.L., Sheffler J.L. Creating a Warm and Inclusive Classroom Environment: Planning for All Children to Feel Welcome // Electronic Journal for Inclusive Education. 2009. Vol. 2(4). Article 4. URL: https://corescholar.libraries.wright.edu/ejie/vol2/iss4/ (дата обращения: 15.02.2021).
-
Lyons W.E, Thompson S.A., Timmons V. We are inclusive. We are a team. Let’s just do it: commitment, collective efficacy, and agency in four inclusive schools // International Journal of Inclusive Education. 2016. Vol. 20(8). Pp. 889-907. DOI: 10.1080/13603116.2015.1122841
-
Salazar M.d.C., Norton A.S., Tuitt F.A. Weawing promising practic for inclusive excellens into the higher education classroom // To Improve the Academy. Vol. 28(12), 2010. Pp. 208-226. DOI: 10.1002/j.2334-4822.2010.tb00604.x
-
Vandercook T., Sabia R., Shopa A., Lazarus S.S. 10 reasons to support inclusive school communities for ALL students (Brief #1). Minneapolis: University of Minnesota, TIES Center, 2018. URL: https://ici.umn.edu/products/1019 (дата обращения: 15.02.2021).
-
Varney J., Dumeng C. How to Accommodate for Diversity, Equity, and Inclusion in the Online Classroom. Southern New Hampshire University, 2020.