Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (53) (2021)
УДК 376.63
DOI 10.24888/2073-8439-2021-53-1-76-88
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ
Образовательные учреждения имеют большой потенциал для социокультурной интеграции детей мигрантов. Важная роль в процессе адаптации ребенка принадлежит педагогу, его профессиональным навыкам и личностным качествам. В связи с увеличением культурного разнообразия в обществе и в образовательном учреждении актуальными становятся мультикультурные компетенции педагога. Одной из составляющих данных компетенций является владение формами, методами, приемами работы в мультикультурном классе, то есть образовательными технологиями. Цель исследования: выявить образовательные технологии, применяемые российскими педагогами дошкольного и начального образования, в обучении и воспитании детей мигрантов. Для исследования применяемых в педагогической практике образовательных технологий детей мигрантов мы использовали анкету с открытыми вопросами. Ответы педагогов были подвергнуты контент-анализу. В исследовании приняла участие случайная выборка из шестидесяти трех учителей начальных классов и пятидесяти педагогов дошкольных учреждений. Российские учителя начальных классов и педагоги дошкольного образования для работы с детьми мигрантов считают наиболее приемлемыми и используют следующие образовательные технологии: этнокультурные, групповые, интерактивные, игровые, индивидуализации обучения, информационно-коммуникативные, дифференцированного обучения. Часть педагогов проводит дополнительные занятия по русскому языку и по развитию речи с детьми мигрантов без использования технологий обучения русскому языку как неродному. Также выявился ряд ограничений применения метода анкетирования в данном исследовании. Эти ограничения были связаны с невозможностью уточнить, прояснить, конкретизировать ответы респондентов.
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR WORKING WITH MIGRANT CHILDREN
Educational institutions have high potential for sociocultural integration of migrant children. An important role in the course of adaptation of the child belongs to the teacher, his professional skills and personal qualities. Due to the increase of cultural diversity in society and in educational institution, multicultural competences of the teacher become relevant. One of the aspects of the teacher’s multicultural competences is the mastery of forms, methods and practices of working in a multicultural class, i.e. educational technologies. Research objective is to reveal the educational technologies applied by the Russian teachers of preschool and elementary education in training and educating migrant children. We have used the questionnaire with open questions to study the educational technologies for working with migrant children applied in teaching practice. Answers of teachers have been subjected to the content analysis. Sixty-three elementary school teachers and fifty teachers of preschool institutions have participated in the research. Russian preschool and elementary school teachers consider the most acceptable and use the following educational technologies for working with migrant children: ethnocultural, group, interactive, game technologies, individualization of training, information and communicative technologies and technologies of the differentiated training. A part of the interviewed teachers give additional Russian language classes for migrant children without using technologies of training Russian as nonnative language. Also, a number of restrictions for the application of a questioning method of this research has come to light. These restrictions have been connected with impossibility to specify, clear, concretize answers of respondents.
Список литературы
-
Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети и родители мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. 2012. № 1. C. 176-199.
-
Андрианова Р.А. Условия профилактики социальных рисков девиантного поведения детей-мигрантов // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3(71). С. 5-14.
-
Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). М.: Издательство РУДН, 2007.
-
Белянкова Н.М. Установление межнационального согласия в школах со смешанным этническим составом // Начальное образование. 2014. Т. 2. № 5. С. 10-14.
-
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
-
Библер B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 34-40.
-
Бондаревская Е.В., Гукаленко О.В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании. Ростов-на-Дону: РОСМЭН, 2000.
-
Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии. М., 2011.
-
Волкова Т., Кудрявцева Е. Как слово наше отзовется. Особенности работы с билингвами (дети-мигранты) // Классное руководство и воспитание школьников. 2013. № 10. С. 14-16.
-
Гасанов З.Т. Межнациональное общение и формирование культуры межэтнических отношений // Педагогика. 1996. № 6. С. 51-55.
-
Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. M.: Педагогика, 2003.
-
Джалалова А. Основы развития мультикультурной компетентности учителей: учеб. материал для студ. и учителей. Нарва: Издательство Нарвского колледжа Тартусского университета, 2009.
-
Железнякова Е.А. Дети мигрантов в современной российской школе: пути языковой адаптации // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 28. С. 774-778.
-
Ильинская Е.А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 73(2). С. 59-62.
-
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. M.: Образование, 2007.
-
Мукомель В.И. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски. М.: Спецкнига, 2013.
-
Омельченко Е.А. Социально-культурная адаптация детей из семей международных мигрантов в школе: методика исследования и пути решения проблемы // Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и практики исследования: Программа и тезисы. Томск: Издательство Томского университета, 2015. С. 264-266.
-
Остапенко Р.И. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2010.
-
Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. М.: Просвещение, 2000.
-
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования учебно-воспитательного процесса. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
-
Спирина Т.А., Мохова Л.А. Социально-педагогическое сопровождение детей мигрантов в условиях общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4(47). С. 193-196.
-
Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей. Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. М.: РУДН, 2009.
-
Суровцева Е.Н. Социально-педагогическая поддержка детей мигрантов в школе // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 184-188.
-
Трегубова Л.С. Использование игровых технологий в процессе обучения детей мигрантов русскому языку // Русский язык и литературное чтение в поликультурной начальной школе: коллективная монография. Под ред. Т.И. Зиновьевой. М.: Экон-Информ, 2014. С. 178-184.
-
Флоринская Ю.Ф. Миграция семей с детьми в Россию: проблемы интеграции (по материалам социологических опросов Центра миграционных исследований) // Проблемы прогнозирования. 2012. № 4. С. 118-126.
-
Эльконин Д.Б. Психология детства. M.: Академия, 2004.
-
Ялалов Ф.Г. Этнодидактика народов России - исследовательский проект ЮНЕСКО // Успехи современного естествознания. 2005. № 5. С. 91-92.
-
Alismail H.A. Multicultural Education: Teachers' Perceptions and Preparation // Journal of Education and Practice. 2016. Vol. 7(11). Pp. 139-146.
-
Banks J.A. Multicultural education: Historical development, dimensions, and practice // Handbook of research on multicultural education. Ed. by J.A. Banks, C.A.M. Banks. San Francisco: Jossey-Bass, 2004. Pp. 3-29.
-
Bayarmagnay M. Features of the relationship between teachers and parents in the process of adaptation of a child from a family of migrants in a pre-school institution // Knowledge. Understanding. Ability. 2008. No. 4. Pp. 25-28.
-
Berry J.W. Immigration, acculturation, and adaptation // Applied Psychology: An International Review. 1997. Vol. 46(1). Рp. 5-34. DOI: 10.1080/026999497378467
-
Birman D., Weinstein T., Chan W.Y., Beehler S. Immigrant Youth in U.S. Schools: Opportunities for Prevention // The Prevention Researcher. 2007. Vol. 14(4). Рp. 14-17.
-
Bulotsky-Shearer R.J., López L.M., Mendez J.L. The validity of interactive peer play competencies for Latino preschool children from low-income households // Early Childhood Research Quarterly. 2016. Vol. 34. Рp. 78-91.
-
Derman-Sparks L., Force A.B. Anti-bias curriculum tools for empowering young children. Washington: National Association for the Education of Young Children, 1989.
-
Education and Migration: Strategies for Integrating Migrant Children in European schools and Societies. Network of Experts in Social Sciences of Education and training (NESSE), 2008. URL: http://www.nesse.fr/nesse/activities/reports (дата обращения: 15.02.2021).
-
García O., Woodley H.H., Flores N., Chu H. Latino Emergent Bilingual Youth in High Schools: Transcaring Strategies for Academic Success // Urban Education. 2016. Vol. 48(6). Р. 798-827. DOI: 10.1177/0042085912462708
-
Garmon M.A. Changing preservice teachers’ attitudes/beliefs about diversity: What are the critical factors? // Journal of Teacher Education. 2004. Vol. 55(3). Рp. 201-213.
-
Gay G. Culturally Responsive Teaching in Special Education for Ethnically Diverse Students: Setting the Stage // International Journal of Qualitative Studies in Education. 2002. Vol. 15(6). Рp. 613-629. DOI: 10.1080/0951839022000014349
-
Gay G. Politics of multicultural teacher education // Journal of Teacher Education. 2005. Vol. 56(3). Рp. 221-228. DOI: 10.1177/0022487105275913
-
Hachfeld A., Hahn A., Schroeder S., Anders Y., Kunter M. Should teachers be colorblind? How multicultural and egalitarian beliefs differentially relate to aspects of teachers' professional competence for teaching in diverse classrooms // Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies. 2015. Vol. 48(1). Pp. 44-55. DOI: 10.1016/j.tate.2015.02.001
-
Herrell A.L., Jordan M. 50 strategies for teaching English language learners. Boston: Pearson, 2016.
-
Karuppiah N., Berthelsen D. Multicultural education: The understandings of preschool teachers in Singapore // Australasian Journal of Early Childhood. 2011. Vol. 36(4). Pp. 38-42. DOI: 10.1177/183693911103600406
-
Kivirauma J., Klemelä K., Rinne R. Segregation, Integration, Inclusion - The Ideology and Reality in Finland // European Journal of Special Needs Education. 2006. Vol. 21(2). Рp. 117-133. DOI: 10.1080/08856250600600729
-
Ladson-Billings G. But that's just good teaching! The case for culturally relevant pedagogy // Theory into practice. 1995. Vol. 34(3). Рp. 159-165. DOI: 10.1080/00405849509543675
-
Lai F., Luo R., Zhang L., Huang X., Rozelle S. Does computer-assisted learning improve learning outcomes? Evidence from a randomized experiment in migrant schools in Beijing // Economics of Education Review. 2015. Vol. 47. Рp. 34-48. DOI: 10.1016/j.econedurev.2015.03.005
-
Levine L.N., Lukens L., Smallwood B.A. The GO TO strategies: Scaffolding options for teachers of English language learners, K-12. For Project EXCELL, a partnership between the University of Missouri-Kansas City and North Kansas City Schools, funded by the US Department of Education, PR Number T195N070316. 2013. URL: https://www.cal.org/what-we-do/projects/project-excell/the-go-to-strategies (дата обращения: 15.02.2021).
-
Plaut V.C., Thomas K.M., Goren M.J. Is multiculturalism or color blindness better for minorities? // Psychological Science. 2009. Vol. 20(4). Рp. 444-446. DOI: 10.1111/j.1467-9280.2009.02318.x
-
Richards H.V., Brown A.F., Forde T.B. Addressing diversity in schools: Culturally responsive pedagogy // Teaching Exceptional Children. 2007. Vol. 39(3). Pp. 64-68. DOI: 10.1177/004005990703900310
-
Robles de Melendez W., Ostertag V. Critical multiculturalism: rethinking multicultural and antiracist education. Boston: Delmar Publishers, 1997.
-
Sinkkonen H.M., Kyttälä M. Experiences of Finnish teachers working with immigrant students // European Journal of Special Needs Education. 2014. Vol. 29(2). Pp. 167-183. DOI: 10.1080/08856257.2014.891719
-
Strauss A., Corbin J. Basics of qualitative research: Techniques and procedures for developing grounded theory. Sage Publications, 1994.
-
Trickett E.J., Birman D. Taking Ecology Seriously. A Community Development Approach to Individually-Based Preventive Interventions // Primary Prevention in the Schools. Ed. by B. Compas, L. Bond. Newbury Park, CA: Sage Publications, 1989. Pp. 361-390.