Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (53) (2021)
УДК 377.36
DOI 10.24888/2073-8439-2021-53-1-89-99
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Современная социокультурная среда выдвигает требования к обеспечению равных возможностей профессионального образования для активных членов общества. Установленные требования к организации учебного процесса в смешанных группах, включающих нормотипичных обучающихся и обучающихся с ОВЗ, указывают на необходимость поиска новых методологических подходов, позволяющих обеспечить успешную реализацию профессионального образования. В статье актуализирована проблема выбора дидактических компонентов практико-ориентированного содержания для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Целью работы стало выявление принципов новой дидактики, позволяющих адаптировать структуру базового дизайн-образования к особым образовательным потребностям студентов и оптимально организовывать учебную деятельность в смешанной группе без потери качества сформированности профессиональных и приращения общих компетенций. В статье приводятся некоторые основополагающие смыслы дизайн-практики, позволяющие находить допуски для включения инклюзивных методик в систему обучающих программ специального назначения. Раскрываются подходы к формулировкам комбинированных задач, допускающих вариативность равнозначных проектных решений разного уровня сложности. Новые подходы к выбору методических и дидактических приемов определялись в ходе педагогического эксперимента, с использованием элементов лонгитюдного исследования. Автор приводит примеры из опыта подготовки обучающихся СПО в смешанных группах, указывает аспекты, оказывающие особое влияние на достижение обучающимися равных положительных результатов, называет приемы формулировки практических заданий, позволяющих минимизировать различие в затратах времени у разноспособных студентов. Вывод о достаточном основании выбранного направления методологического и дидактического сопровождения сделан на основе признаков положительной динамики освоения приемов проектной дизайн-деятельности обучающимися с ОВЗ.
THE PRINCIPLES OF SELECTION OF THE CONTENT OF DESIGN EDUCATION FOR THE COMPETENCE-BASED TRAINING OF STUDENTS WITH DISABILITIES
The modern sociocultural environment puts forward requirements for ensuring equal opportunities for vocational education for active members of the society. The established requirements for the organization of the educational process in mixed groups, including normo-typical students and students with disabilities, indicate the need to search for new methodological approaches to ensure the successful implementation of vocational education. The article highlights the problem of choosing didactic components of practice-oriented content for teaching students with disabilities. The aim of the work was to identify the principles of new didactics, which make it possible to adapt the structure of basic design education to the special educational needs of students and to optimally organize educational activities in a mixed group without losing the quality of professional development and an increase in general competencies. The article provides some of the fundamental meanings of design practice, which make it possible to find permits for the introduction of inclusive methods in the system of special-purpose training programs. The approaches to the formulation of combined tasks are disclosed that allow the variability of equivalent design solutions of different levels of complexity. New approaches to the choice of methodological and didactic techniques were determined in the course of a pedagogical experiment, using elements of a longitudinal study. The author gives examples from the experience of training students in secondary vocational education in mixed groups, points out aspects that have a particular impact on the achievement of equal positive results by students, names the methods of formulating practical tasks that minimize the difference in time spent by students with different abilities. The conclusion about a sufficient basis for the chosen direction of methodological and didactic support was made on the basis of signs of positive dynamics of mastering the techniques of project design activity by students with disabilities.
Список литературы
-
Гидденс Э. Новые социальные классы постиндустриального общества // Социология. 2010. № 2. С. 19-25.
-
Додатко Т.Н. Креативные приемы и техники формирования коммуникативных компетенций у студентов-дизайнеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 21. С. 45-51. URL: http://e-koncept.ru/2016/56342.htm (дата обращения: 10.07.2020).
-
Инклюзивное образование в России / ЮНИСЕФ, РООИ «Перспектива», МГППУ, Центральный административный округ г. Москвы. М.: ЮНИСЕФ, 2011.
-
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2005.
-
Кочеткова О.В. Технологии инклюзивного образования // Мультиурок. URL: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhii-inkliuzivnogho-obrazovaniia.html (дата обращения: 27.08.2020).
-
Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. Доклад экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia. 2017. URL: https://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения: 15.08.2020).
-
Макашова В.Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005.
-
Мельник Ю.В. Коммуникативная компетентность учителя инклюзивного класса в западном и российском контекстах // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. Вып. 1 (14). С. 76-84.
-
Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании / Под общ. ред. д-ра пед. наук А.А. Скамницкого. М., 2006.
-
Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Издательство «Эгвес», 2008.
-
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007.
-
Панфёрова О.С. Акмеологическое взаимодействие субъектов в инклюзивной образовательной среде: автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва, 2013.
-
Патырбаева К.В. Современный социум, труд и человек в концепциях постиндустриального общества // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. № 2(10). С. 53-68.
-
Самсонова Е.В., Дмитриева Т.П., Хотылева Т.Ю. Основные педагогические технологии инклюзивного образования. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
-
Сигал Н.Г. Концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежной педагогике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 3. С. 133-143.
-
Степанов Ф.Г., Бастрон А.А. Особенности использования методов и технологий обучения в высшей школе в условиях инклюзивного образования // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4). С. 125-140.
-
Храмова Н.Г. Антропологическое пространство педагогической деятельности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гум. унив-та. Серия 4: Педагогика. Психология. 2012. № 2 (25). С. 88-100.
-
Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск: Красноярский краевой институт усовершенствования учителей, 1990.