Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (53) (2021)
УДК 378.11
DOI 10.24888/2073-8439-2021-53-1-100-106
НАВЫКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МОМЕНТ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Период обучения в высшем профессиональном учебном заведении имеет огромное значение для личности, так как именно в это время молодой человек начинает принимать активное участие в производственных отношениях, демонстрировать осмысленное, зрелое восприятие своей будущей специальности, подкрепленное сформированной системой ценностей и четкой мотивацией. В данной статье внимание акцентировано на феномене профессиональной самоидентификации. Профессиональная самоидентификация меняет систему ценностей студента, формирует у него новые качества личности. Каждый студент становится специалистом, который должен уметь выполнять все поставленные на предприятии задачи. Именно от конкурентоспособности зависит его развитие как личности и становление как профессионала своего дела. Самоидентификация помогает лучше раскрыть человека, получить передовой опыт в освоении профессии, навыки работы. Формируется набор качеств, которые помогают развивать навыки и получать знания. При выполнении практической работы начальный уровень самоидентификации меняется. На сегодняшней день проблема самоидентификации будущих специалистов остается актуальной. В статье характеризуется процесс становления профессионально-личностных качеств у студентов в вузе, рассматриваются сущности понятий «самоидентификация», «профессиональная самоидентификация», раскрываются условия их формирования. Также показаны этапы и факторы становления навыка профессиональной самоидентификации. Делается вывод о том, что навыки профессиональной самоидентификации являются основным моментом становления профессионально-личностных качеств и должны быть сформированы у студентов именно в стенах вуза.
SKILLS OF PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION AS THE CENTRAL MOMENT IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES IN STUDENTS AT A UNIVERSITY
The period of study at a higher professional educational institution is of great importance for the individual, since it is at this time that they begin to take an active part in industrial relations, demonstrate a meaningful, mature perception of their future specialty, supported by a formed system of values and clear motivation. In this article, attention is focused on the phenomenon of professional self-identification. Professional self-identification changes the entire student's value system, forms a new personality in them, based on a number of values which become an integral part of a person. Each student becomes a specialist who must be able to perform all assigned tasks at the enterprise. It is their competitiveness that determines their development as a person and becoming a professional in the field. Self-identification helps to better reveal a person, get advanced experience in mastering one's profession, working skills. A set of qualities are formed that help develop skills and gain knowledge. When doing practical work, the initial level of self-identification changes. Today, the problem of self-identification of future specialists is urgent. The article describes the process of the formation of professional and personal qualities of students at University, examines the essence of the concepts of “self-identification”, “professional self-identification”, reveals the conditions for their formation. The stages and factors of the formation of the skill of professional self-identification are also shown. It is concluded that the skills of professional self-identification are the main moment in the formation of professional and personal qualities and should be formed in students precisely within the walls of a university.
Список литературы
-
Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе профессиональных концепций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 163-177.
-
Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе. М.: АПКиПРО, 2005.
-
Веселов А.П. Профессиональное воспитание в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразовании. М.: Профтехиздат, 1961.
-
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Мн.: Изд-во БГУ, 1981.
-
Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект, 2003.
-
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
-
Нго Д.Т. Факторы, влияющие на формирование профессиональной самоидентификации и саморегуляции у студентов в современном вузе // Личность и общество. 2019. № 11(11). С. 4-6.
-
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004.
-
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2006.
-
Рейнвальд Н.И. К вопросу об основных свойствах личности студента // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: сб. науч. тр. М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1988. С. 85-95.
-
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.