Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (53) (2021)
УДК 372.83
DOI 10.24888/2073-8439-2021-53-1-107-114
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ
В статье делается акцент на проблемах преподавания обществознания в школе в старших классах. Автор пытается актуализировать использование игровых технологий на уроках. Целью исследования является определение эффективности игры в обучении школьников обществознанию. На уроках обществознания необходимо использовать различные методы обучения, одним из которых является игра. Благодаря игре, теоретические знания, полученные во время урока, будут гораздо лучше усваиваться учащимися. Также благодаря игре можно решить проблему учебной мотивации школьников, любому обучающемуся будет интересно поучаствовать в игре. Игровая деятельность сегодня имеет большое значение в развитии и воспитании личности, так как дает каждому ребенку возможность почувствовать себя субъектом определенного вида деятельности, проявить себя, сформировать собственные способности. Во время игровой деятельности интеллектуально пассивный обучающийся может исполнять такой объем работы, который совершенно недоступен ему в традиционной образовательной ситуации. В научных и иных педагогических исследованиях, касающихся игровой деятельности можно обнаружить понятие «эмоционального ускорителя» обучения. Кроме теоретических изысканий, в статье характеризуется педагогический эксперимент, в котором приняли участие учащиеся 10-х классов в количестве 20 человек. В статье говорится о том, что, используя различные игровые формы и методы, можно чередовать «серьезную» и «легкомысленную» работу, и тем самым обеспечить на занятиях устойчивое внимание к изучаемому материалу и изучение курса «Обществознание» в старших классах является жизненной необходимостью. Важно обеспечить качественное образование, используя различные активные методы и приемы, в частности задействовав форму деловых игр.
FEATURES OF THE APPLICATION OF GAME TECHNOLOGIES DURING SOCIAL STUDIES LESSONS AT SCHOOL
The article focuses on the problems of teaching social studies at high school. The author tries to actualize the use of gaming technologies during lessons. The aim of the study is to determine the effectiveness of the game in teaching social studies to schoolchildren. During social studies lessons, it is necessary to use various teaching methods, one of which is the game. Thanks to the game, the theoretical knowledge gained during the lesson will be much better assimilated by students. Also, thanks to game technologies, it is possible to solve the problem of educational motivation of schoolchildren; it will be interesting for any student to participate in a game. Play activity today is of great importance in the development and education of the individual, as it gives each child an opportunity to feel themselves as a subject of a certain type of activity, to express themselves, to form thier own abilities. During the game, an intellectually passive student can perform such a volume of work that is completely inaccessible to them in a traditional educational situation. In scientific and other pedagogical studies related to play activities, one can find the concept of an "emotional accelerator" of learning. In addition to theoretical research, the article describes a pedagogical experiment, in which 20 students of 10th grades took part. The article says that using various play forms and methods it is possible to alternate between “serious” and “frivolous” work, and thereby ensure sustained attention to the studied material in the classroom, and the study of the course “Social Studies” at high school is a vital necessity. It is important to provide quality education using various active methods and techniques, in particular, using the form of business games.
Список литературы
-
Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. М.: Просвещение, 1985.
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. СПб: Питер, 2001. С. 56-79.
-
Игры народов СССР: Сборник материалов / Сост. В.Н. Всеволодским-Гернгросс, В.С. Ковалевой и Е.И. Степановой. М., Л.: Academia, 1933.
-
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 303-323.
-
Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988.
-
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2019.
-
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004.
-
Румачик Е.А. Роль учебных игр в правовом образовании // Научный альманах. 2015. № 10-4(12). С. 137-140. DOI: 10.17117/na.2015.10.04.137
-
Толстокорова О.В. Методы развития познавательного интереса учащихся на уроках истории // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 3(12). С. 105-107.
-
Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
-
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М.: Педагогика, 1988.