Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (53) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2073-8439-2021-53-1-126-135
О НЕКОТОРЫХ БАЗОВЫХ АКЦЕНТАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» В ВУЗАХ
В статье исследуется проблема повышения качества математического образования в вузах. Частое обновление Федеральных государственных образовательных стандартов, смещение вектора обучения в сторону получения новых научных знаний, а в последнее время возможное долговременное дистанционное обучение предполагают наличие у современного бакалавра таких качеств, как умение эффективно самостоятельно работать и справляться с большим потоком информации. К сожалению, многие студенты в силу разных причин не готовы соответствовать новым требованиям (особенно это касается первокурсников, поскольку современная школа далеко не всегда успешно готовит их к учебе в вузе). Практически все математические дисциплины связаны между собой базовыми понятиями (вектор, матрица, определитель, предел, производная, интеграл, непрерывность и т.д.), поэтому основной задачей на первом этапе обучения математике в вузе, по нашему мнению, является «цементирование» основных базовых понятий с превращением их на последующих курсах в фундамент изучения других дисциплин. Мотивационной составляющей этого процесса, как показывает опыт, является изначальный живой интерес к предмету изучения, который возникает при решении простых, не необычных задач (в статье приведены соответствующие примеры). При изучении дисциплины «Математический анализ» предлагается акцентировать внимание на таких ее базовых понятиях, как предел последовательности, интеграл и т.д. Набор понятий обосновывается как с точки зрения содержания разделов математического анализа, так и в аспекте междисциплинарных связей математических дисциплин, изучаемых позже. Это краеугольные камни всей математики. Можно констатировать, что от степени понимания студентами подобных математических явлений зависит результат последующей работы преподавателей, а следовательно, совокупность знаний и научный багаж будущих выпускников, высокий потенциал которых позволит успешно реализовать себя в профессиональной деятельности.
ON FOUNDATIONS OF STUDYING “MATHEMATICAL ANALYSIS” AT UNIVERSITIES
The article explores the problem of improving the quality of mathematical education at universities. Recent frequent transitions to various Federal State Educational Standards, the shift of the learning vector towards obtaining new scientific knowledge, and recently possible long-term distance learning, suggest that a modern bachelor has such qualities as the ability to work effectively and cope with a large flow of information. Unfortunately, not all students due to various reasons are ready to meet new requirements (especially freshmen, since at the present stage the thinking operations that underlie the organization of educational actions cease to develop effectively already at school: school education has other priorities). Almost all mathematical disciplines are connected by basic concepts (vector, matrix, determinant, limit, derivative, integral, continuity, etc.), therefore, the main task at the first stage of teaching mathematics at a university, in our opinion, is to “cement” basic concepts with their transformation in subsequent courses into the foundation of studying other disciplines. The motivational component of this process, as shown by many years of experience, is the initial keen interest in the subject of study, which arises when solving simple, unusual and interesting problems (examples of such problems are given in the article). While studying “Mathematical Analysis”, it is proposed to place in-depth emphasis on its basic concepts, such as the limit of sequence, integral, etc. The set of notions is justified both from the point of view of the content of sections of mathematical analysis, and from the point of view of interdisciplinary connections of mathematical disciplines studied later. These are the cornerstones of all mathematics. Without exaggeration, it can be stated that the degree of understanding by students of such mathematical phenomena depends on the result of the subsequent work of teachers, and, therefore, the totality of knowledge and scientific knowledge of future graduates, the high potential of which will allow them to successfully realize themselves in professional occupation.
Список литературы
-
Гайдар К.М., Кунаковская Л.А., Листенгартен В.С. Педагогика высшей школы в действии (опыт реализации программы профессиональной переподготовки «преподаватель высшей школы») // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 34-37.
-
Мамедов А.Н. О методике использования контрпримеров в преподавании математического анализа в педвузах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 185-188.
-
Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987.
-
Смирнов Е.И., Зубова Е.А. Технология адаптации сложного знания к обучению математике // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2019. № 2 (14). С. 35-48.
-
Сотников А.И. Методические аспекты обучения математическому анализу студентов по направлению математика // Информатизация образования: история, проблемы и перспективы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения первого ректора Тувинского государственного университета О.Б. Бузур-оола. Кызыл: Тувинский государственный университет, 2016. С. 99-101.
-
Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления: в 3-х т. Т. 1. М.: Физматлит, 2008.
-
Фомин В.И. О методике преподавания некоторых тем математического анализа // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2017. № 1 (63). С. 158-161.
-
Димитриенко Ю.И., Губарева Е.А., Гордин М.П. Новая методика преподавания курса «Математический анализ» в цифровой среде «nomotex» для инженеров // Инновационное развитие. 2018. № 8 (25). С. 8-11.