Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Карташова В.Н.. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В данной статье представлены основные методологические положения концепции формирования профессиональной культуры будущего учителя иностранного языка. Методологическими ориентирами выступают культурологический и аксиологический подходы, позволяющие рассматривать ценности педагогического образования в общекультурном контексте.
In this article are the main statutes of methodology of the forming of professional culture of the future teacher of foreign language presented. The formation of professional culture of future teacher is accomplished on the basis of the cultural and valuable approaches to the education.

Пузатых А.Н.. ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

в статье анализируются результаты международных программ по сбору и обработке данных и расчету показателей статистики образования, проводимые ЮНЕСКО и ОЭСР. Они отражают на эмпирическом уровне непосредственное влияние трансформации российского образования в постсоветский период и позволяют выявить позиции, по которым произошли изменения в лучшую или худшую сторону. Полученные результаты можно использовать при дальнейшем осуществлении политики и планирования образования.
The article analyses the results of the programme for data collection and indicators calculation of the educational statistics, which are conducted by UNESCO and OECD. They reflect on the empirical level the influence of the transformation of the Russian system of education in the post-Soviet period and allow to reveal the positions, that led to improvements or failures. These results can be used for further implementation of educational policy and planning

Пронина А.Н.. Концептуальные основы формирования личности детей дошкольного возраста в условиях детского дома (депривации)

В статье представлены основные положения концепции формирования личности детей без семьи. В качестве центральной идеи в данной концепции автор выделяет целостность процесса социализации-индивидуализации. Данная концепция включает структуру, содержание, психологические механизмы, этапы и педагогическое обеспечение целостного процесса социализации-индивидуализации
In article are presented main positions to concepts of the shaping to personalities children without family. As central idea in given concepts author selects wholeness of the process to socializations-personalizations. Given concept includes the structure, contents, psychological mechanisms, stages and pedagogical ensuring the holistic process to socializations-personalizations

Кузовлева Н.В., Пачина Н.Н.. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА В ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Авторы исследования определяют задачи курса «Культура умственного труда», используемого в процессе подготовки магистра начального образования, анализируют компетенции, которыми должен обладать магистр в этой области. В статье представлены индивидуальные особенности магистров, а также направления развития личности в условиях вуза
The authors of research define tasks of the course «Culture of mental work», which is used in the process of teaching master of primary education. They analyse future master's competences in the sphere of primary education. Besides the authors describe master's personal qualities and ways of personal development in the institute of higher education

Томанов Л.В., Семенова О.Ю.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 13-15 ЛЕТ С ВЫРАЖЕННОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬЮ К ИНФОРМАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЯМ

В своей статье авторы исследования решают проблему, связанную с предрасположенностью подростков к разного рода зависимостям. Ими дается анализ форм аддиктивного поведения подростков, выделяются предпосылки формирования аддиктивного поведения. Исследование носит эмпирический характер.
In the article authors of the research solve a problem, connected with reasons of teenagers' dependences. They give analysis of different versions of addictive behaviour, preconditions of its forming. It is an empiric research.

Верещагина Н.В., Николаева Е.И.. К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМАХ НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

В статье анализируются возможные механизмы возникновения аутизма. Высказывается предположение, что сочетание левого профиля (связанного с некоторым снижением скорости развития) с резидуальными повреждениями мозга в зонах, ответственных за речевое и эмоциональное развитие, может вести к развитию аутистической симптоматики.
In the article the possible mechanisms of autism origin are analyzed. The assumption that combination of left sensori-motor profile with residual brain damages in the areas, controlling the speech and emotion could lead to autistic symptomatology development.

Казинова Н.А.. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НА ДОЛЖНОСТЬ

Исследование психологических особенностей личности медицинской сестры осуществлялось на основе психологического и профессиографического подходов с целью определения обобщенного её типа в зависимости от выполнения предписанных служебных обязанностей.
Psychological peculiarities of the nurse's personality was analysed on the basis of psychological and professional approaches in order to define its general type, which is connected with carrying-out professional duties.

Визитова С.Ю.. ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

В статье автор раскрывает структурные компоненты стрессоустойчивости педагога и характеризует психологические ресурсы.
В качестве психологических ресурсов повышения срессоустойчивости могут выступать ресурсы адаптации и преодоления.
In this article the author defines structural components of the process of resisting stress and describes psychological resources. These resources are facility to adaptation and overcoming.

Додонова Ю.А.. СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕБЕНКА

Статья представляет результаты эмпирического исследования взаимного влияния факторов образовательной среды и интеллектуальных показателей ребенка. С одной стороны, рассматривается взаимосвязь уровня интеллекта ребенка в начале школьного обучения и особенностей воспитательного воздействия учителя. С другой стороны, выявляются факторы образовательной среды, оказывающие наиболее существенное влияние на динамику когнитивных показателей младших школьников.
The results of empirical study of interrelationships between different factors of educational environment and child's intelligence scores are presented in this paper. On the one hand, we examine the relationships between child's intellectual level in the beginning of school education and some characteristics of teacher's educational influence. On the other hand, we focus on the factors of educational environment predictive for the dynamics of intelligence scores at primary school.

Андропова Е.В.. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Данная статья посвящена рассмотрению критериев выбора платформы для осуществления дистанционного обучения. В соответствии с выбранными критериями предлагается опыт автора по разработке электронного учебно-методического ресурса для студентов физико-математического факультета на базе свободного программного обеспечения LMS Moodle. Основной акцент сделан на особенности организации учебного процесса с использованием технологии смешанного обучения.
The article deals with the criteria for selecting a platform for distance learning. In accordance with the selected criteria proposed author's experience in developing an electronic teaching / learning resources for students of physics and mathematics based on free software LMS Moodle. The main emphasis is on features of the educational process with the use of technology Вlended-Learning.

Пономарева Е.Ю.. ФИТНЕС-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются цели и задачи курса фитнес-аэробики, его влияние на здоровье молодого поколения в условиях современного вуза. Дается характеристика фитнес-аэробики как вида спорта.
The author of the article suggests aims and tasks of the Fitness aerobics course. She underlines its influence to young generation' health in the conditions of the modern university. Fitness aerobics is characterized as a kind of sport.

Цветанова-Чурукова Лидия. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ БОЛГАРИИ

Предметом анализа в настоящем исследовании являются многообразные интегрированные формы обучения и различные варианты объединения их содержательных компонентов в процессе использования информационных технололгий. Выводы сделаны на основе проведенного обширного эмпирического исследования в г. Софии Республики Болгарии.
The variety of integrated educational forms in primary school and the many combination variants of the elements of the syllabus are the object of the present research. The conclusions are based on a surrvey carried out on a large scale in the city of Sofia, Bulgaria and are valid for the individially oriented education in primary school.

Подаева Н.Г.. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ

Социокультурное содержание учения в области математики состоит в усвоении предметных знаний, навыков, умений как форм освоения культурных ценностей. В новой парадигме образования учебно-воспитательный процесс должен опираться на мыследеятельностное содержание - формирование культурных базовых способностей, которые не являются в чистом виде продуктом индивидуального развития, это результат освоения культурных способов мышления и деятельности.
The Welfare maintenance of the doctrine in mathematics area is a mastering of subject knowledge, skills, abilities in the form of development of cultural values. In a new paradigm of formation teaching and educational process should lean against formation of cultural base abilities which are not a product of individual development, it is result of development of cultural ways of thinking and activity.

Медведев В.Е.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

В статье определяется понятие «интеграция». Автор выявляет условия интеграции естественнонаучных и общетехнических дисциплин. Подробно проанализирован процесс междисциплинарного синтеза нового знания, а также этапы процесса интеграции.
The author of the article gives the definition of the term «integration». He shows conditions of integration of natural sciences and technical sciences. It is given an analysis of the process of synthesis of new knowledge and integration stages.

Плетенёва И.Ф., Дёмин А.Ю.. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье рассматриваются современные тенденции отечественного педагогического образования. Отдельное внимание уделяется процессу социализации студентов в условиях вуза. Анализируются подходы к понятию «социализация». Авторами исследования выделяются педагогические условия эффективности процесса педагогического анализа.
In the article the modern tendencies of pedagogical education are descried. The authors underline process of socialization of students at institutes of higher education. Different approaches to the term «socialization» are analysed here. The authors show pedagogical conditions of effectiveness of the process of pedagogical analysis.

Ляйрих Е.Б.. ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье анализируется проблема соотношения культуры, индивида и общества. Личностные ценности рассматриваются с точки зрения их зависимости от культурных ценностей. Культура жизни человека есть одна из составляющих жизненного смысла.
The author of the article analyses the problem of connection of culture, personality and society. Personal values depend on cultural values. Culture of personality's life - is one of the parts of meaning of life.

Пузанов А.П.. УЧЕНИЕ ОБ ОБЪЕКТИВАЦИИ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА

В статье раскрывается образовательный смысл учения об объективации Н.А. Бердяева, которая определяет уникальность и специфику его философии, образует каркас его философии образования. Образовательная экспликация позволяет глубже взглянуть на сущность образования и на ряд конкретных дидактических вопросов
The article reveals educational sense of the objectification teaching of Nicolas Berdyaev that defines uniqueness and specifics of his philosophy, creates the framework of his philosophy of education. Educational explication allows us to look deeper into the essense of education and some particular didactic questions.

Самсонова О.В.. К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

В статье раскрыта специфика музыкально-педагогической деятельности, обозначены задачи профессионально-педагогической направленности учебного процесса.
In clause features of pedagogical activity of the teacher of music reveal, specificity of is musical-pedagogical activity is opened, problems of a is professional-pedagogical orientation of educational process are designated.