Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №2 (2) (2010)
Концептуальные основы формирования личности детей дошкольного возраста в условиях детского дома (депривации)
В статье представлены основные положения концепции формирования личности детей без семьи. В качестве центральной идеи в данной концепции автор выделяет целостность процесса социализации-индивидуализации. Данная концепция включает структуру, содержание, психологические механизмы, этапы и педагогическое обеспечение целостного процесса социализации-индивидуализации
Ключевые слова
социализация; индивидуализация; целостность; депривация; переживания; преодоление; сиротство; педагогическое обеспечение
In article are presented main positions to concepts of the shaping to personalities children without family. As central idea in given concepts author selects wholeness of the process to socializations-personalizations. Given concept includes the structure, contents, psychological mechanisms, stages and pedagogical ensuring the holistic process to socializations-personalizations
Key words:
socialization; personalization; wholeness; deprivation; sufferingses; fight; orphanhood; pedagogical provision
Список литературы
-
Весна Е.Б. (1998) Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: дис. … д-ра псих. наук. М. 397 с.
-
Глущенко Н.С. (2006) Индивидуальность как выражение природно-социального в человеке: дис. … канд. филос. наук. Барнаул. 167 с.
-
Джаримова Х.А. (2002) Социальная депривация детей-сирот: социологический анализ: дис. … канд. социол. наук. Майкоп. 204 с.
-
Дорфман Л.Я. (2004) Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л.Я. Дорфмана. М.: Смысл. 319 с.
-
Духновский С.В. (2005) Переживание дисгармонии межличностных отношений: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. университета. 174 с.
-
Колпакова Н.Б. (2004) Диалектика индивидуальности и социальности в процессе социализации: дис. … канд. филос. наук. Пермь. 177 с.
-
Котосонова Н.А. (2006) Социализация детей, оставшихся без попечительства родителей в процессе игровой деятельности: дис. … канд. пед. наук. Майкоп. 184 с.
-
Марцинковская Т.Д. (2004) Категория переживания в философии и психологии: монография. М.: ГНО, Изд-во «Прометей», МПГУ. 456 с.
-
Мерлин В.С. (2009) Психология индивидуальности // Избран. псих. труды. М.: Московский социально-психологический институт; Воронеж: МОДЭК. 542 с.
-
Смирнова О.Б. (2007) Исследование Я-концепции и самоотношения в психологии: учебное пособие / Под общ. ред. В.С. Агапова. Тула: НОО ВПОНП «ТИЭИ». 64 с.
-
Тельнова (2002) Целостность человека: антологический подход: дис. … д-ра филос. наук. Саратов. 348 с.
-
Топоркова К.А. (2007) Целостность бытия человека как диалектика сущного и должного: дис. … канд. филос. наук. Магнитогорск. 131 с.
-
Тренькаева Н.А. (2004) Психологические эффекты изменения типологической принадлежности человека в контексте проблем соотношения социализации и индивидуализации: дис. … канд. псих. наук. Томск. 133 с.
-
Фахрутдинова Л.Р. (2008) О субъектности переживаний // Мир психологии. № 4. С. 35-45.
-
Фельдштейн Д.И. (2005) Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». Т. 1. 568 с. Т. 2. 456 с.
-
Щетинина А.М. (2004) Социализация-индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие. Великий Новгород: Нов.ГУ им. Ярослава Мудрого. 132 с.
-
Щипицына (2005) Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб.: Изд-во СП университета. 628 с.