Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №2 (2) (2010)
К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМАХ НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
В статье анализируются возможные механизмы возникновения аутизма. Высказывается предположение, что сочетание левого профиля (связанного с некоторым снижением скорости развития) с резидуальными повреждениями мозга в зонах, ответственных за речевое и эмоциональное развитие, может вести к развитию аутистической симптоматики.
Ключевые слова
аутизм; функциональная асимметрия мозга; дети
In the article the possible mechanisms of autism origin are analyzed. The assumption that combination of left sensori-motor profile with residual brain damages in the areas, controlling the speech and emotion could lead to autistic symptomatology development.
Key words:
autism; functional brain asymmetry; children
Список литературы
-
Бианки В.Л. (1989) Механизмы парного мозга. Л.: Наука.
-
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. (2000) Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Уч. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
-
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. (2003) Коррекционно-развивающее обучение и воспитание для дошкольников с нарушением интеллекта. М.
-
Захирина Л.А., Кожушко Н.Ю., Матвеев Ю.К. (2005) Эффективность коррекционной работы при дисграфии и дислексии в ходе транскраниальных микрополяризаций. В кн.: Природные факторы и социальные условия успешности обучения. СПб. С. 86-89.
-
Каган В.Е. (1981) Аутзм у детей. Л.: Наука.
-
Лебединская К.С., Никольская О.С. (1991) Диагностика РДА. М.: Медицина.
-
Леутин В.П., Николаева Е.И. (2005) Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь. 368 с.
-
Николаева Е.И. (2003) Психофизиология: Уч. для вузов. Рек. МО РФ. М.: ПЕР СЕ.
-
Николаева Е.И. (2005) Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция: Учебно-методическое пособие. Рекомендовано УМО РГПУ. СПб.: Изд-во Детство-Пресс.
-
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. (1997) Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф.
-
Семенович А.В., Лев Г.С. (2003) Модель анализа межполушарных взаимодействий в онтогенезе (на материале дихотического прослушивания) // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М.: Изд-во НИИ мозга РАМН. С. 285-291.
-
Соколов А.Н. (205) Влияние коррекционно-развивающих занятий в ходе транскраниальных микрополяризаций на повышение обучаемости детей с ЗПР. В кн.: Природные факторы и социальные условия успешности обучения. СПб. С. 140-145.
-
Bird C.M., Castelli F., Malik O., Frith U., Husain M. (2004) The impact of extensive medial frontal lobe damage on 'Theory of Mind' and cognition. Brain. V.127. P. 914-928.
-
Brunet E., Sarfatil Y., Hardy-Bayly M-C., Decety J. (2000) A PET investigation of the attribution of intentions with a nonverbal task. NeuroImage. V.11. P.157-166.
-
Calarge C., Andreasen N.C., O'Leary D.S. (2003) Visualizing how one brain understands another: A PET study of theory of mind. American Journal of Psychiatry. V.160. N 11. P. 1954-1964.
-
Channon S., Crawford S. (2000) The effects of anterior lesions on performance on a story comprehension test: Impairment on a theory of mind-type task. Neuropsychologia. V. 38. N 7. P.1006-1017.
-
Fletcher P.C., Happy F., Frith U., Baker S.C., Dolan R.J., Frackowiak R.S.J. (1995) Other minds in the brain: A functional imaging study of «theory of mind» in story comprehension. Cognition. V.57. P.109-128.
-
Frith U. (1989) Autism: Explaining the enigma. Oxford, UK: Basil Blackwell.
-
Gallagher H.L., Happy F., Brunswick N., Fletcher P.C., Frith U., Frith, C.D. (2000) Reading the mind in cartoons and stories: An fMRI study of 'theory of the mind' in verbal and nonverbal tasks. Neuropsychologia. V.38. P.11-21.
-
Gallagher H.L., Frith C.D. (2003) Functional imaging of «theory of mind». Trends in Cognitive Sciences. V.7. P. 77-83.
-
Goel V., Grafman J., Sadato N., Hallett M. (1995) Modeling other minds. Neuroreport. V. 6. P. 1741-1746.
-
Griffin R., Friedman O., Ween J., Winner E., Happy F., Brownell H. (2006) Theory of mind and the right cerebral hemisphere: Refining the scope of impairment. Laterality. V.11. N 3. P.195-225.
-
Hermie L., Oepen G. (1987) Hemispharenlateralitat und frunkindlicher Autismus. Eine Kasuistische Studie zum Atiologischen und Nosologischen Problem des Autischen Syndroms im Kindersalter // Nervenarzt. V. 58. № 10. P. 644-647.
-
Nikolaeva E.I., Leutin V.P. (2006) A role of functional brain asymmetry in human adaptation // Behavioral and Morphological Asymmetries in Vertebrates/ Ed. By E.B. Mlashichev, A.D. Deckel. Chapter. N11. P.140-147.
-
Rowe A., Bullock P.R., Polkey C.E., Morris R.G. (2001) 'Theory of mind' impairments and their relationship to executive function following frontal lobe excisions. Brain. V.124. P. 600-616.
-
Saxe R. (2003) Kanwisher People thinking about thinking people: The role of the temporo-parietal junction in «theory of mind». NeuroImage. V.19. P. 1835-1842.
-
Springer S., Deutsch G. (1998) Left brain, right brain: Perspectives from cognitive neuroscience. 5th ed. New York: W.H. Freeman & Company.