Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №2 (2) (2010)
СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕБЕНКА
Статья представляет результаты эмпирического исследования взаимного влияния факторов образовательной среды и интеллектуальных показателей ребенка. С одной стороны, рассматривается взаимосвязь уровня интеллекта ребенка в начале школьного обучения и особенностей воспитательного воздействия учителя. С другой стороны, выявляются факторы образовательной среды, оказывающие наиболее существенное влияние на динамику когнитивных показателей младших школьников.
Ключевые слова
интеллект; образовательная среда; когнитивное развитие
The results of empirical study of interrelationships between different factors of educational environment and child's intelligence scores are presented in this paper. On the one hand, we examine the relationships between child's intellectual level in the beginning of school education and some characteristics of teacher's educational influence. On the other hand, we focus on the factors of educational environment predictive for the dynamics of intelligence scores at primary school.
Key words:
intelligence; educational environment; cognitive development
Список литературы
-
Богомолова М.В., Тихомирова Т.Н. (2007) Влияние обогащенной образовательной среды на интеллектуальное и креативное развитие детей старшего дошкольного возраста // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 4. № 3. С. 121-127.
-
Дружинин В.Н. (1995) Психология общих способностей. М.: «Лантерна-Вита».
-
Муртузалиева М.К., Воронин А.Н. (1999) Влияние отношения младших школьников к учителю на уровень развития и структуру интеллекта // Интеллект и творчество. Сборник научных трудов. М.. С. 193-202.
-
Поддьяков А.Н. (2000) Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.
-
Тихомирова Т.Н. (2002) Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.
-
Тихомирова Т.Н. (2004) Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколений // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1. № 4. С. 133-141.
-
Austin E.J., Deary I.J., Gibson G.J. (1997) Relationships between ability and personality: Three hypotheses tested // Intelligence. V. 25. P. 49-70.
-
Bartholomew D.J. (2004) Measuring intelligence: Facts and fallacies. Cambridge University Press.
-
Bentler P.M. (1990) Comparative fit indexes in structural models // Psychological Bulletin. V. 107. P. 238-246.
-
Ceci S. (1991) How much does schooling influence intellectual development and its cognitive components? A reassessment of the evidence // Developmental Psychology. V. 27. P. 703-722.
-
Ceci S. (1992) Schooling and intelligence // Psychological Science Agenda. V. 5. P. 7-9.
-
Ceci S. (1997) & Williams, W. Schooling, intelligence, and income // American Psychologist. V. 52. P. 1051-1058.
-
Colom R., Abad F.J., Garc??a L.F. (2002) & Juan-Espinosa, M. Education, Wechsler's Full Scale IQ, and g. // Intelligence. V. 30. P. 449-462.
-
Daniels D.H., Shumow L. (2003) Child development and classroom teaching: a review of the literature and implications for educating teachers // Applied Developmental Psychology. V. 23. P. 495-526.
-
Goldhammer F., Rauch W.A., Schweizer K., Moosbrugger H. (2010) Differential effects of intelligence, perceptual speed and age on growth in attentional speed and accuracy // Intelligence. V. 38. P. 83-92.
-
Jensen A. (1969) How much can we boost IQ and scholastic achievement? // Harvard Educational Review. V. 39. P. 1-123.
-
Jensen A. (1998) The g factor. London: Praeger.
-
Reeve C.L., Meyer R.D., Bonaccio S. (2006) Intelligence-personality associations reconsidered: The importance of distinguishing between general and narrow dimensions of intelligence // Intelligence. V. 34. P. 387-402.
-
Robinson D.L. (1989) The neurophysiological basis of high IQ // International Journal of Neuroscience. V. 46. P. 209-234.
-
Steiger J.H., Lind J.C. (1980) Statistically based tests for the number of common factors // Article presented at the annual meeting of the Psychometric Society, Iowa City.
-
Yerkes M., Dodson J.D. (1908) The relation of strength of stimulus to rapidity of habit-formation // Journal of Comparative Neurology and Psychology. V. 18. P. 459-482.