Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Ельникова О.Е., Колосова И.Г.. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРЕССОВЫХ УСЛОВИЯХ

В статье обсуждается влияние тормозных процессов как психофизиологических характеристик, способных оказать влияние на выработку у юношей и девушек психологической готовности к деятельности в современных стрессогенных условиях. Тормозный контроль рассматривается как психофизиологическая характеристика, отвечающая за когнитивное торможение и подавление определенного типа поведения. В представленном в статье исследовании фиксируется уровень жизнестойкости и жизнеспособности и тормозный контроль. Для реализации цели исследования были выбраны следующие методики: «Тест жизнестойкости» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова), который представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом С. Мадди. Использование данной методики позволило определить у респондентов уровень жизнестойкости. Так как существует целых ряд исследований, указывающих на то, что жизнестойкость зачастую обусловлена жизнеспособностью человека, в качестве вспомогательного инструментария нами использовалась методика оценки качества жизни «Sf-36 Health Status Survey» (И.А. Гуидаров, В.А. Полесский). Оценка то́рмозного контроля у респондентов производилась посредством рефлексометрической методики «РеБОС» (автор-разработчик: Е.Г. Вергунов), позволяющей оценить параметры как простой, так и сложной сенсомоторной реакции. По количеству ошибок, допускаемых в ходе экспериментального исследования респондентами, формируется диагностическое мнение об уровне сформированности то́рмозного контроля. Полученные результаты позволяют утверждать, что далеко не все юноши и девушки, принявшие участие в пилотном экспериментальном исследовании, имеют должный уровень жизнестойкости и способны самостоятельно выстроить стратегию поведения, позволяющую им эффективно противодействовать стрессовым ситуациям. Юноши и девушки с низким уровнем жизнестойкости демонстрируют низкий уровень сформированности то́рмозного контроля, юноши и девушки, у которых зафиксирован более высокий уровень жизнестойкости, имеют более пластичную нервную систему, на что указывает повышенный уровень сформированности то́рмозного контроля. Можно предположить, что данные студенты имеют лучше выраженные адаптационные возможности в условиях изменчивой среды.
The article discusses the influence of inhibitory processes as psychophysiological characteristics that can influence the development of psychological readiness for activity in young men and women in modern stressful conditions. Inhibitory control is considered as a psychophysiological characteristic responsible for cognitive inhibition and suppression of a certain type of behavior. In the study presented in the article, the level of resilience and viability and inhibitory control is recorded. To achieve the goal of the study, the following methods were selected: “Resilience Test” (D.A. Leontiev, E.I. Rasskazova), which is an adaptation of the Hardiness Survey questionnaire, developed by the American psychologist S. Maddi. The use of this method allowed us to determine the respondents ' level of resilience. Since there are a number of studies indicating that resilience is often due to the viability of a person, we used the method of assessing the quality of life “Sf-36 Health Status Survey”as an auxiliary tool (I.A. Guidarov, V.A. Polessky). The assessment of the braking control in the respondents was carried out by means of the reflexometric technique “ReBOS” (author-developer: E.G. Vergunov), which allows us to evaluate the parameters of both simple and complex sensorimotor reactions. According to the number of errors made during the experimental study, the respondents form a diagnostic opinion about the level of formation of the brake control. The results obtained suggest that not all young men and women who took part in the pilot experimental study have the proper level of resilience and are able to independently build a behavior strategy that allows them to effectively counteract stressful situations. Boys and girls with a low level of resilience demonstrate a low level of formation of brake control, boys and girls who have a higher level of resilience have a more plastic nervous system, which indicates a higher level of formation of brake control. It can be assumed that these students have more pronounced adaptive capabilities in a changing environment.

Костина Л.М.. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ВЕДУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ РАЗЛИЧНЫМИ ИГРОВЫМИ ТЕХНИКАМИ

В статье изложены результаты эмпирического исследования, направленного на определение наиболее эффективной техники игровой терапии для психологической коррекции высокого уровня тревожности как ведущего элемента структуры психологической безопасности личности младших школьников в период перехода на следующую ступень обучения. В последнее время в зоне повышенного внимания находится проблема психологической безопасности личности учащихся. Появляется все больше научных исследований, направленных на изучение различных аспектов данного феномена. Одним из таких аспектов является обеспечение психологической безопасности личности в различные периоды обучения. Самым сложным в психологическом плане является период адаптации ребенка к образовательному процессу. Изучению данного вопроса посвящена представленная статья. В работе приняли участие четыреста первоклассников с высоким уровнем тревожности, который был определен в ходе контрольной диагностики. В исследовании использовались эмпирические методы и методы математической статистики. На формирующем этапе работы все первоклассники были разделены на четыре группы: контрольную и три экспериментальных. В каждой из экспериментальных групп с детьми проводилась психологическая коррекция одной их техник игровой терапии: недирективная, директивная и интегративная. Контрольный этап включал диагностику уровня тревожности у первоклассников контрольной и всех экспериментальных групп по завершении формирующей работы. Результаты изучения динамики уровня тревожности как ведущего элемента структуры психологической безопасности личности после психологической коррекции позволили выявить наиболее эффективные техники метода игровой терапии. Полученные данные свидетельствуют о наличии статистически значимых отличий в экспериментальной группе, где была использована игровая терапия интегративного типа. Результаты уровня тревожности первоклассников в экспериментальной группе, где проводилась психологическая коррекция методом недирективной игровой терапии, демонстрируют менее значимые отличия. Уровень тревожности первоклассников экспериментальной группы, где был использован метод директивной игровой терапии, статистически достоверно не отличаются от данных учащихся контрольной группы, в которой психологическая коррекция не проводилась.
The article presents the results of an empirical study aimed at determining the most effective play therapy technique for the psychological correction of a high level of anxiety, as a leading element of the structure of the psychological safety of the personality of primary schoolchildren during the period of their adaptation to school education. Recently, the problem of psychological safety of the personality of students has been in the area of increased attention. There is more and more scientific research aimed at studying various aspects of this phenomenon. One of these aspects is to ensure the psychological safety of the individual in different periods of training. The most psychologically difficult period is the period of adaptation of the child to the educational process. The presented article is devoted to the study of this aspect. Four hundred first-graders with a high level of anxiety, which was determined during the control diagnostics, took part in the work. The work used empirical methods and methods of mathematical statistics. At the formative stage of the work, all first-graders were divided into four groups: control and three experimental. In each of the experimental groups with children, psychological correction of one of the play therapy techniques was carried out: non-directive, directive, and integrative, respectively. Upon completion of the formative stage of the study, a control diagnosis of the level of anxiety in first-graders in the control and all experimental groups was carried out. The results of studying the dynamics of the level of anxiety as a leading element of the structure of the psychological safety of a person after psychological correction made it possible to identify the most effective techniques of the method of play therapy. The data obtained allow us to speak about the presence of statistically significant differences in the experimental group, where play therapy of the integrative type was used. The results of the level of anxiety in first-graders in the experimental group, where psychological correction was carried out by the method of non-directive play therapy, demonstrate less significant differences. The level of anxiety in first-graders in the experimental group, where the method of directive play therapy was used, did not statistically significantly differ from the data of students in the control group, where psychological correction was not carried out.

Пронина А.Н., Будякова Т.П.. РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ЛИЦ ПЕНСИОННОГО И ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье представлен анализ актуальности и содержания проблемы жизнестойкости людей предпенсионного и пенсионного возраста средствами физической культуры и спорта . Проводится анализ психологических и физиологических проблем, которые возникают у лиц предпенсионного и пенсионного возраста к моменту выхода на пенсию, обосновывается необходимость их решения. Авторами раскрывается содержание понятия жизнестойкости в науке и делается акцент на ее значении противостоять различным негативным факторам среды, повышении устойчивости и активности жизненной позиции личности. Авторы концентрируют внимание на том, что в науке исследована и выявлена взаимосвязь жизнестойкости личности с физическим здоровьем. Отмечается, что принципы, ценности физической культуры и спорта могут выступать эффективным средством повышения и развития жизнестойкости человека, в частности пенсионеров и лиц предпенсионного возраста. Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние: способствуют не только укреплению здоровья человека, но и повышению уверенности в себе, восприимчивости к депрессивному состоянию. В статье утверждается, что проблема развития жизнестойкости лиц предпенсионного и пенсионного возраста средствами физической культуры требует проведения дополнительных исследований в направлении изучения взаимосвязи между жизнестойкостью и различными аспектами физического здоровья, между физической нагрузкой и стрессоустойчивостью в пожилом возрасте. Повышение жизнестойкости лиц пожилого возраста средствами физической культуры и спорта связано с необходимостью разработки новых диагностических методик и технологий развития жизнестойкости в процессе применения физической нагрузки и элементов спорта с учетом физических и психологических особенностей данной возрастной категории.
The article presents an analysis of the relevance and the content of the problem of resilience of people of pre-retirement and retirement age by means of physical training and sports. The analysis of those psychological and physiological problems which arise in persons of pre-retirement and retirement age at the time of retirement is carried out and the need for their solution is justified. The authors reveal the content of the concept of resilience in science and emphasize its importance to resist various negative environmental factors and to increase the stability and activity of individual life position. The authors focus on the fact that the relationship between the resilience of the individual and physical health has been studied and revealed in the science. It is noted that the principles and values of physical training and sports can be an effective means of increasing and developing the resilience of a person especially the pensioners and the persons of pre-retirement age. Physical training and sports have a positive impact: they not only promote human health but also increase self-confidence and susceptibility to depression. The article states the problem of developing the resilience of people of pre-retirement and retirement age by means of physical training requires additional research in the direction of studying the relationship between resilience and various aspects of physical health, between physical activity and stress resistance in older age. Improving the resilience of the elderly people by means of physical training and sports is associated with the need of promoting new diagnostic techniques and technologies for the development of resilience in the process of applying physical activity and the elements of sports accounting the physical and psychological characteristics of this age group.

Дворяткина С.Н., Лопухин А.М.. ПОИСК НОВЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ В РИСК-МЕНЕДЖМЕНТЕ

Исследование актуализировало сложную и масштабную проблему адаптации теории риск-менеджмента к системе образования. Проведенный комплексный анализ отечественных и мировых исследований обнаружил отсутствие теоретического каркаса, общего методологического видения проблемы рискованности и рискования в образовательной сфере. В то время как эффективное управление образовательной деятельностью, обеспечение развития конкурентноспособности личности на рынке труда и ее потенциала для активного участия в жизнедеятельности общества возможно на основе современной парадигмы риск-менеджмента, интегрирующей достижения в педагогических, экономико-математических и компьютерных науках. Новой методологией в исследовании выступает фрактальный подход, определяющий идею количественного и качественного анализа и оценки риска несформированности компетенций, сложных учебных и познавательных конструктов предметной деятельности. Фрактальная модель оценивания сформированности знаний и компетенций, ее рисковый ландшафт с учетом предметной и когнитивной дивергентности обеспечат эффективность структуры хранения знаний в образовательном процессе, минимизируя время построения пространства и инженерии баз знаний, глубину решения проблемы прогноза образовательных рисков. Новые методы риск-моделирования на основе алгоритмов машинного обучения и факторного анализа, методов построения нейронных интеграторов, количественные методы с учетом и без учета распределения вероятностей обеспечат точность и скорость оценки, прогноза рисков, позволят выявить новые закономерности рисковой деятельности и дальнейшие пути развития теории рискования. Представленные эффективные стратегии и инновационные инструменты помогут решить задачу минимизации незапланированного хаоса, каскада негативных последствий рисковых ситуаций, в том числе эпидемии COVID-19.
The study actualized the complex and large-scale problem of adapting the theory of risk management for the education system. A comprehensive analysis of domestic and international studies revealed the lack of a theoretical framework, a general methodological vision of the problem of riskiness and risk-taking in the educational sphere. While effective management of educational activities, ensuring the development of the competitiveness of the individual in the labor market and its potential for active participation in the life of society is possible on the basis of the modern paradigm of risk management, integrating achievements in pedagogical, economic, mathematical and computer sciences. A new methodology in the study is the fractal approach, which defines the idea of quantitative and qualitative analysis and assessment of the risk of non-formation of professional competencies, complex educational and cognitive constructs of subject activity. The fractal model of assessing the formation of knowledge and competencies, its risk landscape, taking into account the subject and cognitive divergence, will ensure the effectiveness of the structure of knowledge storage in the educational process, minimizing the time for building space and engineering knowledge bases, and the depth of solving the problem of predicting educational risks. New methods of risk modeling based on machine learning algorithms and factor analysis, methods for constructing neural integrators, quantitative methods with and without taking into account the probability distribution will ensure the accuracy and speed of risk assessment and prediction, will allow one to identify new patterns of risk activity and further ways to develop the theory of risk. The presented effective strategies and innovative tools will solve the problem of minimizing unplanned chaos, the cascade of negative consequences of risky situations, including the COVID-19 epidemic.

Дружинина О.В., Карпачёва И.А., Масина О.Н., Петров А.А.. РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В РАМКАХ ГИБРИДНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья посвящена вопросам разработки интегрированного комплекса базы знаний и инструментальных средств искусственного интеллекта для оценивания знаний учащихся по математике в рамках гибридной интеллектуальной обучающей среды. В соответствии со структурными схемами моделей интеллектуального оценивания знаний и творческого потенциала школьников по математике формализована структура соответствующей базы знаний. База знаний разрабатывается в рамках методов интеллектуального анализа данных для создания модуля контроля и оценивания знаний по математике. В качестве методологической основы разработки базы знаний использована идея В.П. Беспалько о представлении возможной структуры деятельности человека в виде последовательных уровней усвоения, отображающих развитие опыта обучающегося в данном предмете в процессе обучения. Уровни усвоения (ученический, типовой, эвристический, исследовательский) определяются через способности решать задачи соответствующего типа. Формализованным показателем достижения обучающимся того или иного уровня усвоения учебного материала (уровня обученности) выступает коэффициент усвоения; оценка усвоения материала по конкретной теме или разделу предусматривается как по каждому из вышеуказанных уровней, так и обобщенно. Рассмотрены примеры формирования базы знаний для оценки навыков и умений школьников по алгебре. Для моделирования образовательного процесса мы предлагаем методы решения задач кластеризации, понижения размерности и классификации на основе машинного обучения и искусственных нейронных сетей. Представлены основы для разработки интегрированных комплексов баз знаний и инструментальных средств искусственного интеллекта для обеспечения образовательного процесса. Полученные результаты направлены на создание методик, обеспечивающих в информационно-образовательной интеллектуальной среде процессы оперативного обучения, контроля и оценки знаний, компетенций и процедур, уровня сформированности предметных и профессиональных компетенций обучающихся.
The article is devoted to the development of an integrated complex of knowledge base and artificial intelligence tools for assessing students' knowledge in mathematics within the framework of a hybrid intellectual learning environment. In accordance with the structural diagrams of models of intellectual assessment of knowledge and creative potential of schoolchildren in mathematics, the structure of the corresponding knowledge base is formalized. The knowledge base is developed within the framework of data mining methods to create a module for monitoring and assessing knowledge in mathematics. As a methodological basis for the development of a knowledge base, the idea of V.P. Bespalko about the representation of the possible structure of human activity in the form of successive levels of assimilation, reflecting the development of the student's experience in a given subject in the learning process. The levels of assimilation (student, typical, heuristic, research) are determined through the ability to solve problems of the corresponding type. A formalized indicator of a student's achievement of a particular level of assimilation of educational material (level of training) is the coefficient of assimilation; assessment of the assimilation of material on a specific topic or section is provided for both at each of the above levels, and in general. The examples of the formation of a knowledge base for assessing the skills and abilities of schoolchildren in algebra are considered. To model the educational process, we propose methods for solving clustering, dimensionality reduction and classification problems based on machine learning and artificial neural networks. The foundations for the development of integrated complexes of knowledge bases and artificial intelligence tools to ensure the educational process are presented. The results obtained are aimed at creating methods that provide the processes of operational learning, control and assessment of knowledge, competencies and procedures, the level of formation of subject and professional competencies of students in the information and educational intellectual environment.

Дякина А.А., Пузатых А.Н.. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: К ВОПРОСУ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ

В современном обществе в результате процессов глобализации как медиапространства, так и образовательной среды, актуализируется потребность в изучении английского языка. Экономика нового информационно-коммуникационного и технологического уровня предъявляет к современному человеку особые требования. Он должен быть разносторонне развитой личностью, которая умеет находить необходимую информацию, подвергать ее критическому анализу, хорошо ориентироваться в медиапространстве и знать иностранный язык. В данной статье рассматривается возможность создания такой модели проведения занятий по английскому языку, которая способствовала бы формированию у студентов различных профилей подготовки медиаобразовательных компетенций, отвечающих требованиям инновационной цифровой экономики. Предполагается, что данную проблему можно решить путем использования медиаобразовательных технологий на занятиях по английскому языку. Подробно анализируется использование оригинального контента портала TED Talks, который на протяжении 5 лет (с 2016 г.) включается в содержание занятий по английскому языку со студентами неязыковых специальностей в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. Авторы уверены, что такой подход позволяет студентам более активно погружаться в языковую среду, лучше знакомиться с культурными реалиями страны изучаемого языка и слышать современную живую английскую речь. В статье приводится пример практического занятия для студентов отделения журналистики, на котором используется медиаконтент портала TED Talks. Делается вывод, что современное образование требует более тесной интеграции иностранного языка и медиа. Данная линия может быть реализована в результате систематического использования современного контента портала TED Talks, который способствует развитию не только языковых навыков, но и навыков критического анализа медиаматериалов различных жанров, создания собственного коммуникативного медиапродукта.
In modern society as a result of the processes of globalization of both the media space and the educational environment, the need for learning the English language is actively promoted. The economy of the new information, communication and technological level makes special demands to the modern person. They must be a versatile personality who knows how to find necessary information, criticallyanalyze it, navigate well in the media space and know a foreign language. This article discusses the possibility of creating such a model for conducting English languageclasses which would contribute to the formation of media educational competencies in students of various fields of training that meet the requirements of the modern digital economy. The authors of the article suggest that this problem can be solved by using media education technologies during English classes. The authors analyze in detail the use of the original content of the TED Talks portal, which for 5 years (since 2016) has been usedat English language classes with students of non-linguistic specialties at Bunin Yelets State University. The authors are confident that this approach allows students to more actively immerse themselves in the language environment, get better acquainted with cultural realities of the country of the target language and listen to modern live English speech. The article describes the development of an integrative lesson for students of the department of journalism, where the media content of the TED Talks portal is used. It is concluded that modern education requires closer integration of a foreign language and media. This can be partly realized by the systematic use of the modern content of the TED Talks portal, which contributes not only to the development of language skills, but also teaches to critically analyze media materials of various genres and create own communicative media product.

Зинятова М.Н., Прокопцева Н.В., Кучер И.Р.. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЮРИСТОВ

В условиях интенсификации различных сторон жизни человека особую значимость приобретает формирование специалистов, отвечающих запросам общества и государства. Профессиональный профиль юриста согласно нормоустанавливающим документам предполагает в качестве обязательного компонента юридической компетентности способность аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, а также осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке. Составным элементом указанных компетенций является выразительность речи. Однако, как показывает практика, культуру речи специалистов в области права нельзя признать достаточной, что явно свидетельствует о противоречии между официальными требованиями к специалистам в данной сфере и реальным положением дел. Указанное противоречие возникает главным образом по причине сравнительно низкого уровня знаний по вопросам выразительности речи, а также в силу игнорирования данного требования как составляющей коммуникативной культуры юриста. Выявленное несоответствие определило цель работы, суть которой - рассмотреть выразительность как качество речи юристов с позиции ее сущностных характеристик, а также способов и условий реализации. Для достижения поставленной цели проведен анализ актуальных на сегодняшний день определений понятия «выразительность речи», что позволило обосновать следующее: выразительная речь при соблюдении предъявляемых к ней условий определенна, последовательна, обоснована, понятна и экспрессивна. Для достижения выразительности в публичной юридической среде употребляются различные тропы (сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения и др.) и фигуры речи (антитеза, анафора, эпифора, повторы, инверсия и т.п.). Теоретическое и эмпирическое изучение соответствующей выбранной проблематике литературы позволило заключить, что знание существенных признаков выразительности как качества речи и владение способами ее реализации при определенных условиях позволяют юристу повысить эффективность коммуникации в профессиональной деятельности.
In the conditions of intensification of various aspects of human life, the training of specialists who meet the needs of society and the state is of particular importance. The professional profile of a lawyer, according to the normative documents, assumes as an obligatory component of legal competence the ability to reasonably and clearly construct oral and written speech, as well as to carry out written and oral communication in Russian. Expressiveness of speech is an integral element of these competencies. However, as practice shows, the culture of speech of specialists in the field of law cannot be considered sufficient, which clearly indicates a contradiction between the official requirements for specialists in this field and the real state of affairs. It occurs mainly due to the relatively low level of knowledge on the issues of achieving expressiveness of speech, as well as due to ignoring this requirement as a component of the communicative culture of a lawyer. The revealed discrepancy determined the purpose of the work, the essence of which is to consider expressiveness as the quality of speech of lawyers, from the standpoint of its essential characteristics, as well as methods and conditions of implementation. To achieve this goal, an analysis of the current definitions of the concept of “expressiveness of speech” was carried out, which made it possible to substantiate the following: the expressive speech, subject to the conditions imposed on it, is definite, consistent, substantiated, understandable and expressive. To achieve expressiveness in a public legal environment, various tropes are used (comparison, metaphors, epithets, personifications, and others) and figures of speech (antithesis, anaphora, epiphora, repetitions, inversion, and the like). Theoretical and empirical study of the literature, corresponding to the selected problem, made it possible to conclude that knowledge of the essential features of expressiveness as a quality of speech and mastery of the methods of its implementation, under certain conditions, allow a lawyer to increase the efficiency of communication in professional activities.

Кокорев А.В., Шведов С.Н., Слесарчик К.Ф., Еременко А.И.. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН КУРСАНТАМ ВОЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ

Статья посвящена актуальным проблемам преподавания общеинженерных дисциплин в современном военном вузе. Будущие военные специалисты, изучая общеинженерные дисциплины, получают технический базис, обеспечивающий их профессиональное становление в условиях развития интеллектуальных электрических сетей. В основу обучения заложена идея профессионально-ориентированного подхода с позиций учета опыта российской высшей военной школы, зарубежных школ в техническом образовании. Описано моделирование, используемое как главный способ познания технических возможностей интеллектуальных электрических сетей в процессе изучения курсантами общеинженерных дисциплин. Это обеспечит подготовку обучающихся к моделированию реальных процессов и явлений в будущей профессиональной деятельности. Раскрыты некоторые педагогические и дидактические условия, при которых проектирование образовательного процесса обеспечит развитие профессиональных навыков и компетенций будущих военных специалистов, призванных в будущем осуществлять свою деятельность в условиях цифрового мира. Уделено внимание проблеме внедрения в преподавание общеинженерных дисциплин тестовых заданий с применением ЭВМ, с выходом на решение сложных сюжетных задач, в рамках телекоммуникационных проектов. На основе междисциплинарных связей, изучаемых в военном вузе дисциплин, рассматривается возможность разработки технических задач для осуществления проектной деятельности обучающихся. Сделан вывод о необходимости интеллектуальной адаптации будущих военных специалистов к техническим проблемам в области интеллектуальных электрических сетей и развитии их инженерного мышления. Статья представляет интерес для преподавателей вузов, научных сотрудников, будущих профессионалов по техническим специальностям.
He article is devoted to the topial problems of teaching general engineering disciplines at a modern military university. Future military specialists, studying general engineering disciplines, receive a technical basis that ensures their professional development in the context of the development of intelligent electrical networks. Their training is based on the idea of a professional-oriented approach, taking into account the experience of the Russian higher military school, foreign schools, in technical education. Modeling is described, which is used as the main way of understanding technical capabilities of intelligent electrical networks, in the process of studying general engineering disciplines by cadets. This will ensure that students are prepared to model real processes and phenomena in their future professional activities. The author reveals some pedagogical and didactic conditions under which the design of the educational process will ensure the development of professional skills and competencies of future military specialists, who will be called to carry out their activities in the digital world in the future. Attention is paid to the problem of introducing computer-based test tasks into the teaching of general engineering disciplines, with access to solving complex plot problems, within the framework of telecommunications projects. On the basis of interdisciplinary connections, studied during military university disciplines, the possibility of developing technical tasks for the implementation of project activities of students is considered. The conclusion is made about the need for intellectual adaptation of future military specialists to technical problems in the field of intelligent electrical networks and the development of their engineering thinking. The article is of interest to university teachers, researchers, and future professionals in technical specialties.

Подаева Н.Г., Подаев М.В., Агафонов П.А.. Развитие деятельности одаренных школьников по овладению геометрическими понятиями в образных структурах

Актуальность обращения к тематике развития мыслительной деятельности по овладению геометрическими понятиями обусловлена происходящим в современном образовании изменением парадигмальных основ, связанным с признанием ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, инициатором собственной активности. Цель - описать модель дидактической системы развития деятельности по оперированию геометрическими понятиями в процессе обучения геометрии математически одаренных учащихся 10-11 классов с использованием ресурса динамической системы GeoGebra как составляющей компоненты электронной образовательной среды (ЭОС) - достигается посредством решения задач: дать характеристику архитектуры модели системы, обеспечивающей в ситуации обучения развитие у школьников деятельности по оперированию геометрическими понятиями; обосновать психодидактические условия эффективного развития данного рода деятельности с использованием ресурса динамической системы GeoGebra; определить уровни, критерии и показатели развития. Дидактическим средством развития деятельности школьников, связанной с образно-пространственными способами кодирования информации, является учебная деятельность в электронной образовательной среде и разработанная система заданий в рамках элективного курса «Задачи стереометрии и компьютерная графика» для учащихся 10-11 классов. Результаты: описана модель дидактической системы развития деятельности по овладению пространственно-образными понятиями в процессе обучения геометрии учащихся 10-11 классов с использованием ресурса динамической системы GeoGebra. Выводы: развитие деятельности школьников по овладению пространственно-образными понятиями происходит непосредственно в процессе обучения. В структуре данного рода деятельности имеются различные по природе действия.
The relevance of addressing the development of mental activity for mastering geometric concepts is due to the change in paradigmatic foundations taking place in modern education, associated with the recognition of the student as a subject of educational and cognitive activity, the initiator of his own activity. The goal is to describe a model of a didactic system for the development of activities for operating with geometric concepts in the process of teaching geometry to mathematically gifted students in 10-11 grades using the resource of the GeoGebra dynamic system as a component of the electronic educational environment (ELE). The goal is achieved by solving such problems as: to characterize the architecture of the model of a system that ensures in a learning situation the development of schoolchildren's activities in operating with geometric concepts; to substantiate psychodidactic conditions for the effective development of this kind of activity using the resource of the GeoGebra dynamic system; to define levels, criteria and indicators of the development. The educational activity in the electronic educational environment and the developed system of tasks within the elective course “Stereometry Tasks and Computer Graphics” for students of 10-11 grades are a didactic means of developing the activities of schoolchildren related to figurative-spatial methods of coding information. The results: a model of a didactic system for the development of activities for mastering spatial-figurative concepts in the process of teaching geometry to students of 10-11grades using the resource of the dynamic system GeoGebra is described. The conclusion: the development of the activity of schoolchildren in mastering spatial-figurative concepts occurs directly in the learning process. In the structure of this kind of activity, there are actions that are different in nature.

Полянин А.Р., Коротун С.Н., Баранов Д.А.. POWERPOINT В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: РАЗВИТИЕ, ТРАНСФОРМАЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Программа PowerPoint появилась более 35 лет назад и заняла прочное место в образовании. Уже в середине 1990-х гг. началось ее массовое использование. Широкие возможности создания слайдов, простота применения очень быстро превратили данную программу из любопытной технологической новинки в обязательный элемент современной лекции. Столь быстрое внедрение в образование произошло без широких эмпирических исследований позитивного влияния данной программы, первоначальной сферой применения которой была маркетинговая среда, на процесс образования. В статье указывается, что программа PowerPoint уже в конце 1990-х гг. подвергалась определенной критике, первоначальными причинами которой были ее технологическое несовершенство и методические приемы использования. За десятилетия программа пережила ряд модернизаций, что вкупе с развитием технологий демонстрации вывело ее на качественно новый уровень. Однако и сегодня программа продолжает задавать вопросы исследователям. По-прежнему остается открытой проблема спектра эмпирических экспериментов, который мог бы продемонстрировать качественный рост результатов преподавания. Отдельного решения требует целесообразность столь массового использования программы, которая сегодня стремится к 100 %-му заполнению аудиторного времени. Актуальным остается вопрос о методике применения презентации на занятии. Большинство руководств по использованию программы не учитывают специфики применения слайдов и направлены на реализацию скорее дизайнерских, чем педагогических задач. Остается нерешенной проблема степени активности аудитории на лекции с использованием презентации PowerPoint и роли педагога на таком занятии.
PowerPoint appeared over 35 years ago and has taken a firm place in education. The massive use of the program began in the mid-90s. The program has gone from an interesting technological novelty to an irreplaceable element of a modern lecture. Such a rapid introduction into education took place without extensive empirical studies of a positive impact of this program, the initial scope of which was the marketing environment, on the education process. The article indicates that PowerPoint already in the late 1990s was subjected to certain criticism, the initial reasons for which were its technological imperfection, problems of its technical application. Over the decades, the program has undergone a number of modernizations, which, together with the development of demonstration technologies, has brought it today to a qualitatively new level. However, even today PowerPoint continues to raise questions from researchers. A separate problem was the question of the expediency of such massive use of the program, which today seeks to fill 100% of the classroom time. Most of the guides for using the program do not take into account the specifics of the use of slides and are aimed at the implementation of design rather than pedagogical tasks. The problem of stimulating audience activity at lectures using this program has not been solved yet.

Сороковых Г.В., Старицына С.Г.. ПРОБЛЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРАКТИК

В статье представлена одна из важнейших проблем современной профессионально-методической подготовки будущего учителя к обучению языку и культуре школьников с особыми образовательными потребностями. Раскрыта структура методической готовности учителя к взаимодействию с нетипичными школьниками. Показано место инклюзивного образования в системе иноязычного обучения. Делается акцент на то, что методическая готовность учителя содержит специализированные умения, представляющие собой комплекс практических учебных действий, базирующихся на осознании цели коммуникативного обучения языку и культуре, закономерностей, частнометодических принципов организации урока, условий, средств, форм и методов организации этапов ознакомления, тренировки и введения в речевую деятельность языкового материала с учетом особенностей нетипичного школьника. Выделены методические задачи, которые учитель решает на уроке иностранного языка. Указана сущностная характеристика личности учителя иностранного языка как ключевого субъекта в инклюзивном образовательном пространстве. Делается вывод о том, что обозначенные специализированные умения базируются на системе определенных лингвистических и лингводидактических знаний, которыми педагогу необходимо овладеть для осуществления профессиональной деятельности. На основе установленной методической готовности учитель иностранного языка способен проектировать образовательный процесс для совместного обучения учащихся с нарушенным и нормальным развитием, его дидактическое наполнение; использовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса; организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с различными типами нарушенного развития; определять потребности и возможности каждого ребенка в образовательной программе и стратегии его сопровождения.
The article presents one of the most important problems of modern professional and methodological preparation namely training of a future teacher to teach the language and culture to schoolchildren with special educational needs. The structure of the teacher’s methodological readiness to interact with atypical schoolchildren is revealed. The article points out the place of inclusive education in the system of foreign language education. The emphasis is placed on the fact that the methodological readiness of the teacher contains specialized skills, which are a set of practical educational actions based on the awareness of the goal of communicative approach in teaching language and culture, patterns, particular methodological principles of organizing a lesson, conditions, means, forms and methods of organizing the stages of familiarization, training and introduction of language material into speech activity, taking into account the characteristics of an atypical student. The article highlights the methodological tasks that the teacher solves during a foreign language lesson, the essential characteristic of the personality of a foreign language teacher as a key subject in an inclusive educational field. The authors make a conclusion that the specialized skills are based on a system of certain linguistic and linguodidactic knowledge that a teacher needs to master in order to carry out their professional activities. Based on the established methodological readiness, a foreign language teacher is able to design an educational process for students with impaired and normal development in conditions of inclusion, its didactic content; use various methods of pedagogical interaction between all subjects of the correctional and educational process; organize joint and individual activities with children with various types of impaired development; the ability to determine the needs and capabilities of each child in the educational program and strategies for accompanying him.

Хасенгалиев А.Л.. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье на основе анализа образовательного процесса в педагогическом колледже рассматриваются наиболее успешные механизмы подготовки будущих педагогов к организации профилактической деятельности в образовательной организации. Выделены и охарактеризованы составные части профилактической работы с детьми и подростками в образовательной организации (школе) , системы межведомственного взаимодействия между образовательными организациями и правоохранительными структурами. Перечислены различные виды деятельности, используемые в педагогической практике работы с детьми и подростками. Представлен опыт образовательных учреждений по организации профилактической работы, обозначены основные мероприятия. Показаны их роль и значение в понимании важности организации процесса профилактики, в совершенствовании содержания практической подготовки студентов, модернизации средств и методов практического обучения в профессиональной образовательной организации. Указаны различные позиции исследователей на проблему организации практической подготовки студентов. В данной статье предпринята попытка выявления и характеристики реальных возможностей педагогической практики в условиях педагогического колледжа по применению наиболее успешных педагогических технологий в организации профилактической работы, приводятся примеры эффективной деятельности в этом направлении. В статье утверждается, что педагогическая практика является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая направлена на формирование общих и профессиональных компетенций. В связи с этим особую роль приобретает будущая профессиональная деятельность начинающего педагога, которая невозможна без практических навыков, приобретенных в профессиональной организации, особенно когда речь идет об организации профилактической работы с детьми и подростками в образовательной организации.
The articleon the basis of the analysis of the educational process at a pedagogical college considers the most successful mechanisms for preparing future teachers for the organization of preventive activities at an educational organization. The components of preventive work with children and adolescents at an educational organization (school), the system of interdepartmental interaction between educational organizations and law enforcement structures are highlighted and characterized. Various types of activities used in the pedagogical practice of working with children and adolescents are listed. The experience of educational institutions in organizing preventive work is presented, the main activities are indicated. Their role and importance in understanding the importance of organizing the prevention process, in improving the content of practical training of students, modernizing the means and methods of practical training in a professional educational organization are shown. Different positions of researchers on the problem of organizing the practical training of students are indicated. This article makes an attempt to identify and characterize the real possibilities of the pedagogical practice of vocational training in the conditions of a pedagogical college for the use of the most successful pedagogical technologies in the organization of preventive work, examples of effective activities in this direction are given. The article states that pedagogical practice is an integral part of the educational process, which is aimed at the formation of general and professional competencies. In this regard, the future professional activity of a novice teacher acquires a special role, which is impossible without practical skills acquired at a professional organization, especially when it comes to organizing preventive work with children and adolescents at an educational organization.

Царькова В.Б.. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена одной из проблем иноязычного образования - определению роли интерпретации в подготовке студентов специальных (языковых) направлений к участию в диалоге культур. Интерпретация рассматривается как феномен и как способ постижения реальности, позволяющий субъектам диалога культур достигать взаимопонимания. В качестве главной характеристики интерпретации, необходимой для целей иноязычного образования, называется ее психологичность. Она обусловлена психологией автора, психологичностью произведения, а также психологией читателя-интерпретатора. Доказывается, что интерпретация художественного произведения, имеющего общечеловеческий, исторический и личностный планы, обладает огромными гносеологическими и аксиологическими возможностями. Они приводят в действие весь образовательный потенциал интерпретации (воспитательный, развивающий, познавательный и учебный). Для иллюстрации интерпретационной технологии используется стихотворение известного немецкого поэта и публициста Генриха Гейне (1797-1856 гг.) «Wir saβen am Fischerhaus» и перевод данного стихотворения на русский язык, выполненный русским поэтом А.А. Фетом (1820-1892 гг.). Стихотворение рассматривается в качестве пространства личностных смыслов автора. Именно они подлежат интерпретации, они переносят читателя-интерпретатора из мира поэта в современный реальный мир. И реальный мир оказывается полон неожиданных фактов культуры, тесно связанных с содержанием произведения Г. Гейне, с далекой Лапландией и жизнью современных саами. Таким образом, интерпретация представлена в качестве образовательной стратегии. Совместно со стратегиями контекстуализации, филологизации и аргументации она обеспечивает достижение главной цели иноязычного образования - созидание индивидуальности, способной выступать в качестве подлинного субъекта диалога культур. В статье подчеркнута также значимость преподавателя как организатора образовательного процесса и субъекта диалога культур.
The article is devoted to one of the problems of foreign language education - the definition of the role of interpretation in preparing students of special (language) directions to participate in the dialogue of cultures. Interpretation is considered as a phenomenon and as a way of comprehending reality, which allows the subjects of the dialogue of cultures to reach mutual understanding. The main characteristic of interpretation, which is necessary for the purposes of foreign language education, is its psychological character. It is determined by the psychology of the author, the psychology of the work, as well as the psychology of the reader-interpreter. It is proved that the interpretation of a work of art, which has universal, historical and personal plans, has huge epistemological and axiological possibilities. They activate the entire educational potential of interperetation (educational, developmental, cognitive, and educational). Russian Russian poet A. A. Fet (1820-1892) uses the poem “Wir saßen am Fischerhaus” by the famous German poet and publicist Heinrich Hein (1797-1856) and the translation of this poem into Russian to illustrate the interpretation technology. The poem is considered as a space of personal meanings of the author. They are the ones that are subject to interpretation and bring the reader-interpreter back from the poet's world to the modern real world. And the real world is full of unexpected cultural facts, closely related to the content of the work of G. Heine, with distant Lapland and the life of modern lapps. Thus, interpretation is presented as an educational strategy. Together with the strategies of contextualization, philologization and argumentation, it ensures the achievement of the main goal of foreign language education - the creation of an individual who can act as a genuine subject of the dialogue of cultures. The article also emphasizes the importance of the teacher as the organizer of the educational process and the subject of the dialogue of cultures.

Климова М.В., Мальцева В.А.. КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

15 апреля 2021 г. в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина состоялась ежегодная Международная научно-практическая конференция «Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве». Ситуация в стране и мире определила онлайн-формат мероприятия. Более двухсот научных сотрудников, педагогов, работников культуры, молодых исследователей из России, Болгарии, Италии, Саудовской Аравии обсуждали вопросы сохранения международного научного сотрудничества в постоянно меняющемся мире; определения перспектив развития науки в соответствии с требованием персонализации обучения; систематизации фундаментальных проблем развития креативности как сегмента цифрового компетентностного профиля и основы личной эффективности в ситуации неопределенности. Традиционными стали выступления, посвященные развитию креативности в образовательном процессе школы и вуза, позволяющие понять современную картину мира, ее интернациональность в информационном и художественном аспектах. Проблема развития креативности личности в современном мультикультурном цифровом пространстве является актуальной и перспективной.
The annual International Scientific and Practical Conference “Development of Personality Creativity in a Modern Multicultural Space” was held at Bunin Yelets State University on April 15, 2021. The situation in the country and the world determined the online format of the event, more than two hundred researchers, teachers, cultural workers, young researchers from Russia, Bulgaria, Italy, Saudi Arabia discussed issues of international scientific cooperation in a constantly changing world; prospects for the development of science in accordance with the requirement of personalization of education; systematization of the fundamental problems of the development of creativity as a segment of the digital competence profile and the basis of efficiency in a situation of uncertainty. Speeches dedicated to the development of creativity in the educational process of schools and universities have become traditional, making it possible to understand the modern picture of the world, its internationality in informational and artistic aspects. The problem of personality creativity development in the modern multicultural digital space is relevant and promising.