Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (54) (2021)
УДК 159.9.07
DOI 10.24888/2073-8439-2021-54-2-8-18
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРЕССОВЫХ УСЛОВИЯХ
В статье обсуждается влияние тормозных процессов как психофизиологических характеристик, способных оказать влияние на выработку у юношей и девушек психологической готовности к деятельности в современных стрессогенных условиях. Тормозный контроль рассматривается как психофизиологическая характеристика, отвечающая за когнитивное торможение и подавление определенного типа поведения. В представленном в статье исследовании фиксируется уровень жизнестойкости и жизнеспособности и тормозный контроль. Для реализации цели исследования были выбраны следующие методики: «Тест жизнестойкости» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова), который представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом С. Мадди. Использование данной методики позволило определить у респондентов уровень жизнестойкости. Так как существует целых ряд исследований, указывающих на то, что жизнестойкость зачастую обусловлена жизнеспособностью человека, в качестве вспомогательного инструментария нами использовалась методика оценки качества жизни «Sf-36 Health Status Survey» (И.А. Гуидаров, В.А. Полесский). Оценка то́рмозного контроля у респондентов производилась посредством рефлексометрической методики «РеБОС» (автор-разработчик: Е.Г. Вергунов), позволяющей оценить параметры как простой, так и сложной сенсомоторной реакции. По количеству ошибок, допускаемых в ходе экспериментального исследования респондентами, формируется диагностическое мнение об уровне сформированности то́рмозного контроля. Полученные результаты позволяют утверждать, что далеко не все юноши и девушки, принявшие участие в пилотном экспериментальном исследовании, имеют должный уровень жизнестойкости и способны самостоятельно выстроить стратегию поведения, позволяющую им эффективно противодействовать стрессовым ситуациям. Юноши и девушки с низким уровнем жизнестойкости демонстрируют низкий уровень сформированности то́рмозного контроля, юноши и девушки, у которых зафиксирован более высокий уровень жизнестойкости, имеют более пластичную нервную систему, на что указывает повышенный уровень сформированности то́рмозного контроля. Можно предположить, что данные студенты имеют лучше выраженные адаптационные возможности в условиях изменчивой среды.
PSYCHOPHYSIOLOGICAL MARKERS OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR ACTIVITY IN STRESSFUL CONDITIONS
The article discusses the influence of inhibitory processes as psychophysiological characteristics that can influence the development of psychological readiness for activity in young men and women in modern stressful conditions. Inhibitory control is considered as a psychophysiological characteristic responsible for cognitive inhibition and suppression of a certain type of behavior. In the study presented in the article, the level of resilience and viability and inhibitory control is recorded. To achieve the goal of the study, the following methods were selected: “Resilience Test” (D.A. Leontiev, E.I. Rasskazova), which is an adaptation of the Hardiness Survey questionnaire, developed by the American psychologist S. Maddi. The use of this method allowed us to determine the respondents ' level of resilience. Since there are a number of studies indicating that resilience is often due to the viability of a person, we used the method of assessing the quality of life “Sf-36 Health Status Survey”as an auxiliary tool (I.A. Guidarov, V.A. Polessky). The assessment of the braking control in the respondents was carried out by means of the reflexometric technique “ReBOS” (author-developer: E.G. Vergunov), which allows us to evaluate the parameters of both simple and complex sensorimotor reactions. According to the number of errors made during the experimental study, the respondents form a diagnostic opinion about the level of formation of the brake control. The results obtained suggest that not all young men and women who took part in the pilot experimental study have the proper level of resilience and are able to independently build a behavior strategy that allows them to effectively counteract stressful situations. Boys and girls with a low level of resilience demonstrate a low level of formation of brake control, boys and girls who have a higher level of resilience have a more plastic nervous system, which indicates a higher level of formation of brake control. It can be assumed that these students have more pronounced adaptive capabilities in a changing environment.
Список литературы
-
Гундаров И.А., Полесский В.А. Принципы индивидуальной оценки и коррекции количества здоровья и качества жизни // Сборник научно-методических материалов для службы формирования здорового образа жизни. М., 1991. С. 28-59.
-
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976.
-
Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. № 6. С. 117-121.
-
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
-
Меренкова В.С., Ельникова О.Е. Роль сенсомоторной интеграции и тормозных процессов в здоровьеформирующей модели поведения на разных этапах онтогенеза // Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 4(48). С. 18-30. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2019-48-4-18-29
-
Моляко В.А. Рейтинг уровня подготовки специалистов // Среднее специальное образование. 1991. № 11. С. 21-22.
-
Николаева Е.И., Яворович К.Н. Характеристики сенсомоторной реакции у юношей и девушек с разной выраженностью латеральных признаков // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 133-141.
-
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.
-
Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology. 2013. Vol. 64. Pp. 135-168. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
-
Fair D.A., Dosenbach N.U.F., Church J.A., Cohen A.L., Brahmbhatt S., Miezin F.M., Schlaggar B.L. Development of distinct control networks through segregation and integration // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2007. Vol. 104(33). Pp. 13507-13512. https://doi.org/10.1073/pnas.0705843104
-
Moriguchi Y., Hiraki K. Neural origin of cognitive shifting in young children // PNAS Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2009. Vol. 106(14). Pp. 6017-6021. https://doi.org/10.1073/pnas.0809747106
-
The changing nature of executive control in preschool. Ed. by K.A. Espy. Wiley-Blackwell, 2016.