Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (54) (2021)
УДК 159.9.075
DOI 10.24888/2073-8439-2021-54-2-19-24
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ВЕДУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ РАЗЛИЧНЫМИ ИГРОВЫМИ ТЕХНИКАМИ
В статье изложены результаты эмпирического исследования, направленного на определение наиболее эффективной техники игровой терапии для психологической коррекции высокого уровня тревожности как ведущего элемента структуры психологической безопасности личности младших школьников в период перехода на следующую ступень обучения. В последнее время в зоне повышенного внимания находится проблема психологической безопасности личности учащихся. Появляется все больше научных исследований, направленных на изучение различных аспектов данного феномена. Одним из таких аспектов является обеспечение психологической безопасности личности в различные периоды обучения. Самым сложным в психологическом плане является период адаптации ребенка к образовательному процессу. Изучению данного вопроса посвящена представленная статья. В работе приняли участие четыреста первоклассников с высоким уровнем тревожности, который был определен в ходе контрольной диагностики. В исследовании использовались эмпирические методы и методы математической статистики. На формирующем этапе работы все первоклассники были разделены на четыре группы: контрольную и три экспериментальных. В каждой из экспериментальных групп с детьми проводилась психологическая коррекция одной их техник игровой терапии: недирективная, директивная и интегративная. Контрольный этап включал диагностику уровня тревожности у первоклассников контрольной и всех экспериментальных групп по завершении формирующей работы. Результаты изучения динамики уровня тревожности как ведущего элемента структуры психологической безопасности личности после психологической коррекции позволили выявить наиболее эффективные техники метода игровой терапии. Полученные данные свидетельствуют о наличии статистически значимых отличий в экспериментальной группе, где была использована игровая терапия интегративного типа. Результаты уровня тревожности первоклассников в экспериментальной группе, где проводилась психологическая коррекция методом недирективной игровой терапии, демонстрируют менее значимые отличия. Уровень тревожности первоклассников экспериментальной группы, где был использован метод директивной игровой терапии, статистически достоверно не отличаются от данных учащихся контрольной группы, в которой психологическая коррекция не проводилась.
EFFICIENCY OF PSYCHO CORRECTION OF THE LEADING ELEMENT OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF FIRST-GRADERS’ PERSONALITY BY VARIOUS PLAY TECHNIQUES
The article presents the results of an empirical study aimed at determining the most effective play therapy technique for the psychological correction of a high level of anxiety, as a leading element of the structure of the psychological safety of the personality of primary schoolchildren during the period of their adaptation to school education. Recently, the problem of psychological safety of the personality of students has been in the area of increased attention. There is more and more scientific research aimed at studying various aspects of this phenomenon. One of these aspects is to ensure the psychological safety of the individual in different periods of training. The most psychologically difficult period is the period of adaptation of the child to the educational process. The presented article is devoted to the study of this aspect. Four hundred first-graders with a high level of anxiety, which was determined during the control diagnostics, took part in the work. The work used empirical methods and methods of mathematical statistics. At the formative stage of the work, all first-graders were divided into four groups: control and three experimental. In each of the experimental groups with children, psychological correction of one of the play therapy techniques was carried out: non-directive, directive, and integrative, respectively. Upon completion of the formative stage of the study, a control diagnosis of the level of anxiety in first-graders in the control and all experimental groups was carried out. The results of studying the dynamics of the level of anxiety as a leading element of the structure of the psychological safety of a person after psychological correction made it possible to identify the most effective techniques of the method of play therapy. The data obtained allow us to speak about the presence of statistically significant differences in the experimental group, where play therapy of the integrative type was used. The results of the level of anxiety in first-graders in the experimental group, where psychological correction was carried out by the method of non-directive play therapy, demonstrate less significant differences. The level of anxiety in first-graders in the experimental group, where the method of directive play therapy was used, did not statistically significantly differ from the data of students in the control group, where psychological correction was not carried out.
Список литературы
-
Афаунова А.О. Соотношение адаптационного ресурса дошкольников и младших школьников с социальным интеллектом // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 1(41). С. 13-19
-
Баева И.А., Петросянц В.Р. Психологическая безопасность и проблема насилия в образовании. 2012. URL: http://nrcnn.ru/lang/activity.html?id=150 (дата обращения: 15.04.2021).
-
Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 137-143.
-
Костина Л.М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 66-71.
-
Костина Л.М. Связь ведущего элемента психологической безопасности личности (тревожности) первоклассника с показателями школьной адаптации // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 1(33). С. 6-12.
-
Ульянова И.В. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы: дис. … д. пед. наук. Смоленск, 2012
-
Balan I.S. Psychological safety of the educational environment of high schools in the United States // Psychology of learning. 2016. No 2. Рp. 4-13.