Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (54) (2021)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2021-54-2-66-75
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: К ВОПРОСУ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ
В современном обществе в результате процессов глобализации как медиапространства, так и образовательной среды, актуализируется потребность в изучении английского языка. Экономика нового информационно-коммуникационного и технологического уровня предъявляет к современному человеку особые требования. Он должен быть разносторонне развитой личностью, которая умеет находить необходимую информацию, подвергать ее критическому анализу, хорошо ориентироваться в медиапространстве и знать иностранный язык. В данной статье рассматривается возможность создания такой модели проведения занятий по английскому языку, которая способствовала бы формированию у студентов различных профилей подготовки медиаобразовательных компетенций, отвечающих требованиям инновационной цифровой экономики. Предполагается, что данную проблему можно решить путем использования медиаобразовательных технологий на занятиях по английскому языку. Подробно анализируется использование оригинального контента портала TED Talks, который на протяжении 5 лет (с 2016 г.) включается в содержание занятий по английскому языку со студентами неязыковых специальностей в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина. Авторы уверены, что такой подход позволяет студентам более активно погружаться в языковую среду, лучше знакомиться с культурными реалиями страны изучаемого языка и слышать современную живую английскую речь. В статье приводится пример практического занятия для студентов отделения журналистики, на котором используется медиаконтент портала TED Talks. Делается вывод, что современное образование требует более тесной интеграции иностранного языка и медиа. Данная линия может быть реализована в результате систематического использования современного контента портала TED Talks, который способствует развитию не только языковых навыков, но и навыков критического анализа медиаматериалов различных жанров, создания собственного коммуникативного медиапродукта.
MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE: TO THE QUESTION OF KNOWLEDGE INTEGRATION
In modern society as a result of the processes of globalization of both the media space and the educational environment, the need for learning the English language is actively promoted. The economy of the new information, communication and technological level makes special demands to the modern person. They must be a versatile personality who knows how to find necessary information, criticallyanalyze it, navigate well in the media space and know a foreign language. This article discusses the possibility of creating such a model for conducting English languageclasses which would contribute to the formation of media educational competencies in students of various fields of training that meet the requirements of the modern digital economy. The authors of the article suggest that this problem can be solved by using media education technologies during English classes. The authors analyze in detail the use of the original content of the TED Talks portal, which for 5 years (since 2016) has been usedat English language classes with students of non-linguistic specialties at Bunin Yelets State University. The authors are confident that this approach allows students to more actively immerse themselves in the language environment, get better acquainted with cultural realities of the country of the target language and listen to modern live English speech. The article describes the development of an integrative lesson for students of the department of journalism, where the media content of the TED Talks portal is used. It is concluded that modern education requires closer integration of a foreign language and media. This can be partly realized by the systematic use of the modern content of the TED Talks portal, which contributes not only to the development of language skills, but also teaches to critically analyze media materials of various genres and create own communicative media product.
Список литературы
-
Артемова Ю.В., Дякина А.А., Осипова Н.В. Теоретико-методологическое обоснование модели медиаобразовательного развития студентов в контексте подготовки кадров для цифровой экономики // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 4(52). С. 42-45.
-
Жижина М.В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности// Медиаобразование. MediaEducation. 2016. № 4. C. 47-65.
-
Жилавская И.В. Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании // Magister Dixit: науч.-пед. журн. Вост. Сибири. 2011. № 3. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/zhilavskaya_i.v._mediainformacionnaya_gramotnost1_posledniy_variant.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
-
Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. Москва: Академический проект, 2005.
-
Короченский А. П. Медиаобразование: миф или реальность? // Медиаобразование. 2005. № 2. С. 82-87.
-
Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751, программа развития до 2025 г., цели, задачи, способы их достижение и результаты. URL: https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/413885/natsionalnaya-doktrina-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-n-programma-razvitiya-do-g-tseli-zadachi-sposobyi-ih-dostijenie-i-rezultatyi (дата обращения: 12.03.2021).
-
Новикова А.А. Медиаобразование на занятиях по английскому языку. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.
-
Онкович А.В. Медиадидактика высшей школы: профессионально-ориентированное медиаобразование // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22. С. 86-91.
-
Перцева У., Халлиулина М. Интеграция медиаобразования в систему высшей школы // Медиаобразование: опыт и перспективы. Вып.1. Воронеж: Кварта, 2016. С. 71-75.
-
Пузатых А.Н. DUOLINGO: мобильное приложение для изучения иностранного языка // Вопросы педагогики. 2020. № 10-1. С. 176-181.
-
Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007.
-
Тулупов В.В. Российское медиаобразование: сегодня и завтра // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2019. Выпуск 5-6(164-165). С. 2-4.
-
Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмоности, медиакомпетентности. Таганрог: Из-во Таганрогского гос. пед. института, 2010.
-
Хлызова Н.Ю. Методическое обеспечение процесса формирования медиакомпетентности личности на занятии по иностранному языку // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 2(09). URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/mediacompetence-formation (дата обращения: 11.04.2021).
-
Хлызова Н.Ю. Педагогические принципы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 156-159.
-
Хлызова Н.Ю. НИРС как средство формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности студента // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. № 1(12). URL: http://ce.ifmstuca.ru/index.php/130000/nirs-as-2-lang-personality-tool (дата обращения: 11.04.2021).
-
Шариков А.В. Так что же такое медиаобразование // Медиаобразование. 2005. № 2. C. 78-79.
-
Fedorov A. On Media Education. Moscow: ICOS UNESCO IFAP (Russia), 2008.
-
Ivanova L.A., Verbitskaya O.M. Media Education in Foreign Languages Teaching - Tribute to Fashion or Requirement of the Time? // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2013. № 3. 468-476.
-
Potter W.J. Media Literacy. Thousand Oaks. London: Sage Publication, 2001.
-
Rubenstein L.D. Using TED talks to inspire thoughtful practice // The teacher educator. 2012. Vol. 47(4). P. 261-267. https://doi.org/10.1080/08878730.2012.713303
-
Scotto di Carlo G. Stance in TED talks: Strategic use of subjective adjectives in online popularization // Ibérica. 2015. № 29. P. 201-222.
-
Taibi D., Chawla S., Dietze S., Marenzi I., Fetahu B. Exploring TED talks as linked data for education // British journal of educational technology. 2015. № 46(5). P. 1092-1096.
-
TED - Ideas worth spreading. URL: https://www.ted.com/talks (датаобращение: 10.03.2021).