Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (54) (2021)
УДК 372.851
DOI 10.24888/2073-8439-2021-54-2-89-96
Развитие деятельности одаренных школьников по овладению геометрическими понятиями в образных структурах
Актуальность обращения к тематике развития мыслительной деятельности по овладению геометрическими понятиями обусловлена происходящим в современном образовании изменением парадигмальных основ, связанным с признанием ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, инициатором собственной активности. Цель - описать модель дидактической системы развития деятельности по оперированию геометрическими понятиями в процессе обучения геометрии математически одаренных учащихся 10-11 классов с использованием ресурса динамической системы GeoGebra как составляющей компоненты электронной образовательной среды (ЭОС) - достигается посредством решения задач: дать характеристику архитектуры модели системы, обеспечивающей в ситуации обучения развитие у школьников деятельности по оперированию геометрическими понятиями; обосновать психодидактические условия эффективного развития данного рода деятельности с использованием ресурса динамической системы GeoGebra; определить уровни, критерии и показатели развития. Дидактическим средством развития деятельности школьников, связанной с образно-пространственными способами кодирования информации, является учебная деятельность в электронной образовательной среде и разработанная система заданий в рамках элективного курса «Задачи стереометрии и компьютерная графика» для учащихся 10-11 классов. Результаты: описана модель дидактической системы развития деятельности по овладению пространственно-образными понятиями в процессе обучения геометрии учащихся 10-11 классов с использованием ресурса динамической системы GeoGebra. Выводы: развитие деятельности школьников по овладению пространственно-образными понятиями происходит непосредственно в процессе обучения. В структуре данного рода деятельности имеются различные по природе действия.
DEVELOPMENT OF THE ACTIVITIES OF Gifted Schoolchildren ON MASTERING GEOMETRIC CONCEPTS IN FIGURATIVE STRUCTURES
The relevance of addressing the development of mental activity for mastering geometric concepts is due to the change in paradigmatic foundations taking place in modern education, associated with the recognition of the student as a subject of educational and cognitive activity, the initiator of his own activity. The goal is to describe a model of a didactic system for the development of activities for operating with geometric concepts in the process of teaching geometry to mathematically gifted students in 10-11 grades using the resource of the GeoGebra dynamic system as a component of the electronic educational environment (ELE). The goal is achieved by solving such problems as: to characterize the architecture of the model of a system that ensures in a learning situation the development of schoolchildren's activities in operating with geometric concepts; to substantiate psychodidactic conditions for the effective development of this kind of activity using the resource of the GeoGebra dynamic system; to define levels, criteria and indicators of the development. The educational activity in the electronic educational environment and the developed system of tasks within the elective course “Stereometry Tasks and Computer Graphics” for students of 10-11 grades are a didactic means of developing the activities of schoolchildren related to figurative-spatial methods of coding information. The results: a model of a didactic system for the development of activities for mastering spatial-figurative concepts in the process of teaching geometry to students of 10-11grades using the resource of the dynamic system GeoGebra is described. The conclusion: the development of the activity of schoolchildren in mastering spatial-figurative concepts occurs directly in the learning process. In the structure of this kind of activity, there are actions that are different in nature.
Список литературы
-
Каплунович И.Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 75-84.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
-
Шарыгин И. Нужна ли школе 21 века Геометрия? // Математика в школе. 2004. № 4. С. 72-78.
-
Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980.