Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (54) (2021)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2021-54-2-97-103
POWERPOINT В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: РАЗВИТИЕ, ТРАНСФОРМАЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Программа PowerPoint появилась более 35 лет назад и заняла прочное место в образовании. Уже в середине 1990-х гг. началось ее массовое использование. Широкие возможности создания слайдов, простота применения очень быстро превратили данную программу из любопытной технологической новинки в обязательный элемент современной лекции. Столь быстрое внедрение в образование произошло без широких эмпирических исследований позитивного влияния данной программы, первоначальной сферой применения которой была маркетинговая среда, на процесс образования. В статье указывается, что программа PowerPoint уже в конце 1990-х гг. подвергалась определенной критике, первоначальными причинами которой были ее технологическое несовершенство и методические приемы использования. За десятилетия программа пережила ряд модернизаций, что вкупе с развитием технологий демонстрации вывело ее на качественно новый уровень. Однако и сегодня программа продолжает задавать вопросы исследователям. По-прежнему остается открытой проблема спектра эмпирических экспериментов, который мог бы продемонстрировать качественный рост результатов преподавания. Отдельного решения требует целесообразность столь массового использования программы, которая сегодня стремится к 100 %-му заполнению аудиторного времени. Актуальным остается вопрос о методике применения презентации на занятии. Большинство руководств по использованию программы не учитывают специфики применения слайдов и направлены на реализацию скорее дизайнерских, чем педагогических задач. Остается нерешенной проблема степени активности аудитории на лекции с использованием презентации PowerPoint и роли педагога на таком занятии.
POWERPOINT IN HIGHER EDUCATION: DEVELOPMENT, TRANSFORMATION AND THE PRESENT STATE
PowerPoint appeared over 35 years ago and has taken a firm place in education. The massive use of the program began in the mid-90s. The program has gone from an interesting technological novelty to an irreplaceable element of a modern lecture. Such a rapid introduction into education took place without extensive empirical studies of a positive impact of this program, the initial scope of which was the marketing environment, on the education process. The article indicates that PowerPoint already in the late 1990s was subjected to certain criticism, the initial reasons for which were its technological imperfection, problems of its technical application. Over the decades, the program has undergone a number of modernizations, which, together with the development of demonstration technologies, has brought it today to a qualitatively new level. However, even today PowerPoint continues to raise questions from researchers. A separate problem was the question of the expediency of such massive use of the program, which today seeks to fill 100% of the classroom time. Most of the guides for using the program do not take into account the specifics of the use of slides and are aimed at the implementation of design rather than pedagogical tasks. The problem of stimulating audience activity at lectures using this program has not been solved yet.
Список литературы
-
Жук Ю.А. Дидактические условия использования дисплейных форм наглядности в обучении студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2010.
-
Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания // Вопросы философии. 1973. № 11. С. 42-46.
-
Полянин А.Р., Коротун С.Н. Методика использования презентации на лекции в вузе: современный дискурс // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 4(41). С. 172-184.
-
Bortolotti E., Paoletti G., Zanon F. La lezione con Power Point: gli studenti leggono o ascoltano? // Tecnologie Didattiche. 2013. Vol. 21(3). Pp. 161-167.
-
Clark R.E. Reconsidering Research on Learning from Media // Review of Educa-tional Research. 1983. Vol. 53(4). Рp. 445-459. https://doi.org/10.3102/00346543053004445
-
Craig R., Amernic J. PowerPoint presentation technology and the dynamics of teaching // Innovations in Higher Education. 2006. Vol. 31. Рp. 147-160. https://doi.org/10.1007/s10755-006-9017-5
-
Gabriel Y. Against the tyranny of PowerPoint: Technology - in - use and tech-nology abuse // Organization Studies. 2008. Vol. 29(2). Рp. 255-276. https://doi.org/10.1177/0170840607079536
-
Hébert M., Boulet A., Baudouin R. La presentation électronique en ses paradoxes: regards d’étudiants et de professeurs universitaires // Revue internationale des technologies en pédagogie universitaire. 2010. Vol. 7(2). Pp. 20-34. https://doi.org/10.7202/045246ar
-
Jourdan L., Papp R. PowerPoint: it’s not «Yes» or «No» - it’s «When» and «How» // Research in Higher Education Journal. 2014. Vol. 22. Pp. 1-11.
-
Kratt J., Niese T., Hu R., Huang H., Pirk S., Sharf A., Cohen-Or D., Deussen O. Sketching in gestalt space: interactive shape abstraction through perceptual reasoning // Computer Graphics Forum. 2018. Vol. 37(6). Рp. 188-204. https://doi.org/10.1111/cgf.13321
-
Pippert T.D., Moore H.A. Multiple Perspectives on Multimedia in the Large Lecture // Teaching Sociology. 1999. Vol. 27(2). Pp. 92-109.
-
Reinhardt L. Confessions of a “Techno-Teacher” // College Teaching. 1999. Vol. 47(2). Pp. 48-50. https://doi.org/10.1080/87567559909595783
-
Savage T.M., Vogel K.E. A Revolution in Higher Education? // College Teaching. 1996. Vol. 44(4). Pp. 127-131. https://doi.org/10.1080/87567555.1996.9932339