Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (54) (2021)
УДК 37.011, 364.01
DOI 10.24888/2073-8439-2021-54-2-104-110
ПРОБЛЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРАКТИК
В статье представлена одна из важнейших проблем современной профессионально-методической подготовки будущего учителя к обучению языку и культуре школьников с особыми образовательными потребностями. Раскрыта структура методической готовности учителя к взаимодействию с нетипичными школьниками. Показано место инклюзивного образования в системе иноязычного обучения. Делается акцент на то, что методическая готовность учителя содержит специализированные умения, представляющие собой комплекс практических учебных действий, базирующихся на осознании цели коммуникативного обучения языку и культуре, закономерностей, частнометодических принципов организации урока, условий, средств, форм и методов организации этапов ознакомления, тренировки и введения в речевую деятельность языкового материала с учетом особенностей нетипичного школьника. Выделены методические задачи, которые учитель решает на уроке иностранного языка. Указана сущностная характеристика личности учителя иностранного языка как ключевого субъекта в инклюзивном образовательном пространстве. Делается вывод о том, что обозначенные специализированные умения базируются на системе определенных лингвистических и лингводидактических знаний, которыми педагогу необходимо овладеть для осуществления профессиональной деятельности. На основе установленной методической готовности учитель иностранного языка способен проектировать образовательный процесс для совместного обучения учащихся с нарушенным и нормальным развитием, его дидактическое наполнение; использовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса; организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с различными типами нарушенного развития; определять потребности и возможности каждого ребенка в образовательной программе и стратегии его сопровождения.
THE PROBLEM OF METHODOLOGICAL READINESS OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER FOR TEACHING PUPILS IN CONDITIONS OF INCLUSIVE PRACTICES
The article presents one of the most important problems of modern professional and methodological preparation namely training of a future teacher to teach the language and culture to schoolchildren with special educational needs. The structure of the teacher’s methodological readiness to interact with atypical schoolchildren is revealed. The article points out the place of inclusive education in the system of foreign language education. The emphasis is placed on the fact that the methodological readiness of the teacher contains specialized skills, which are a set of practical educational actions based on the awareness of the goal of communicative approach in teaching language and culture, patterns, particular methodological principles of organizing a lesson, conditions, means, forms and methods of organizing the stages of familiarization, training and introduction of language material into speech activity, taking into account the characteristics of an atypical student. The article highlights the methodological tasks that the teacher solves during a foreign language lesson, the essential characteristic of the personality of a foreign language teacher as a key subject in an inclusive educational field. The authors make a conclusion that the specialized skills are based on a system of certain linguistic and linguodidactic knowledge that a teacher needs to master in order to carry out their professional activities. Based on the established methodological readiness, a foreign language teacher is able to design an educational process for students with impaired and normal development in conditions of inclusion, its didactic content; use various methods of pedagogical interaction between all subjects of the correctional and educational process; organize joint and individual activities with children with various types of impaired development; the ability to determine the needs and capabilities of each child in the educational program and strategies for accompanying him.
Список литературы
-
Прибылова Н.Г., Сороковых Г.В. Инклюзивное иноязычное образование детей с нарушениями зрения // Среднее профессиональное образование. 2017. № 8. С. 51-53
-
Сороковых Г.В., Старицына С.Г. Технологии подготовки учителя к обучению школьников с особыми образовательными потребностями // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Под ред. Е.И. Артамоновой. Часть 2. М.: МАНПО, 2018. С. 274-280.
-
Старицына С.Г. Аксиологический подход в подготовке педагога к иноязычному инклюзивному образованию // Наследие Н.К. Крупской и современность: Науч. труды Всеросс. науч.-практ. конф., посвященной 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской. М.: МАНПО 2019. С. 303-307.
-
Учитель, личность, реформатор. Монография. Сороковых Г.В., Жаркова Т.И., Вишневская Е.М., Латыш А.Ф., Зыкова А.В., Бобунова А.С., Волкова Н.С., Нечаева Е.С., Карандасова Е.Д., Кутепова О.С., Иванова Н.В., Старицына С.Г., Шаманова Х.Х. / Под науч. ред. Г.В. Сороковых, Т.И. Жарковой. М.: УЦ «Перспектива», 2020.
-
Языкова Н.В., Макеева С.Н. Формирование методической компетенции учителя иностранного языка в университете. М.: ТЕЗАУРУС, 2015.