Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Маховская О. И.. КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ПРОТИВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПИСАНИЙ
Начиная с конца 1980-х развитие опосредованной компьютером коммуникации российских ученых с их зарубежными коллегами складывалось драматически. В дополнение к «внешним» техническим факторам соединения существовали «внутренние» культурно обусловленные, а также статусные факторы, препятствующие коммуникации. Среди них - низкая компьютерная грамотность, плохое знание английского языка, более глубокие различия в нормах, ритуалах научной коммуникации в России и на Западе. С одной стороны, спонтанность, гласность, равенство всех, с другой - авторитаризм, строгая иерархия, стремление избегать личной ответственности и т.д. Эти и другие противоречия, которые до сих пор мешают интеграции гуманитариев в мировую науку, описаны в статье.
Since the end of the 1980s, the development of computer-mediated communication of Russian scholars with their counterparts abroad has been dramatic enough. In addition to the «external» and «technical» factors that prevent them from hooking up to the web, such as the inadequate provision of the research institutes with up-to-date hardware, the poor knowledge of English, which is the main language of web communication, and the computer illiteracy of most Russian scholars, there are deeper-lying, more latent reasons, such as the differences between western communication standards on the web (spontaneity, publicity, equality for all) and the norms, demands, and communication patterns characteristic of the Russian academic community (authoritarianism, officialism and strict hierarchy).
Шелякина С. В.. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Творческая деятельность является высшей формой самореализации личности. В данной статье представлена теоретическая модель организации учебно-воспитательного процесса, способствующая успешной самореализации личности младших школьников.
Creative activity is the higher form of self-realisation of the person. In given article the theoretical model of the organisation of the teaching and educational process, promoting successful self-realisation of the person of younger schoolboys is presented
Павлов К. И., Каменская В. Г.. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕВУШЕК 18-23 ЛЕТ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ЮВЕНИЛЬНОСТИ
Ювенильность - это ведущий конституциональный признак, который является эпохальной тенденцией филогенетического развития современного человека и выражается в усилении мозгового черепа и ослаблении лицевого черепа. В литературе нет данных, касающихся изучения психофизиологических характеристик когнитивных функций у студентов, поэтому цель нашего исследования - изучить психофизиологические особенности когнитивных функций студенток 18-23 лет с разной степенью ювенильности. Нами использовались антропометрические методики, функциональная проба Штанге, тест интеллекта Дж. Равена, компьютерная методика исследования состояния произвольного внимания и оперативной памяти «Радуга». Установлено, что низкоювенильные студентки имеют более низкий уровень развития оперативной памяти и произвольного внимания, так как тратят на выполнение заданий по методике «Радуга» больше времени и допускают большее количество ошибок, чем средне- и высокоювенильные студентки. У среднеювенильных испытуемых наблюдается достаточно хороший уровень развития исследуемых когнитивных функций, что выражается в более качественном подходе к выполнению заданий, при котором число ошибок сокращается за счет увеличения времени, затраченного на анализ этих ошибок. Высокоювенильные студентки демонстрируют высокое качество и быстрый темп выполняемой работы, что является признаком хорошего развития изучаемых когнитивных функций.
Juvenile or the phylogenetic distance is an epoch-making tendency of phylogenetic development of the modern person. It is expressed in increasing of a brain cranium and decreasing of face cranium. We have not found the data about psychophysiology characteristics of cognitive functions at students with a different juvenile degree in the literature.
The aim of our investigation is to study the psychophysiology characteristics of cognitive functions at students (female) 18-23 years old with a different juvenile degree. We used anthopometrical methods, Stange's test, G. Ravens intelligence test, «Rainbow» computer method for research of arbitrary advertence and operative memory.
We have shown, that lowjuveniles students had a lower developments level of arbitrary advertence and operative memory, because they spend more time and made more mistakes for performance of rainbows tasks, than middlejuveniles and highjuveniles students.
Middlejuveniles students demonstrated a good developments level of cognitive functions. They made tasks qualitatively. The number of mistakes decreases because time which is spent on the analysis of these mistakes is increased.
Highjuveniles students made work qualitatively and very quickly. It is an attribute of good developments level of investigated cognitive functions.
Кулганов В. А., Митяева Л. В.. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ 13-15 ЛЕТ
В статье рассматриваются особенности психоэмоционального состояния учащихся седьмых и девятых классов. Установлен ряд причин, влияющих на него. Представлены результаты психологических исследований, проведенных на подростках. Анализируется динамика изменения их состояния до и после проведения тренинга.
In clause it is considered features psychoemtional conditions of pupils of the seventh and ninth classes, some reasons which influence come to light. The given researches, lead on teenagers are cited, is analyzed features of change of their condition after carrying out of psychological training and its efficiency.
Котова С. А.. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается проблема модернизации высшего образования в России с позиций здоровьезатратности. Обсуждаются подходы и критерии оценки здоровья студентов в образовательном процессе. На основе экспериментального исследования студентов показано, что образовательные нагрузки отражаются на характеристиках вегетативной регуляции сердечно-сосудистой деятельности.
This article discusses the problem of modernization of higher education in Russia from the standpoint of healthcosts. We discuss the approaches and criteria for assessing the health of students in the learning process. It is showed that the educational impact on the load characteristics of autonomic regulation of cardiovascular activity which is based on the pilot study students.
Меренкова В. С., Николаева Е. И.. ВЛИЯНИЕ АНАМНЕЗА МАТЕРИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
В работе мы попытались описать изменения заболеваемости детей первого и второго года жизни в связи с особенностями анамнеза их матерей. Обследовано 200 испытуемых, из них 50 пар «мать-ребёнок первого года жизни» (средний возраст мам составляет 24,46±5,57 лет) и 50 пар «мать-ребёнок второго года жизни» (средний возраст мам составляет 25,54±4,9 лет). Показано, что уровень здоровья детей до двух лет достоверно изменяется в зависимости от количества факторов перинатальной патологии их матерей. Доминирующей группой факторов перинатальной патологии являются неблагоприятные факторы, действующие в антенатальный и интранатальный периоды. И у мальчиков, и у девочек первого года жизни здоровье связано с перинатальной патологией, тогда как на втором году жизни здоровье мальчиков в меньшей мере зависит от нее, чем у девочек.
The purpose of the article was to analyze the children health changing during the first and second years in connection with health of their mothers. 200 subjects were participants among them 50 dyad of mother-child of the first year (mothers' mean age was 24,46±5,57 yr) and 50 dyads of mother-child of the second year (mean age was 25,54±4,9 yr). It was shown the influence of mother's anamnesis on their children health. The perinatal pathology is a typical factor influencing on the children health. This influence becomes progressively smaller for the boy's health during the second year of their lives.
Дунаевская Э. Б.. ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ УЧИТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ И ОБЫЧНЫХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЛЬНЫХ ШКОЛ ХАКАССИИ)
Работа посвящена анализу психологических особенностей педагогов, работающих в обычных и коррекционных классах общеобразовательных школ и в разной степени готовых к профессиональному развитию. Обследован 301 учитель обычных и коррекционных классов. Показано, что существуют факторы, стимулирующие и препятствующие профессиональному развитию учителей коррекционных и обычных классов. Учителя обычных классов в качестве факторов, препятствующих профессиональному развитию, указывают на внешние факторы, тогда как учителя коррекционных классов видят препятствия во внутренних факторах.
The given work is devoted the analysis of psychological features of the teachers working in usual and correctional classes of comprehensive schools and in different degree ready to professional development. 301 teachers of usual and correctional classes is surveyed. On the basis of a questionnaire of readiness for professional and personal development of teachers (Vjaznikova L.F., Zolotyh L.K., 1989) teachers have been divided into those who is more ready to professional development, and those who is ready to it in a smaller measure. Then groups have been compared to the help of psychological tests. It is shown that there are the factors stimulating and interfering professional development of teachers of correctional and usual classes. Teachers of usual classes as the factors interfering professional development specify in external factors whereas teachers of correctional classes see obstacles in internal factors.
Павлюткина М. С.. РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
В статье рассматриваются психолого-педагогические основы развития индивидуального стиля речи учащихся старших классов. Такое развитие предполагает активизацию языкового чутья учащихся и осознанную творческую деятельность по овладению речевыми нормами, осуществляемую в процессе обучения. Теоретические положения реализуются на примере овладения синтаксическими средствами выразительности.
In the article psychological and pedagogical bases of the development of individual style of speech of pupils of the senior classes are considered. Such development assumes activization of a language feeling of pupils and the realised creative activity on mastering the speech norms, carried out in the course of training. Theoretical positions are realised on the example of mastering the syntactic means of expressiveness.
Чернов Д. Н.. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В СИТУАЦИИ ЭМИГРАЦИИ
В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования социокультурной обусловленности развития русской речи у детей из семей немецких переселенцев из Казахстана, проживающих в Германии. Выделены социокультурные факторы, благоприятно влияющие на становление русской речи без ущерба для развития немецкого языка. Обсуждаются стратегии консультационно-профилактической работы с родителями с целью развития у детей полноценного билингвизма с учетом наличия/отсутствия желания сохранить у детей русскую речь.
In the article results of an experimental research sociocultural conditionality of Russian language development in children from families of German immigrants from Kazakhstan, living in Germany are examined. The sociocultural factors favorably influencing formation of Russian language without damage to German language development are allocated. The strategy of preventive psychological counseling with parents for the purpose of development in children high-grade bilingualism taking into account desire presence/absence to keep at children Russian language are discussed.
Кошелева А. О., Агеев А. Н., Петров В. С.. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОВРЕМЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
В статье отражена актуальность формирования духовно-нравственной сферы личности обучающегося в современном вузе.
Авторы раскрывают методы, формы и средства информационно-просветительской деятельности в вузе по успешному формированию духовно-нравственных ценностей будущих специалистов.
The article deals with the urgency of forming cultural-moral wealth of the personality trained in modern institute of higher education.
The authors describe the methods, forms and means of enlightenment activity in an institute of higher education on successful forming the cultural-moral wealth of the future specialists.
Андропова Е.В., Жирнова А.Н., Медведев В.Е.. ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В статье представлены основные положения концепции формирования структуры содержания фундаментальной подготовки будущего учителя математики и физики. Данная структура, кроме знаний и умений, включает: эмоционально-ценностное отношение к процессу и результатам профессиональной деятельности, личный опыт профессионально ориентированной деятельности, опыт взаимодействия субъектов профессиональной деятельности.
In article are presented main positions to concepts of the formation of structure of the maintenance of fundamental preparation of the future mathematics teacher and physics are presented. The given structure, except knowledge and abilities, includes: the emotionally-valuable relation to process and results of professional work, personal experience of professionally focused activity, experience of interaction of subjects of professional work.
Хохлова Л. А.. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
Статья посвящена психофизиологическим аспектам изучения иностранных языков. Выявляется взаимосвязь между структурными и динамическими параметрами зрительной, кратковременной памяти и успешностью в условиях языкового обучения.
The article is devoted to the psychophysiological aspects of foreign language learning. Structural and dynamic parameters of visual, short-tem memory are determined, their effect in language education being analyzed.
Королева И. В., Николаева Е. И., Петрова В. А., Катчева К. Н.. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Статья посвящена анализу дезадаптации студентов педагогического колледжа. В исследовании принимали участие 80 студентов дневного и вечернего отделения. Они заполняли бланки теста социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и теста инверсии эмоционального отражения. Студенты вечернего отделения педагогического колледжа хуже всего адаптируются к учебному процессу, демонстрируя самые низкие значения уровня адаптации, самопринятия, принятия других, интернальности, уровня эмоционального комфорта. Примерно 10% студентов каждого курса обнаруживают невротические проявления.
The article was devoted to the analysis of pedagogic college students' disadaptation. 80 students of full time and part-time education were participants. All participants filled in the blanks of K. Rogers and R. Diamond test and the emotional inversion test. Students of part-time education had the worst indices of adaptation to the education process. About 10% of students showed the neurotic reactions.
Дымникова М. В.. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ СЛУХОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Автор статьи исследует проблему создания текста для измерения слуховой памяти. В ходе анализа данные проверялись с помощью статистической программы SPSS. Был выявлен предел нормы для запоминания высоты и ритма музыкального фрагмента.
The author of the article describes the problem of creating the test for measurement of acoustical memory. During analysis all the figures were checked with the help of statistical program SPSS. Norm limit for remembering height and rhythm of musical fragment was found.
Саввина О. А., Солосина И. С.. НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЗВОЛЬСКИЙ И ЕГО МЕТОДИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
В статье приводятся новые биографические сведения об известном педагоге-математике Н.А. Извольском, дается характеристика его методических взглядов на преподавание геометрии и алгебры.
In this article the new biographic information about well known teacher оf Mathematics N.A. Izvolski is described; characteristics of his methodology looks on teaching geometry and algebra are given here too.