Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №3 (3) (2010)
УДК 159.938
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕВУШЕК 18-23 ЛЕТ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ЮВЕНИЛЬНОСТИ
Ювенильность - это ведущий конституциональный признак, который является эпохальной тенденцией филогенетического развития современного человека и выражается в усилении мозгового черепа и ослаблении лицевого черепа. В литературе нет данных, касающихся изучения психофизиологических характеристик когнитивных функций у студентов, поэтому цель нашего исследования - изучить психофизиологические особенности когнитивных функций студенток 18-23 лет с разной степенью ювенильности. Нами использовались антропометрические методики, функциональная проба Штанге, тест интеллекта Дж. Равена, компьютерная методика исследования состояния произвольного внимания и оперативной памяти «Радуга». Установлено, что низкоювенильные студентки имеют более низкий уровень развития оперативной памяти и произвольного внимания, так как тратят на выполнение заданий по методике «Радуга» больше времени и допускают большее количество ошибок, чем средне- и высокоювенильные студентки. У среднеювенильных испытуемых наблюдается достаточно хороший уровень развития исследуемых когнитивных функций, что выражается в более качественном подходе к выполнению заданий, при котором число ошибок сокращается за счет увеличения времени, затраченного на анализ этих ошибок. Высокоювенильные студентки демонстрируют высокое качество и быстрый темп выполняемой работы, что является признаком хорошего развития изучаемых когнитивных функций.
Ключевые слова
когнитивные функции; произвольное внимание; оперативная память; ювенильность
Juvenile or the phylogenetic distance is an epoch-making tendency of phylogenetic development of the modern person. It is expressed in increasing of a brain cranium and decreasing of face cranium. We have not found the data about psychophysiology characteristics of cognitive functions at students with a different juvenile degree in the literature. The aim of our investigation is to study the psychophysiology characteristics of cognitive functions at students (female) 18-23 years old with a different juvenile degree. We used anthopometrical methods, Stange's test, G. Ravens intelligence test, «Rainbow» computer method for research of arbitrary advertence and operative memory. We have shown, that lowjuveniles students had a lower developments level of arbitrary advertence and operative memory, because they spend more time and made more mistakes for performance of rainbows tasks, than middlejuveniles and highjuveniles students. Middlejuveniles students demonstrated a good developments level of cognitive functions. They made tasks qualitatively. The number of mistakes decreases because time which is spent on the analysis of these mistakes is increased. Highjuveniles students made work qualitatively and very quickly. It is an attribute of good developments level of investigated cognitive functions.
Key words:
cognitive functions; arbitrary advertence; operative memory; juvenile
Список литературы
-
Каменская В.Г., Морозова А.В. (2009) Оценка психофизиологических свойств когнитивной деятельности юношей и девушек, осваивающих программы высшей школы // Психология образования в поликультурном пространстве. Т. 1. № 1. С.4-19.
-
Каменская В.Г., Рудкевич Л.А., (1999) Четырехкоординантная модель конституции индивида // Современное гуманитарное знание как синтез наук. СПб. С. 67-73.
-
Козырева Ю.К. (2006) Психофизиологические особенности адаптации к школе детей с различной степенью ювенильности: Дис. … канд. псих. наук. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. С. 154-167.
-
Кравченко Е.В., Жебракова И.В., Тумар Е.М. (2007) Влияние гипоксического воздействия на работоспособность животных в плавательном тесте // Сб. мат. респ. науч. конф. «Молекулярная медицина и биохимическая фармакология». Гродно. С. 294-296.
-
Рогинский Я.Я., Левин М.Г. (1995) Основы антропологии. М.
-
Рудкевич Л.А. (2000) Связь интеллектуальных характеристик дошкольников с конституциональным параметром «ювенильность» // Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности. СПб. С. 23-25.
-
Рудкевич Л.А., Каменская В.Г. (2000) Отражение процесса увеличения емкости черепа по показателю наибольшего обхвата головы // Ананьевские чтения. СПб.: СПГУ. С. 279-281.
-
Haroutunian V., Zhou Y., Elder G.et al. (1996) Age-dependent spatial memory deficits in transgenic mice expressing the human mid-sized neurofilament gene // Brain Res. Mol. Brain Res. V. 42. P. 62-70.
-
Whytaker Azimitia P.M., Wingate M. et al. (1997) Transgenic mice overexpressing the neurotrophic factor S-100 (show neuronal cytoskeletal and behavioral signs of altered aging processes: implications for Alzheimers disease and Downs syndrome // Brain Res. V. 776. P. 51-60.