Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №3 (3) (2010)
УДК 159.938
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается проблема модернизации высшего образования в России с позиций здоровьезатратности. Обсуждаются подходы и критерии оценки здоровья студентов в образовательном процессе. На основе экспериментального исследования студентов показано, что образовательные нагрузки отражаются на характеристиках вегетативной регуляции сердечно-сосудистой деятельности.
Ключевые слова
оценка качества образования; вариабельность кардиоритма; «образовательный» стрес
This article discusses the problem of modernization of higher education in Russia from the standpoint of healthcosts. We discuss the approaches and criteria for assessing the health of students in the learning process. It is showed that the educational impact on the load characteristics of autonomic regulation of cardiovascular activity which is based on the pilot study students.
Key words:
assessment of education quality; variability of heart rate; «education» stress
Список литературы
-
Александров Ю.И. (2003) Введение в системную психофизиологию // Психология XXI века. М.: Пер Се.
-
Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. (1984) Математический анализ изменения сердечного ритма при стрессе. М.: Наука. 222 с.
-
Бойко З.В. (2009) Использование системного подхода в исследовании уверенности личности // Психология человека в современном мире. Т. 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека: Мат-лы Всерос. конф. 15-16 октября 2009 г. М. С. 31-37.
-
Валуйская Т.Л. (2008) Индивидуальная саморегуляция активности у студенток с разным уровнем перфекционизма // Личность и бытие: субъектный подход: Мат-лы науч. конф. 15-16 октября 2008 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». С. 449-452.
-
Вебер В.Р., Рубанова М.П., Жмайлова С.В., Лютина Е.А. (2004) Иерархия систем управления сердечным ритмом // Тез. докладов. Междисциплинарные проблемы систематологии. Великий Новгород. С. 61-62.
-
Герасимова А.С. (2009) Отношение студентов вуза к нравственным нормам учебной деятельности // Психология человека в современном мире. Т. 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе: Мат-лы Всерос. конф. 15-16 октября 2009 г. М. С. 121-128.
-
Коростылева Л.А. (2001) Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та. С. 3-23.
-
Малинаускас Р.К. (2005) Мотивация студентов разных периодов обучения // Социологические исследования. № 2. С. 134-138.
-
Математические методы анализа сердечного ритма (1968) / Под ред. В.В. Парина и Р.М. Баевского. М.: Наука.
-
Николаева Е.И. (2009) Специфика современного обучения студентов-психологов // Психология образования в поликультурном пространстве. Т. 1. № 1. С. 32-35.
-
Ященко Е.Ф. (2007) Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов // Вопросы психологии. № 1. С. 80-90.
-
Heart rate variability. (1996) Standards of Measurement, Physiological interpretation and clinical use // Circulation. V. 93. P. 1043-1065.