Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №3 (3) (2010)
УДК 159.9+378
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ УЧИТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ И ОБЫЧНЫХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЛЬНЫХ ШКОЛ ХАКАССИИ)
Работа посвящена анализу психологических особенностей педагогов, работающих в обычных и коррекционных классах общеобразовательных школ и в разной степени готовых к профессиональному развитию. Обследован 301 учитель обычных и коррекционных классов. Показано, что существуют факторы, стимулирующие и препятствующие профессиональному развитию учителей коррекционных и обычных классов. Учителя обычных классов в качестве факторов, препятствующих профессиональному развитию, указывают на внешние факторы, тогда как учителя коррекционных классов видят препятствия во внутренних факторах.
Ключевые слова
педагог; высшее профессиональное образование; готовность к профессиональному развитию; обычные классы; общеобразовательная школа; коррекционные классы
The given work is devoted the analysis of psychological features of the teachers working in usual and correctional classes of comprehensive schools and in different degree ready to professional development. 301 teachers of usual and correctional classes is surveyed. On the basis of a questionnaire of readiness for professional and personal development of teachers (Vjaznikova L.F., Zolotyh L.K., 1989) teachers have been divided into those who is more ready to professional development, and those who is ready to it in a smaller measure. Then groups have been compared to the help of psychological tests. It is shown that there are the factors stimulating and interfering professional development of teachers of correctional and usual classes. Teachers of usual classes as the factors interfering professional development specify in external factors whereas teachers of correctional classes see obstacles in internal factors.
Key words:
The teacher; the higher vocational training; readiness for professional development; usual classes; a comprehensive school; correctional classes
Список литературы
-
Психологические тесты (1999) / Под ред. А.А. Карелина: в 2-х т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. Т. 1. С. 25-29.
-
Вязникова Л.Ф., Золотых Л.К. (1989) Психологическая диагностика в педагогическом управлении / Под ред. Ю.В. Васильева // Теория и практика педагогического управления в школе. М.: Просвещение. С. 123-129.
-
Николаева Е.И. (2010) Специфика современного обучения студентов-психологов // Психология образования в поликультурном пространстве. Т. 1. № 1. С. 32-35.
-
Рогов Е.И. (1998) Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 496 с.
-
Шамов Т.М. (ред.) (1992) Менеджмент в управлении школой. М.: NB-Магистр. 232 с.