Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №3 (3) (2010)
УДК 372.8
РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
В статье рассматриваются психолого-педагогические основы развития индивидуального стиля речи учащихся старших классов. Такое развитие предполагает активизацию языкового чутья учащихся и осознанную творческую деятельность по овладению речевыми нормами, осуществляемую в процессе обучения. Теоретические положения реализуются на примере овладения синтаксическими средствами выразительности.
Ключевые слова
индивидуальный стиль речи; чувство языка; нормативная творческая деятельность; инвариантная и вариативная части высказывания
In the article psychological and pedagogical bases of the development of individual style of speech of pupils of the senior classes are considered. Such development assumes activization of a language feeling of pupils and the realised creative activity on mastering the speech norms, carried out in the course of training. Theoretical positions are realised on the example of mastering the syntactic means of expressiveness.
Key words:
individual style of speech; feeling of language; normative and creative activity; invariant and variativ parts the statement
Список литературы
-
Айдарова Л.И., Протопопов В.Н. (1973) Психологический анализ речевой деятельности и ее продукты // Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М.
-
Ахутина Т.В. (1989) Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.
-
Бирюкова Т.Г. (2000) Речевое развитие старшеклассников. Елец: ЕГПИ.
-
Богин Г.И. (1975) Уровни и компоненты речевой способности. Калинин.
-
Божович Е.Д. (1997) Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. № 1.
-
Вергунов Е.Г. (2010) Связь сенсомоторной интеграции с успеваемостью у школьников 4-х и 6-х классов. Психология образования в поликультурном пространстве. Т. 1. № 1. С. 66-72.
-
Выготский Л.С. (1956) Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР.
-
Выготский Л.С. (1999) Педагогическая психология. М.
-
Жинкин Н.И. (1998) Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт.
-
Зимняя И.А. (1985) Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука. С. 85-99.
-
Калошина И.А. (1983) Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.
-
Климов Е.А. (1969) Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань.
-
Кожина М.Н. (1993) Стилистика русского языка: учебник для вузов. М.: Просвещение.
-
Лурия А.Р. (1975) Основные проблемы нейролингвистики. М.
-
Маркова А.К. (1974) Психология усвоения языка как средства общения. М: Педагогика.