Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Том №3 (3) (2010)
УДК 159.922.26
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В СИТУАЦИИ ЭМИГРАЦИИ
В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования социокультурной обусловленности развития русской речи у детей из семей немецких переселенцев из Казахстана, проживающих в Германии. Выделены социокультурные факторы, благоприятно влияющие на становление русской речи без ущерба для развития немецкого языка. Обсуждаются стратегии консультационно-профилактической работы с родителями с целью развития у детей полноценного билингвизма с учетом наличия/отсутствия желания сохранить у детей русскую речь.
Ключевые слова
речь; ситуация эмиграции; социокультурная обусловленность речевого развития ребенка; стиль детско-родительских отношений; язык
In the article results of an experimental research sociocultural conditionality of Russian language development in children from families of German immigrants from Kazakhstan, living in Germany are examined. The sociocultural factors favorably influencing formation of Russian language without damage to German language development are allocated. The strategy of preventive psychological counseling with parents for the purpose of development in children high-grade bilingualism taking into account desire presence/absence to keep at children Russian language are discussed.
Key words:
speech; situation of emigration; sociocultural conditionality of child's language development; style of child-parent relationships; language
Список литературы
-
Выготский Л.С. (1982) Мышление и речь // Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика.
-
Михайлова Н.Б. (1990) Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей // Психол. журн. Т. 11. № 6. С. 105-112.
-
Михайлова Н.Б. (2000) Психологическое исследование ситуации эмиграции // Психол. журн. Т. 21. № 1. С. 26-37.
-
Пиаже Ж. (1994) Избранные психологические труды. М.: Межд. педаг. акад.
-
Протасова Е.Ю. (1998) Дети и языки. М.: Центр инновационной педагогики.
-
Равен Дж. (2006) Цветные Прогрессивные матрицы Равена. Параллельная форма. М.: Когито-Центр.
-
Чернов Д.Н. (2009) Влияние стиля детско-родительских отношений на обучение младших школьников // Культурно-историческая психология. № 1. C. 74-84.
-
Чиршева Г.Н. (2000) Введение в онтобилингвологию. Череповец: Изд-во ЧГУ.
-
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. (1999) Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер.
-
Япарова О.Г. (2010) Условия психологической безопасности ребенка в приемной семье // Психология образования в поликультурном пространстве. Т. 1, 31. С. 72-81.