Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Карпачева И.А., Меренкова В.С.. СПЕЦИФИКА И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК КОМПОНЕНТА ИНТЕЛЛЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Исследовательская деятельность школьников традиционно рассматривается в качестве неотъемлемого компонента образовательного процесса. Статья посвящена описанию специфики исследования индивидуально-типологических особенностей старшеклассников с целью их учета в ходе интеллектного управления в математическом моделировании исследовательской деятельности обучающихся. Представлен диагностический комплекс, который планируется использовать для достижения поставленной цели. Обозначенный комплекс методик обеспечит диагностику параметров качества и успешности проектно-исследовательской деятельности субъекта: мотивация достижения цели и мотивация самореализации, ценностные ориентации и значимость исследовательской деятельности, когнитивная составляющая креативности, владение логическими операциями, стили мышления, умения, навыки и опыт проектно-исследовательской деятельности, готовность к научной коммуникации и диалогу. В статье дается полное описание вошедших в комплекс диагностических методик: тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громова), методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера; ориентационная анкета Басса). Данный диагностический комплекс позволит обеспечить интеллектное управление в математическом моделировании исследовательской деятельности обучающихся в контексте развертывания их индивидуальных образовательных траекторий. Представленное методическое обеспечение позволяет обеспечить согласованность полученных результатов на вводном и заключительном этапах исследования.
The research activity of schoolchildren is traditionally viewed as an integral component of the educational process. The article is devoted to the description of the specifics of the study of individual typological features of high school students in order to take them into account in the course of intellectual management in the mathematical modeling of students ' research activities. A diagnostic complex is presented, which is planned to be used to achieve this goal. The indicated set of methods will provide diagnostics of the parameters of the quality and success of the subject's design and research activities: motivation to achieve the goal and motivation for self-realization, value orientations and the significance of research activities, the cognitive component of creativity, knowledge of logical operations, thinking styles, skills, skills and experience of design and research activities, readiness for scientific communication and dialogue. The article gives a complete description of the diagnostic methods included in the complex: the Amthauer Intelligence Structure Test, a modification of the A. Mehrabian questionnaire test for measuring achievement motivation( TMD), diagnostics of the level of self-development and professional and pedagogical activity (L. N. Berezhnova), the “Value orientations” method (M. Rokich), the “Individual thinking styles” test (A. Alekseeva, L. Gromova), the method of diagnosing the orientation of the personality of B. Bass (the Smekal-Kucher Questionnaire; the Bass orientation questionnaire). This diagnostic complex will provide intelligent control in the mathematical modeling of students' research activities in the context of the deployment of their individual educational trajectories. The presented methodological support allows ensuring the consistency of the results obtained at the introductory and final stages of the study.

Фаренникова Е.С., Михайлова О.Б.. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ

В статье представлен теоретический и эмпрический анализ особенностей дистанционного обучения в университетах и его влияние на характеристики тревожности, психоэмоциональных состояний и стрессоустойчивости современных студентов. На основании анализа исследований, связанных с трансформацией формата обучения в период пандемии, авторами выявлены основные маркеры, способствующие проявлениям тревожности и снижению стрессоустойчивости. Цель исследования заключалась в определении специфики тревожности и стрессоустойчивости российских и китайских студентов в период обучения в дистанционном формате. Авторами статьи было организовано кросс-культурное эмпирическое исследование, в котором приняли участие российские и китайские студенты. Всего выборку составили 80 студентов: 40 российских (20 юношей и 20 девушек) и 40 китайских (20 юношей и 20 девушек) в возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся на 2-3 курсах бакалавриата. В исследовании использовались следующие методики: 1) Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; 2) Опросник «Самочувствие, активность, настроение» В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарая и М.П. Мирошникова; 3) Краткая шкала стрессоустойчивости (КШСУ) Е.В. Распопина. В результате проведенного исследования были выявлены специфические особенности проявления тревожности и стрессоустойчивости у российских и китайских студентов. Установлены значимые различия по показателям тревожности, стрессоустойчивости и составляющим психоэмоционального состояния, также определены значимые взаимосвязи между показателями самочувствия, активности, настроения, тревожности и стрессоустойчивости у студентов. На основе полученных данных в содержании статьи представлены выводы и рекомендации по оптимизации учебного процесса в университете с целью снижения тревожности и повышения стрессоустойчивости студентов в формате дистанционного обучения.
The article presents a theoretical and empirical analysis of the features of online studying at universities and its impact on the characteristics of anxiety, psycho-emotional states and stress resistance of modern students. Based on the analysis of studies related to the transformation of the training format during the pandemic, the authors identified the main markers that contribute to the manifestations of anxiety and a decrease in stress resistance. The aim of the study was to determine the specifics of anxiety and stress resistance of Russian and Chinese students during the period of online studying. A cross-cultural empirical study was organized by the authors of the article, in which Russian and Chinese students took part. In total, the sample consisted of 80 students: 40 Russian students (20 boys and 20 girls) and 40 Chinese students (20 boys and 20 girls) enrolled in 2-3 undergraduate courses at the age of 18 to 25 years. The study used the following methods: 1) Ch.D. Spielberger’s Anxiety scale, adapted by Yu.L. Khanina; 2) V.А. Doskin, N.A. Lavrentieva, V.B. Sharai and M.P. Miroshnikov’s Questionnaire “Feelings, activity, mood”; 3) E.V. Raspopin’s Brief Stress Resilience Scale (KShSU). As a result of the study, specific features of the manifestation of anxiety and stress resistance in Russian and Chinese students were revealed. Significant differences in the indicators of anxiety, stress resistance and components of the psychoemotional state were established, as well as significant relationships between the indicators of well-being, activity, mood, anxiety and stress resistance in students were determined. On the basis of the data obtained, the content of the article presents conclusions and recommendations for optimizing the educational process at the university in order to reduce anxiety and increase students' resistance to stress in the format of online studying.

Умбрашко К.Б., Буланкина Н.Е.. ГУМАНИТАРНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Проблемное поле заявленной в заголовке педагогической и частнодидактичекой тематики во многом обусловлено фоном в современном российском образовании, т.е. общественно-политической обстановкой в регионе, стране, и мире в целом, который оказывает на него опосредованное воздействие. Рассматриваемые аспекты с точки зрения современных научных исследований в философской и психолого-педагогической интерпретации, а также в практическом осмыслении признаются приоритетными. Данный опус в рамках лонгитюдного исследования является продолжением авторских публикаций по обозначенной тематике, целевая установка которых - отражение особенностей регионального подхода в плане актуализации интеллектуальной составляющей гуманитарной самоорганизации личности как ценности. Методология и материалы. Исследовательский контекст в контексте гуманистической парадигмы образования коррелирует с концептуальными положениями авторской теории и практики культурного самоопределения непосредственных участников педагогических преобразований и трансформаций как цель, процесс и результат гуманитарной самоорганизации личности. Поисковой эмпирической базой для реализации комплексной ценностной модели служат педагогические практики в системе непрерывного образования учителя-гуманитария. Проблемное поле и задачи искомых интегрированных практик фокусируются на становлении личностной концептосферы индивидуального языка педагога как важной структурной компоненты гуманитарной самоорганизации личности в процессе критического осмысления исторических текстов. Результаты. Проектное видение и осмысление оптимальных условий непрерывного образования учителя-гуманитария представлены в пространстве инновационных педагогических практик тьюторской поддержки и сопровождения. Системная корректировка коммуникативного формата дополнительных профессиональных программ нового поколения, в основании которых лежат обновленное содержание и технология диалогового проектирования, позволяет обеспечить персонифицированное обучение. Гуманитарная самоорганизация личности как комплексное интеллектуальное ядро отражает процесс освоения структурных элементов ценностно-смысловой сферы, концептосферы современного гуманитарного знания. Заключениe. Авторы подчеркивают значимость создания творческой модели языкового существования личности в образовании, находящей отражение в ее культурных текстах, а также признают искомую модель в качестве одной из возможных в аспекте культивирования разумного начала в образовании, отмечая ее актуальность в плане реализации адаптивного образовательного процесса в региональных условиях.
Problem statement of this study links with the relevance of the authors’ longitudinal research intended to meet the pedagogues’ interests, possibilities, and their motives for recurrent education based on personalized training strategy and tactics in the frameworks of current university education and additional professional programmes of the In-Service Institute. The purpose of this paper is to stand back from the surface details of formal and informal education of teachers and to provide some of the prospects on creating axiological priorities of professional education spaces in line with innovative approaches to teaching and learning the ways of interpretation of database on the «difficult» issues of National History and Culture. Methodology and materials of the research reflect on the main concepts of acculturation of the educational environment, harmonious interaction of both educators and learners, historical memo, national and language consciousness which constitute the basis for the comprehensive value dominant model, and are focused on transforming the socio-cultural atmosphere of a particular region and the country where the dominant values of national and cultural identity have sharply worsened during the past twenty years. Results and their discussion based on scientific exposition that concern the axiology of the problem statements distinguished via three main groups of scholarship, methodology and pedagogy of civil education and national public school education in the frameworks of the problem issues of what to teach (Knowledge Content) and the issue of how to establish for training and learning of students innovation educational practices (Technological Aspects) for efficacy (Personality ConceptSphere of Dominant Values). In conclusion, there come some of the authors’ findings on personalized training and learning that compose the axiological model of «management techniques» on the solution of «difficult» questions of Russian history integrated into the concept sphere of the learner via the Thesaurus and Knowledge Content efficacy of additional professional programmes.

Быкова С.В.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной публикации представлена система педагогических условий, сложившаяся на основе анализа теоретических научно-педагогических источников (М.К. Апетян, Н.М. Борытко, Д.В. Григорьев, Н.В. Ипполитова, А.Г. Лигостаев, Ю.А. Рыжикова, Н.С. Стерхова, А. Фернхем, П. Хейвен и др.) и авторского опыта работы, которая способствует повышению эффективности заявленного исследуемого процесса. Составляющие данной системы: учет возрастных и психологических особенностей обучающихся начальной школы; сочетание различных видов деятельности педагога, актуализирующее внеурочную деятельность школьников; использование комплекса форм, методов и приемов, направленных на формирование социального опыта младших школьников и положительно влияющих на развитие их представлений и знаний об окружающем мире, а также умений и навыков, необходимых для его освоения и активной коммуникации (в том числе и на языке). Все это помогает формированию социального опыта школьников во внеурочной деятельности. В статье характеризуются актуальные подходы к разработке системы педагогических условий и решению научных психолого-педагогических проблем. Описана содержательно апробированная автором Программа внеурочной деятельности «Полиглот» (лингвистической направленности), ориентированная в первую очередь на формирование социального опыта младших школьников (2-4 классы) во внеурочной деятельности. Проанализированы позиции по предпочтениям обучающихся при освоении Программы, и определены результаты, достигнутые в ходе ее реализации: благодаря внеурочной деятельности созданы необходимые и достаточные условия для формирования социального опыта; повышены уровень мотивации к изучению английского языка и уровень сформированности лингвистической компетенции обучающихся. Проранжированы значимые результаты исследования.
This work presents and analyzes the pedagogical conditions that have developed on the basis of the studied theoretical, scientific and pedagogical sources (M. K. Apetyan, N. M. Borytko, D. V. Grigoriev, N. V. Ippolitova, A. G. Ligostaev, Yu. A. Ryzhikova, N. S. Sterkhova, A. Fernham, P. Haven, etc.) of the analyzed author's work experience and contributes to the effectiveness and efficiency of the claimed research process. The pedagogical conditions that we have formulated are: taking into account the age and psychological characteristics of primary school students; the combination of various types of teacher's activities, which actualizes the extracurricular activities of schoolchildren; the use of a complex of forms, methods and techniques aimed at forming the social experience of younger schoolchildren and, of course, positively influencing the development of students ' ideas and knowledge about the world around them, necessary for its development and active communication (including in language) of the skills of pupils. This, in turn, helps to form their social experience in extracurricular activities. Thus, the current approaches to the development of pedagogical conditions and the solution of scientific psychological and pedagogical problems are characterized. The author describes the program of extracurricular activities “Polyglot” (linguistic orientation), which is substantively tested by the author. The program is focused primarily on the formation of the social experience of younger students (grades 2-4) in extracurricular activities. The positions on the preferences of students when mastering the Program have been analyzed and the results achieved during the implementation of the Program have been determined: the necessary and sufficient conditions have been created for the formation of social experience; the level of motivation for learning English and the level of formation of the linguistic competence of students were increased, thanks to extracurricular activities. Significant research results are ranked.

Артемова Ю.В., Дякина А.А.. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ И КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена одному из приоритетных направлений общественного развития - медиаобразованию студенческой молодежи. Современный социум находится в фазе интенсивного цифрового развития, испытывая усиленное влияние медиатехнологий, внедряемых в различные сферы образовательной жизнедеятельности. Эффективность функционирования личности в информационную эпоху будет во многом зависеть от ее готовности к непрерывному саморазвитию и профессиональному совершенствованию в условиях быстро изменяющейся медиареальности. Активные процессы конвергенции и цифровизации ориентируют систему высшего профессионального образования на поиск новых форм обучения и развития, в основе которых лежат новейшие достижения в области информационно-коммуникационных технологий. Описанная авторами модель медиаобразовательного развития студентов соответствует данным процессам и учитывает специфику медиапространства в регионе. При этом медиаобразование рассматривается как один из факторов профессионального соответствия будущих специалистов инновационной экономике региона. Представленная авторская модель медиаобразовательного развития обучающихся включает следующие компоненты: информационно-коммуникационная среда университета, медиатехнологии, встроенные в дисциплины учебного плана, и программа повышения квалификации, учитывающая направления подготовки. Уточняется, что будущие журналисты готовятся к роли медиапедагога и ведению медиаобразовательной деятельности на базе тех региональных СМИ, в которых им предстоит работать. Студенты других направлений подготовки в ходе освоения медиаобразовательного курса приобретают умения и навыки в области медиа, что стимулирует в них как будущих профессионалах устойчивую потребность к самосовершенствованию и саморазвитию, креативность и критичность мышления в условиях цифровой среды. Предполагается, что выпускники, освоившие все компоненты медиаобразовательной модели, не только повышают профессиональные компетенции, определенные соответствующим стандартом, но и получают дополнительные навыки, выраженные в способности к систематической работе по совершенствованию собственной и окружающей медиакультуры. Такого рода направленность образовательных усилий повышает их конкурентоспособность на региональном рынке труда.
The article deals with one of the priority directions of social development - media education of students. Modern society is in a phase of intensive digital development, experiencing the enhanced influence of media technologies being introduced into various spheres of educational life. The effectiveness of a person's functioning in the information age will largely depend on their readiness for continuous self-development and professional improvement in the context of a rapidly changing media reality. The active processes of convergence and digitalization direct the system of higher vocational education towards the search for new forms of training and development, which are based on the latest achievements in the field of information and communication technologies. The model of media educational development of students described by the authors corresponds to these processes and takes into account the specifics of the media space in the region. At the same time, media education is considered as one of the factors of professional compliance of future specialists with the innovative economy of the region. The author's model of media educational development of students includes the following components: information and communication environment of the university, media technologies built into the subjects of the curriculum and an advanced training program that takes into account the directions of training. It is clarified that future journalists are being prepared for the role of a media educator and conducting media educational activities on the basis of those regional media which they will work for. Students of other directions of training in the course of mastering a media education course acquire skills in the field of media, what stimulates in them, as future professionals, a steady need for self-improvement and self-development, creativity and critical thinking in the digital environment. It is assumed that graduates who have mastered all the components of the media education model not only improve their professional competencies defined by the relevant standard, but also acquire additional skills, expressed in the ability to systematically work to improve their own and surrounding media culture. This kind of focus of educational efforts increases their competitiveness in the regional labor market.

Яковлева И.В., Подольская О.А., Емельянова И.Д.. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ (ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНКУЛЬТУРАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Авторами статьи предпринята попытка рассмотреть сетевое взаимодействие общественных институтов (образования и культуры) в качестве ресурса для реализации процессов социализации и инкультурации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Значительный количественный рост в последние десятилетия лиц с нарушениями психофизического развития в России и за рубежом обусловливает приоритет деятельности общественных институтов. В проблемном поле специальной педагогики отводится место взаимодействию образования и культуры. В статье дается анализ теоретических и прикладных исследований деятельности общественных институтов, предлагается систематизация имеющихся практик сетевого партнерства. Показано, что сетевое взаимодействие имеет значительный потенциал в области социокультурного развития. Наиболее успешно позволяет решить эту задачу открытость к сотрудничеству между организациями образования и культуры. Налаженные средствами сети взаимоотношения субъектов деятельности позволяют не только обмениваться ресурсами друг друга или компенсировать собственный дефицит за счет ресурсов партнера, но и объединять имеющийся потенциал. Авторами теоретически обоснованы и описаны основные положения сетевого взаимодействия социальных партнеров: организаций образования и культуры, имеющих целью обеспечение социализации и инкультурации лиц с ОВЗ, т.е. реализации социокультурной функции воспитания. На основе проанализированных источников сделан вывод о том, что социализация, т.е. адаптация к социальному порядку жизни, происходит быстрее, чем инкультурация - приспособление к ценностям, традициям и обычаям общества. С опорой на эти положения разработана и описана модель сетевого сотрудничества учреждений образования и культуры - структурно-содержательная модель по обеспечению социализации и инкультурации лиц с ОВЗ, которая предполагает участие в процессе ее реализации необходимых для специфики взаимодействия специалистов систем образования и культуры. Предложенная модель позволяет расширить партнерские связи средствами других социальных сфер. Результаты исследования (на примере инклюзивного «Театра для всех») могут стать отправной точкой для педагогических коллективов к осмыслению возможностей для проектирования собственных моделей с использованием ресурсов сетевого взаимодействия.
He authors of the article attempted to consider the network interaction of public institutions (education and culture) as a resource for the implementation of the processes of socialization and inculturation of persons with disabilities (OBS). A significant quantitative growth in the past decades of persons with impairment of psychophysical development in Russia and abroad determines the priority of the activities of public institutions. In the problem field of special pedagogy, the place of interaction of education and culture is given. The article provides an analysis of theoretical and applied research activities of public institutions, proposes to systematize the existing network partnership practices. It is shown that network interaction has a significant potential in the field of socio-cultural development. The cooperation between organizations of education and culture allows us to solve this task the most successfully. Established by means of the network relationships make it possible not only to exchange each other's resources or compensate for their own deficit at the expense of partner resources, but also to combine the available potential. The authors substantiate and describe theoretically the main provisions of the network interaction of social partners: educational and cultural organizations aimed at ensuring the socialization and inculturation of persons with disabilities, i.e. the implementation of the socio-cultural function of education. Based on the analyzed sources, it is concluded that socialization, i.e. adaptation to the social order of life, occurs faster than inculturation - adaptation to the values, traditions and customs of society. Based on these provisions, a model of network cooperation of educational and cultural institutions has been developed and described - a structural and content model for ensuring the socialization and inculturation of persons with disabilities, which involves the participation in the process of its implementation of specialists of educational and cultural systems necessary for the specifics of interaction. The proposed model makes it possible to expand partnership relations by means of other social spheres. The results of the study (on the example of an inclusive "Theater for all") can be a starting point for pedagogical teams to understand their ability to design their own models using network interaction resources.

Мальцева В.А., Замазий О.С.. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ МЕТОДОМ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА РОССИИ И ГЕРМАНИИ XVII-XVIII ВВ.)

В статье рассматривается один из аспектов формирования у студентов-дизайнеров проектного мышления. Это профессионально значимое качество личности является основой компетентностной модели будущего дизайнера костюма. Используя метод сравнительного анализа при изучении базовых, историко-культурных дисциплин, студенты-дизайнеры, согласно результатам исследования, успешно усваивают исторические и этнические особенности элементов кроя, принципы формообразования и декорирования костюма. В статье представлен опыт проведения сравнительного анализа в рамках изучения дисциплины «История костюма» на примере традиционных костюмов Германии и России XVII-XVIII вв. Поэтапная работа, организованная в рамках выполнения лабораторного практикума и курсового проектирования, включала в себя изучение традиционных костюмов Германии и России в исторической ретроспективе, анализ характеристик костюмов и особенностей их проектирования, выполнение масштабной куклы-макета по выбранному историческому периоду и источнику творчества и разработку на основе проведенного сравнительного анализа фор-эскизов авторской современной коллекции моделей одежды. Основной акцент был сделан на анализе традиционных костюмов выбранной историко-культурной эпохи. Это позволило решить следующие задачи исследования: изучить основные законы формообразования традиционного костюма в Германии и России XVII-XVIII вв., сравнить особенности кроя, декорирования костюма, аутентичных материалов и цветовых сочетаний, определить способы его ношения. Историческое многообразие костюмов вышеназванных стран позволило студентам методом сравнительного анализа не только выявить и систематизировать как общие черты, так и различия в использовании конструктивных элементов, аксессуаров, материалов и цветовой гаммы, но и получить положительную мотивацию к изучению истории и культуры народов мира, реализовать творческие способности в области дизайн-проектирования, развить профессиональные умения и навыки.
The article examines one of the aspects of the formation of design thinking in designer-students. This professionally significant personality trait is the basis for the competence model of the future costume designer. Using the method of comparative analysis in the study of basic, historical and cultural subjects, designer-students, according to the results of the study, successfully master the historical and ethnic features of cut elements, the principles of shaping and decorating a costume. The article presents the experience of conducting a comparative analysis within the study of “History of the costume” on the example of the traditional costumes of Germany and Russia of the 17th - 18th centuries. The step-by-step work, organized as a part of the laboratory workshop and course design, included the study of traditional costumes in Germany and Russia in a historical retrospective, an analysis of the characteristics of costumes and their design features, the implementation of a large-scale mock-up doll for the selected historical period and the source of creativity and development based on a comparative analysis of fore-sketches of the author's modern collection of clothing models. The main emphasis was placed on the analysis of traditional costumes of the selected historical period in order to study the main forms of the costume, we compare the design features and decorative solutions, the materials used and color combinations in the costume and the ways of wearing it. The historical diversity of the costumes of the aforementioned countries allowed students, using the method of comparative analysis, not only to identify and systematize both common features and differences in the use of structural elements, accessories, materials and colors, but also to get positive motivation to study the history and culture of the peoples of the world, to realize their creative abilities in the field of design, to develop professional skills and abilities.

Архангельская Н.Н., Крикунов А.Е.. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Постгуманизм является одним из значимых направлений современной философии. В статье охарактеризованы основные положения современного философского постгуманизма: множественность человеческого опыта, отказ от антропоцентризма и иерархического представления о природе, преодоление дихотомического мышления. Указана его связь с движениями феминизма и постколониализма. Основываясь на современных философских и педагогических исследованиях, авторы дают общий очерк постгуманистической теории образования. Можно говорить о постгуманистическом характере современного понимания университетского образования, сформированном открытостью университетов, их международным соперничеством в условиях постиндустриальной экономики и активным привлечением иностранных учащихся. Этот характер выражается в переходе от формирования личности к формированию заданных навыков, выраженных в компетенциях. Также рассмотрен рост значения экологической проблематики на всех уровнях образования, взаимодействие образования с новыми технологиями, конституирование новой этики и новой эстетики. Отмечается, что в современных условиях педагогика и философия образования не могут уклониться от обсуждения вопросов, поставленных постгуманистическим движением. Характерной чертой постгуманистического представления о необходимой трансформации образования авторы считают сосредоточенность на проблеме модернизации его содержания. Примером может служить насыщение учебных программ вопросами экологии. Авторы трактуют эту ситуацию как сохранение традиционной структуры образования, которая адаптируется под решение новых, в том числе идеологических, задач. Уязвимость такого подхода состоит в невозможности для постгуманизма легитимировать его ссылкой на эссенциалистское представление о человеке.
Posthumanism is considered as one of the significant areas of modern philosophy. The article describes the main provisions of modern philosophical posthumanism: the multiplicity of human experience, the rejection of anthropocentrism and hierarchical representation of nature; overcoming dichotomous thinking. Its connection with the movements of feminism and postcolonialism is indicated. Based on contemporary philosophical and pedagogical research, the authors provide a general outline of the post-humanist theory of education. We can talk about the posthumanist nature of the modern understanding of university education, formed by the openness of universities, their international rivalry in the postindustrial economy and the active involvement of foreign students. This nature is expressed in the transition from personality formation to the formation of assigned skills, expressed in competencies. The growth of the importance of environmental issues at all levels of education, the interaction of education with new technologies, the constitution of new ethics and new aesthetics are also considered. It is noted that in modern conditions pedagogy and philosophy of education cannot avoid discussing the issues posed by the posthumanist movement. The authors believe that a characteristic feature of the posthumanist concept of the necessary transformation of education is its focus on the problem of modernizing its content. An example is the saturation of educational programs with environmental issues. The authors interpret this situation as the preservation of the traditional structure of education, which adapts to the solution of new, including ideological, tasks. The vulnerability of this approach lies in the impossibility for posthumanism to legitimize it by referring to the essentialist view of man.

Маслова Ю.В.. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИСПАНСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ И ПОСЛЕДУЮЩЕМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА БАЗЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена вопросам изучения испанского языка на базе второго иностранного языка - английского. Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время возникает потребность рассматривать новые формы обучения студентов, владеющих двумя и более иностранными языками, при этом следует активно использовать те навыки, знания, умения и способности, которые уже были сформированы и развиты в процессе обучения первому иностранному языку. Целью работы является определить приемы, которые позволяют увеличить эффективность обучения испанскому языку как второму иностранному у студентов, изучающих английский язык как первый иностранный. В работе проводится сопоставление английского и испанского языков с целью выявления факторов, способствующих положительному переносу при изучении испанского языка как второго на базе английского, а также факторов, осложняющих процесс обучения испанскому языку в данных условиях. На базе проведенного анализа представлен ряд упражнений для обучения испанскому языку, включающих задания на восприятие, формирование речевых навыков и автоматизмов, совершенствование навыков и развитие речевых умений, в которых учитываются факторы положительного и отрицательного влияния первого иностранного языка. Представленные упражнения включают сравнение и сопоставление двух языков. Наблюдение, которое проводилось в процессе обучения двух групп студентов, показало, что учет взаимовлияния двух иностранных языков, а также включение в процесс обучения материалов, созданных для носителей английского языка, повышает интерес к языку и культуре, позволяет ускорить и облегчить процесс обучения испанскому языку.
The article considers teaching the Spanish language as a second foreign language to those students who already speak English as their first foreign language. The relevance of the work lies in the fact that at present new techniques of teaching students who speak two or more foreign languages should be reconsidered. It is also necessary to actively use the skills, knowledge and abilities that have already been developed while learning the first foreign language. The aim of the work is to identify the necessary techniques that can make teaching Spanish as a second foreign language to students studying English as their first foreign language more effective. The article compares English and Spanish in order to determine the factors contributing to a positive transference when learning Spanish as a second language, as well as those that complicate this process. Based on the analysis, a number of exercises are presented, which include those for initial perception, formation of speech skills and habits, development of the same and further training, which takes into account the factor of positive influence of the first foreign language and addresses the negative ones. The exercises presented include comparing and contrasting the two languages. The observation carried out while teaching two groups of students showed that taking into consideration the mutual influence of the two foreign languages, as well as including teaching materials for native English speakers in the learning process, increases students’ interest in the language and culture, and allows one to facilitate the process of learning Spanish.

Петров В.С.. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ВОЕННО-ШЕФСКОЙ РАБОТЫ

Статья посвящена проблеме реализации системы патриотического воспитания в Российской Федерации и основным направлениям ее развития. Автор дает определение военно-шефской работы и обращает внимание читателей на то, что она выступает в качестве наиболее эффективного инструмента при проведении мероприятий патриотической направленности. В статье представлены основные направления военно-шефской работы и раскрыты ключевые аспекты их содержания. Вызывают интерес перспективные тенденции развития системы патриотического воспитания, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы военно-шефской работы, оптимизацию деятельности органов государственной власти в данном направлении, укрепление связи гражданских институтов и силовых структур. Также в статье рассмотрены проблемные вопросы, с которыми приходится сталкиваться при реализации системы патриотического воспитания. Наиболее острыми из них являются: слабый уровень подготовки молодежи к службе в армии вследствие общего ухудшения здоровья и роста пагубных привычек; затруднения, связанные с привлечением военнослужащих запаса к организации и проведению военно-патриотических мероприятий; слабое финансирование и недостаточное нормативное обеспечение военно-шефской работы. Вместе с тем автор указывает на возможность устранения вышеперечисленных проблем в случае сосредоточения усилий на развитии военно-технической подготовки допризывной молодежи, а также проведении активной работы по популяризации и пропаганде славных боевых традиций и героических дел старших поколений. Таким образом, реализация ключевых положений системы патриотического воспитания обеспечит рост уровня духовности и патриотизма, снизит количество негативных общественных проявлений и позволит укрепить национальную безопасность страны в целом. Статья служит углублению теоретических представлений о военно-шефской работе и ее роли в системе патриотического воспитания, является отражением практики и педагогического опыта автора.
The article is devoted to the problem of the implementation of patriotic education system in the Russian Federation and the main directions of its development. The author gives a definition of military and patronage work and draws readers' attention to the fact that it serves as the most effective tool in conducting patriotic activities. The article presents the main directions of military and patronage work and reveals the key aspects of their content. The article highlights promising trends in the development of the system of patriotic education aimed at improving the regulatory and legal framework of military and patronage work, the optimization of public authorities in this direction, strengthening the connection between civil institutions and law enforcement agencies. The article also considers the problematic issues encountered in the implementation of the system of patriotic education. The most acute of them are: the weak level of preparation of young people for military service due to the general deterioration of health and growth of pernicious habits; difficulties associated with the involvement of reserve servicemen in the organization and conduct of military-patriotic events; poor financing and insufficient normative provision of military-sponsorship work. However, the author points out the possibility of eliminating the above-mentioned problems in case of focusing efforts on the development of military-technical training of pre-conscription youth as well as active work on the popularization and propaganda of the glorious military traditions and heroic deeds of the older generations. Thus, the implementation of the key provisions of the system of patriotic education will ensure the increase of spirituality and patriotism level, reduce the number of negative social manifestations and allow us to strengthen the national security of the country as a whole. The article serves to deepen theoretical ideas about military and patronage work and its role in the system of patriotic upbringing, it is a reflection of practice and pedagogical experience of the author.

Шведов С.Н., Сухорукова А.А.. ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Исследованы педагогические условия применения деятельностно-ценностного подхода в обучении курсантов военного вуза, а именно в процессе применения преподавателями электронных образовательных ресурсов. Описаны функции преподавателя и обучающихся при интерактивном взаимодействии, в рамках использования на занятиях по техническим дисциплинам программ для ЭВМ. Раскрыты некоторые аспекты алгоритма действий преподавателя при применении электронных ресурсов на занятиях с курсантами по техническим дисциплинам; трудности создания базы программ для ЭВМ, используемых на практических занятиях. Уделено внимание медиаконтенту в применяемых в подготовке специалистов образовательных ресурсах, участию в создании базы электронных образовательных ресурсов преподавателей, методистов, программистов. Изложены цели формирования познавательных и профессиональных ценностей курсантов, профессиональных компетенций, исследовательких способностей обучающихся при работе с программами для ЭВМ по техническим дисциплинам. Раскрыты деятельностные формы обучения, которые преподаватели применяют как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе, нацеленные на передачу целостного представления о будущей профессиональной деятельности с учетом саморефлексии личности. Научная новизна статьи заключается в описании реализации программ для ЭВМ по техническим дисциплинам на основе деятельностно-ценностного подхода. В результате обосновано активное применение преподавателями вузов деятельностно-ценностного подхода при использовании на занятиях электронных образовательных ресурсов. Статья представляет интерес для начинающих преподавателей вузов, методистов кафедр, адъюнктов и соискателей.
The pedagogical conditions for the use of the activity-value approach in teaching cadets of a military university, namely in the process of using electronic educational resources by teachers, have been investigated. The functions of the teacher and students are described in interactive cooperation, within the framework of using computer programs in the classroom in technical disciplines. Some aspects of the algorithm of the teacher's actions when using electronic resources in the classroom with cadets in technical subjects and difficulties in creating a database of computer programs used in practical training are revealed. The attention is paid to media content in educational resources used in training specialists, to the participation in the creation of a database of electronic educational resources for teachers, methodologists, programmers. The goals of the formation of cognitive and professional values of cadets, professional competencies, research abilities of students when working with computer programs in technical subjects are stated. The activity-based forms of teaching are revealed, which teachers use both in classroom and in extracurricular activities, aimed at conveying a holistic view of future professional activities, taking into account the self-reflection of the individual. The scientific novelty of the article lies in the description of computer programs implementation in technical disciplines based on the activity-value approach. As a result, the active use of the activity-value approach by university teachers when using electronic educational resources in the classroom has been substantiated. The article is of interest for novice university teachers, methodologists of departments, adjuncts and applicants.

Корнев С.В., Фуряева Т.В.. КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Способность к эффективному информационному поиску является одним из ключевых навыков человека в современном обществе. Общая тенденция развития образовательных систем состоит в их переориентации на формирование навыков самообразования, обучение стратегиям работы с информацией. Целью статьи является обоснование возможности использования потенциала конструктивистского подхода в обучении старшеклассников информационно-поисковой деятельности. В контексте конструктивистского подхода уточнено понятие «информационно-поисковая деятельность», разработаны и обоснованы педагогические условия формирования способности к осуществлению информационного поиска. Авторами описывается структура готовности к самоорганизации информационно-поисковой деятельности, включающая в себя мотивационный, процессуальный и рефлексивный компоненты, а также оценочно-диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности готовности старшеклассника к самоорганизации информационного поиска. В статье описывается разработанная авторами на основе идей педагогического конструктивизма и метакогнитивного обучения модель формирования готовности старшеклассников к самоорганизации информационно-поисковой деятельности, в основу которой положена интеграция в образовательный процесс комплекса специальных упражнений и заданий по выбору, апробации и рефлексии собственной информационно-поисковой деятельности. В рамках эксперимента на дисциплинах социально-гуманитарного цикла были реализованы методы проблемного, проектного, рефлексивного обучения, а также обучения метакогнитивным стратегиям взаимодействия с информацией. Проведенное опытно-экспериментальное исследование свидетельствует о возможности формирования готовности старшеклассников к самоорганизации информационно-поисковой деятельности на основе обучения метакогнитивным стратегиям в работе с информацией (поиском, отбором, осмыслением, освоением, преобразованием) в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла в общеобразовательной школе.
The ability to search for information effectively is one of the key skills of a person in the modern society. A general trend in the development of educational systems is their reorientation to the formation of self-education skills, training strategies for working with information. The purpose of the article is to substantiate the possibility of using the potential of the constructivist approach in teaching information and search activities to high school students. In the context of the constructivist approach, the concepts of “information search activity” are clarified, the pedagogical conditions for the formation of the ability to carry out information search are developed and justified. The authors describe the structure of readiness for self-organization of information search activity, it includes motivational, procedural and reflexive components, as well as evaluation and diagnostic tools for studying the level of the formation of high school students' readiness for self-organization of information search. The article describes a model developed by the authors on the basis of the ideas of pedagogical constructivism and metacognitive learning for the formation of high school students ' readiness for self-organization of information and search activities, which is based on the integration into the educational process of a set of special exercises and optional tasks, testing and reflection of their own information and search activities. Within the framework of the experiment, methods of problem-based, project-based, and reflexive learning, as well as teaching metacognitive strategies for interacting with information, were implemented into the subjects of the social and arts cycle. The conducted experimental research indicates the possibility of forming the readiness of high school students to self-organize information and search activities on the basis of teaching metacognitive strategies in working with information (search, selection, comprehension, development, transformation) in the process of studying the disciplines of the social and arts cycle in the comprehensive school.