Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (55) (2021)
УДК 159.91
DOI 10.24888/2073-8439-2021-55-3-6-14
СПЕЦИФИКА И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК КОМПОНЕНТА ИНТЕЛЛЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Исследовательская деятельность школьников традиционно рассматривается в качестве неотъемлемого компонента образовательного процесса. Статья посвящена описанию специфики исследования индивидуально-типологических особенностей старшеклассников с целью их учета в ходе интеллектного управления в математическом моделировании исследовательской деятельности обучающихся. Представлен диагностический комплекс, который планируется использовать для достижения поставленной цели. Обозначенный комплекс методик обеспечит диагностику параметров качества и успешности проектно-исследовательской деятельности субъекта: мотивация достижения цели и мотивация самореализации, ценностные ориентации и значимость исследовательской деятельности, когнитивная составляющая креативности, владение логическими операциями, стили мышления, умения, навыки и опыт проектно-исследовательской деятельности, готовность к научной коммуникации и диалогу. В статье дается полное описание вошедших в комплекс диагностических методик: тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громова), методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера; ориентационная анкета Басса). Данный диагностический комплекс позволит обеспечить интеллектное управление в математическом моделировании исследовательской деятельности обучающихся в контексте развертывания их индивидуальных образовательных траекторий. Представленное методическое обеспечение позволяет обеспечить согласованность полученных результатов на вводном и заключительном этапах исследования.
SPECIFICITY AND METHODS OF STUDYING INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS A COMPONENT OF INTELLECTUAL MANAGEMENT IN MATHEMATICAL MODELLING OF STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITIES
The research activity of schoolchildren is traditionally viewed as an integral component of the educational process. The article is devoted to the description of the specifics of the study of individual typological features of high school students in order to take them into account in the course of intellectual management in the mathematical modeling of students ' research activities. A diagnostic complex is presented, which is planned to be used to achieve this goal. The indicated set of methods will provide diagnostics of the parameters of the quality and success of the subject's design and research activities: motivation to achieve the goal and motivation for self-realization, value orientations and the significance of research activities, the cognitive component of creativity, knowledge of logical operations, thinking styles, skills, skills and experience of design and research activities, readiness for scientific communication and dialogue. The article gives a complete description of the diagnostic methods included in the complex: the Amthauer Intelligence Structure Test, a modification of the A. Mehrabian questionnaire test for measuring achievement motivation( TMD), diagnostics of the level of self-development and professional and pedagogical activity (L. N. Berezhnova), the “Value orientations” method (M. Rokich), the “Individual thinking styles” test (A. Alekseeva, L. Gromova), the method of diagnosing the orientation of the personality of B. Bass (the Smekal-Kucher Questionnaire; the Bass orientation questionnaire). This diagnostic complex will provide intelligent control in the mathematical modeling of students' research activities in the context of the deployment of their individual educational trajectories. The presented methodological support allows ensuring the consistency of the results obtained at the introductory and final stages of the study.
Список литературы
-
Harrison A.F., Brainson R.M. The art of thinking. New York: Berkley Books, 1984.
-
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
-
Гальперин П.Я. Управление процессом учения // Новые исследования в педагогических науках. 1965. № 4. С. 12-18.
-
Григорьева М.Н. К проблеме взаимосвязи направленности личности и асоциального поведения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 10-1. С. 128-136.
-
Дворяткина С.Н., Щербатых С.В., Смирнов Е.И. К вопросу о развитии креативности обучаемых в гибридных интеллектуальных системах // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции (14 октября 2020 г.). Под ред. М.В. Климовой и В.А. Мальцевой. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. С. 64-68.
-
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2010.
-
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
-
Козлов В.В., Мазилов В.А., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018.
-
Лалов Ю.В., Осадчук О.Л. Формирование профессионального мышления у будущих врачей посредством кейс-метода обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-2. С. 302-305.
-
Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 63-71.
-
Монахов М.Ю., Голубева С.К. К вопросу применения автоматизированных обучающих систем для управления учебной деятельностью и индивидуализации процесса обучения // Научный поиск. 2012. № 1. С. 44-48.
-
Никиреев Е.М. Психологические особенности направленности личности. М.: Московский социально-психологический институт, 2007. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб. Речь, 2002.
-
Смирнов Е.И. Интеллектуальное управление в оценочной деятельности: параметры и классификатор баз данных нейронной сети // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: Сборник тезисов докладов международной научной конференции, посвященной 180-летию педагогического образования в г. Ельце. Елец: Елецкий государственный универистет им. И.А. Бунина, 2020. С. 160-162.
-
Смирнов Е.И., Дворяткина С.Н., Щербатых С.В. Интеллектное управление в математическом моделировании исследовательской деятельности школьников // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. № 3(19). С. 48-61.
-
Сырникова Н.А. Интеллект, креативность и специальные способности // Вестник Новгородского государственного университета. 2014. № 79. С. 103-106.
-
Теров А.А. Педагогические условия индивидуализации образовательного процесса в сельской школе и самоактуализация личности старшеклассника // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 5. С. 252-262.
-
Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001.
-
Шалимова А.М. Социально-психологические факторы профессиональных ожиданий студентов-социологов: дис.. канд. псих. наук. М., 2008.
-
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М.: ВЛАДОС, 2001.