Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (55) (2021)
УДК 159.922
DOI 10.24888/2073-8439-2021-55-3-15-26
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ
В статье представлен теоретический и эмпрический анализ особенностей дистанционного обучения в университетах и его влияние на характеристики тревожности, психоэмоциональных состояний и стрессоустойчивости современных студентов. На основании анализа исследований, связанных с трансформацией формата обучения в период пандемии, авторами выявлены основные маркеры, способствующие проявлениям тревожности и снижению стрессоустойчивости. Цель исследования заключалась в определении специфики тревожности и стрессоустойчивости российских и китайских студентов в период обучения в дистанционном формате. Авторами статьи было организовано кросс-культурное эмпирическое исследование, в котором приняли участие российские и китайские студенты. Всего выборку составили 80 студентов: 40 российских (20 юношей и 20 девушек) и 40 китайских (20 юношей и 20 девушек) в возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся на 2-3 курсах бакалавриата. В исследовании использовались следующие методики: 1) Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; 2) Опросник «Самочувствие, активность, настроение» В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарая и М.П. Мирошникова; 3) Краткая шкала стрессоустойчивости (КШСУ) Е.В. Распопина. В результате проведенного исследования были выявлены специфические особенности проявления тревожности и стрессоустойчивости у российских и китайских студентов. Установлены значимые различия по показателям тревожности, стрессоустойчивости и составляющим психоэмоционального состояния, также определены значимые взаимосвязи между показателями самочувствия, активности, настроения, тревожности и стрессоустойчивости у студентов. На основе полученных данных в содержании статьи представлены выводы и рекомендации по оптимизации учебного процесса в университете с целью снижения тревожности и повышения стрессоустойчивости студентов в формате дистанционного обучения.
ANXIETY CHARACTERISTICS OF RUSSIAN AND CHINESE STUDENTS STUDYING ONLINE
The article presents a theoretical and empirical analysis of the features of online studying at universities and its impact on the characteristics of anxiety, psycho-emotional states and stress resistance of modern students. Based on the analysis of studies related to the transformation of the training format during the pandemic, the authors identified the main markers that contribute to the manifestations of anxiety and a decrease in stress resistance. The aim of the study was to determine the specifics of anxiety and stress resistance of Russian and Chinese students during the period of online studying. A cross-cultural empirical study was organized by the authors of the article, in which Russian and Chinese students took part. In total, the sample consisted of 80 students: 40 Russian students (20 boys and 20 girls) and 40 Chinese students (20 boys and 20 girls) enrolled in 2-3 undergraduate courses at the age of 18 to 25 years. The study used the following methods: 1) Ch.D. Spielberger’s Anxiety scale, adapted by Yu.L. Khanina; 2) V.А. Doskin, N.A. Lavrentieva, V.B. Sharai and M.P. Miroshnikov’s Questionnaire “Feelings, activity, mood”; 3) E.V. Raspopin’s Brief Stress Resilience Scale (KShSU). As a result of the study, specific features of the manifestation of anxiety and stress resistance in Russian and Chinese students were revealed. Significant differences in the indicators of anxiety, stress resistance and components of the psychoemotional state were established, as well as significant relationships between the indicators of well-being, activity, mood, anxiety and stress resistance in students were determined. On the basis of the data obtained, the content of the article presents conclusions and recommendations for optimizing the educational process at the university in order to reduce anxiety and increase students' resistance to stress in the format of online studying.
Список литературы
-
Александров А.Г., Лукьянёнок П.И. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 6. С. 5-14.
-
Алиева С.М., Тажутдинова Г.Ш. Выявление тревожности студентов при помощи теста «Дом, дерево, человек» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 1(6). С. 5-7.
-
Анашкина А.П., Доронина Н.А. Стрессоустойчивость как фактор подготовки студентов к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8850 (дата обращения: 06.09.2021).
-
Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2009.
-
Водопьянова Н.Е., Гофман О.О., Густелева А.Н., Сережин Д.В. Анализ трудностей дистанционного обучения студентов и поиск путей совладания с ними // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации. Материалы международной научно-практической онлайн-конференции. М.: Знание-М, 2020. С. 419-434. https://doi.org/10.38006/907345-50-8.2020.419.435
-
Крылов В.М., Крылова А.В., Пономарева Т.А. Образ жизни студентов в условиях самоизоляции // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 6(47). С. 43-48. https://doi.org/10.24153/2079-5912-2020-11-6-43-48
-
Малая О.Г., Ларионова В.А. Дистанционное обучение: реальность и проблемы // Предиктивный характер научных исследований и практика их реализации в условиях глобального кризиса в экономике и обществе. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 21-22 августа 2020 года. Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 48-51.
-
Маматов А.В., Немцев А.Н., Клепикова А.Г., Штифанов А.И. Методика применения дистанционных образовательных технологий преподавателями вуза. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.
-
Михайлова О.Б., Фаренникова Е.С. Особенности психологического самочувствия представителей различных профессиональных групп в период пандемии COVID-19 // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/67PSMN420.pdf (дата обращения: 06.09.2021).
-
Сергеев В.Н. Влияние условий обучения на показатели личностной тревожности студентов // Труды БГТУ. История, философия, филология. 2012. № 5. С. 80-82.
-
Соловьев В.Н. Адаптация, стресс, здоровье: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2005.
-
Фетисова Е.Ю., Миленин Н.С., Сеник А.И. Изучение влияния дистанционного обучения в условиях пандемии на здоровье обучающихся // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2020. Т. 2. С. 109-115.
-
Эхаева Р.М., Сугаипова Ф. Влияние тревожности на учебный процесс студентов // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-3(82). С. 116-120.
-
Kudinov S.I., Kudinov S.S., Kudinova I.B., Mikhailova O.B. (2017). The role of persistence in students’ self-realization // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2017. Vol. 5(2). Pp. 19-26. https://doi.org/10.5937/IJCRSEE1702019K
-
Mikhailova O.B., Kudinov S.I., Marin Jerez K.G. Value-Motivational Сharacteristics of Innovativeness as Prospects for Successful Self-Fulfillment // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6(3). Pp. 105-112. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s2p105