Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (55) (2021)
УДК 37.01
DOI 10.24888/2073-8439-2021-55-3-27-34
ГУМАНИТАРНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Проблемное поле заявленной в заголовке педагогической и частнодидактичекой тематики во многом обусловлено фоном в современном российском образовании, т.е. общественно-политической обстановкой в регионе, стране, и мире в целом, который оказывает на него опосредованное воздействие. Рассматриваемые аспекты с точки зрения современных научных исследований в философской и психолого-педагогической интерпретации, а также в практическом осмыслении признаются приоритетными. Данный опус в рамках лонгитюдного исследования является продолжением авторских публикаций по обозначенной тематике, целевая установка которых - отражение особенностей регионального подхода в плане актуализации интеллектуальной составляющей гуманитарной самоорганизации личности как ценности. Методология и материалы. Исследовательский контекст в контексте гуманистической парадигмы образования коррелирует с концептуальными положениями авторской теории и практики культурного самоопределения непосредственных участников педагогических преобразований и трансформаций как цель, процесс и результат гуманитарной самоорганизации личности. Поисковой эмпирической базой для реализации комплексной ценностной модели служат педагогические практики в системе непрерывного образования учителя-гуманитария. Проблемное поле и задачи искомых интегрированных практик фокусируются на становлении личностной концептосферы индивидуального языка педагога как важной структурной компоненты гуманитарной самоорганизации личности в процессе критического осмысления исторических текстов. Результаты. Проектное видение и осмысление оптимальных условий непрерывного образования учителя-гуманитария представлены в пространстве инновационных педагогических практик тьюторской поддержки и сопровождения. Системная корректировка коммуникативного формата дополнительных профессиональных программ нового поколения, в основании которых лежат обновленное содержание и технология диалогового проектирования, позволяет обеспечить персонифицированное обучение. Гуманитарная самоорганизация личности как комплексное интеллектуальное ядро отражает процесс освоения структурных элементов ценностно-смысловой сферы, концептосферы современного гуманитарного знания. Заключениe. Авторы подчеркивают значимость создания творческой модели языкового существования личности в образовании, находящей отражение в ее культурных текстах, а также признают искомую модель в качестве одной из возможных в аспекте культивирования разумного начала в образовании, отмечая ее актуальность в плане реализации адаптивного образовательного процесса в региональных условиях.
HUMANITARIAN SELF-DETERMINATION OF A PERSONALITY: REGIONAL AND AXIOLOGICAL ASPECTS
Problem statement of this study links with the relevance of the authors’ longitudinal research intended to meet the pedagogues’ interests, possibilities, and their motives for recurrent education based on personalized training strategy and tactics in the frameworks of current university education and additional professional programmes of the In-Service Institute. The purpose of this paper is to stand back from the surface details of formal and informal education of teachers and to provide some of the prospects on creating axiological priorities of professional education spaces in line with innovative approaches to teaching and learning the ways of interpretation of database on the «difficult» issues of National History and Culture. Methodology and materials of the research reflect on the main concepts of acculturation of the educational environment, harmonious interaction of both educators and learners, historical memo, national and language consciousness which constitute the basis for the comprehensive value dominant model, and are focused on transforming the socio-cultural atmosphere of a particular region and the country where the dominant values of national and cultural identity have sharply worsened during the past twenty years. Results and their discussion based on scientific exposition that concern the axiology of the problem statements distinguished via three main groups of scholarship, methodology and pedagogy of civil education and national public school education in the frameworks of the problem issues of what to teach (Knowledge Content) and the issue of how to establish for training and learning of students innovation educational practices (Technological Aspects) for efficacy (Personality ConceptSphere of Dominant Values). In conclusion, there come some of the authors’ findings on personalized training and learning that compose the axiological model of «management techniques» on the solution of «difficult» questions of Russian history integrated into the concept sphere of the learner via the Thesaurus and Knowledge Content efficacy of additional professional programmes.
Список литературы
-
Bolshanina, L. V. (2019). Assessment of the level of development of communicative competence of future teachers in the educational space of the university [Otsenka urovnya razvitiya kommunikativnoy kompetentsii budushchikh pedagogov v obrazovatel'nom prostranstve vuza]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, (5), 69-78.
-
Bulankina, N. E., & Umbrashko, K. B. (2018). Regional history in the formation and development of the personality of students. Sibirskiy uchitel', (1), 69-74.
-
Bulankina, N. E., & Molokova, A. V. (2020). Methodological Support for Educators: recurrent professional development perspectives in the aspect of distance learning. Pedagogicheskiy IMIDZh, (4), 648-657. http://doi.org/10.32343/2409-5052-2020-14-4648-657
-
Bulankina, N. E., Bracher, S., & Umbrashko, K. B. (2018). Topical Issues of Psychological Balance of the Participants of the Polycultural Educational Space. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve, (2), 72-77. http://dx.doi.org/10.24888/2073-8439-2018-41-1-53-59.
-
Egorova, E. V., Bulankina, N. E., & Mishutina, O. V. (2021). Features of pedagogical design of a digital language course for the university students. In 15th International Technology, Education and Development Conference (pp. 639-644). IATED. http://doi.org/10.21125/inted.2021.0159
-
Hoffman, D. M. (2008). Cross-cultural adaptation, learning, and Americans at school. In School and society: Learning content through culture (pp. 163-180). New York: Praeger Publ.
-
Kareva, N. V. (2020). Competency-based approach in implementing higher educational programs [Kompetentnostnyy podkhod pri realizatsii obrazovatel'nykh programm v vysshey shkole]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve, (1), 48-56. http://doi.org/10.24888/2073-8439-2019-49-1-48-56
-
Konovalenko, E. P. (2020). The importance innovative training forms of cadets of educational institutions EMERCOM of Russia with value attitude to future profession [Rol' innovatsionnykh form podgotovki kursantov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy MChS Rossii s tsennostnym otnosheniem k budushchey professii]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve, (1), 64-74. http://doi.org/10.24888/2073-8439-2019-49-1-64-74
-
Parker, W. C. (2006). “Advanced”. Ideas about democracy: toward a pluralist content of citizenship education. Teachers College Record, 98(1), 104-125.
-
Passov, E. I. (2013). Theory of Methodology: principles of foreign language Education [Teoriya metodiki: printsipy inoyazychnogo obrazovaniya]. Vol. 6. Lipetsk.
-
Zolotarev, S. P. (2020). Socio-Cultural and technological risks: socio-philosophical aspect [Sotsiokul'turnye i tekhnogennye riski: sotsial'no-filosofskiy aspekt]. KANT, (3), 129-133.
-
Кravtzov, U. V., & Mishutina, О. V. (2021). Foreign language for international professional communication: integrative aspect in teaching [Inostrannyy yazyk kak sredstvo mezhdunarodnogo professional'nogo obshcheniya: integrativnyy aspekt v prepodavanii]. Vestnik pedagogicheskikh innovatsiy, (2), 78-85. http://doi.org/10.15293/1812-9463.2102.08
-
Каrtashova,V. N. (2020). Education at German Universities: the problem of multiculturalism and ways of its solution [Obuchenie v nemetskikh universitetakh: problema mnogoyazychiya i puti resheniya]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve, (1), 57-63. http://doi.org/10.24888/2073-8439-2019-49-1-57-63